Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

Психологи считают игру ведущей  деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника  занимают игры, которые создаются  самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В играх дети воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Основными особенностями  сюжетно-ролевой игры являются:

Соблюдение правил. Правила  регламентируют действия ребенка и  воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Взрослым сложно сделать то, что  им не нравится, а ребенку это  в сотни раз сложнее. Просто так  умение действовать по правилу у  ребенка не появляется. Важным этапом дошкольного развития является сюжетно - ролевая игра, где подчинение правилам вытекает из самой сути игры. [5]

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные нормы, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре  формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. [10]

Социальный мотив игр. Социальный мотив закладывается в сюжеты сюжетно-ролевой игры. Игра - это возможность для ребенка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений•:Когда игра достигает своего пика, то ребенку становиться недостаточно заменять отношения следствие чего зреет мотив сменить свои статус. Единственный способ, как он это может сделать. - это пойти в школу.

 В сюжетно-ролевой  игре идет эмоциональное развитие.

Особенности сюжетно-ролевой  игры Игра ребенка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни  ему еще не доступны. Многие отечественные  психологи задавались следующими вопросами: «Испытывает ли ребенок чувства  или только изображает их? Какое  влияние оказывают они на формирование морального облика ребенка?» А. Н. Леонтьев считает, что в самой глубине  генезиса игры, в самых ее истоках  имеются эмоциональные основания. Изучение детских игр подтверждает правильность этой мысли. Ребенок отличает игру от действительности, в речи дошкольников часто присутствуют такие слова: «как будто», «понарошку» и «по-правде». Но несмотря на это, игровые переживании всегда искренни. Ребенок не  притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу, водитель серьезно озабочен тем, удастся ли спасти  попавшего в аварию товарища.[20]

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама» — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя  новую роль, погружается в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в дорогом  игрушечном магазине или сшита заботливой бабушкой из Катиных же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над младенцами, а испытывает настоящее чувство материнской любви к своему «ребеночку». С усложнением игры и игрового замысла чувства  детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Когда ребенок подражает космонавтам, он передает свое восхищение ими, мечту стать таким же. А при этом возникают новые чувства: ответственность за  порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. И. М. Сеченов дал физиологическое  обоснование значения игры для формирования чувств, он доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение  действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка. Из вышесказанного можно сделать вывод, что, сюжетно-ролевая игра - это школа чувств, в ней  формируется эмоциональный мир малыша. [14]

 В ходе сюжетно-ролевой  игры происходит  развитие интеллекта  дошкольника. Развитие замысла  в сюжетно-ролевой игре связано  с общим умственным развитием  ребенка, с  формированием его  интересов. У детей дошкольного  возраста возникает интерес к  различным событиям жизни, к   разным видам труда взрослых; у них появляются любимые герои  книг, которым они стремятся подражать.  Вследствие чего и замыслы  игр становятся более стойкими, иногда на длительное время  овладевают их воображением. Некоторые  игры (в «моряков», «летчиков»,  «космонавтов») продолжаются неделями, постепенно развиваясь. Появление  длительной перспективы игры  говорит о новом, более высоком  этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение  изо - дня в день одной и той же темы, как это бывает у  малышей, а постепенное развитие, обогащение задуманного с:ти. Благодаря этому мышление и воображение  детей становятся целенаправленными. Продолжительное пребывание ребенка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает.[10]

В сюжетно-ролевой игре развивается воображения и творчество. Плановость, согласованность действий в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляет одну из характерных особенностей детства. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. [22]

Развитие речи. В создании образа особенно велика роль слова. Слово  помогает ребенку выявить свои мысли  и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Развитие целенаправленности, способности комбинирования связано с развитием речи, со все возрастающей способностью облекать в слова свои замыслы.

Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения  непосредственно связано с усвоением  речи. Задержанные в своем речевом  развитии дети оказываются отсталыми  и в развитии воображения. Между  речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается  и активизируется в игре, а с  другой — сама игра развивается  под влиянием развития речи. Ребенок  словом обозначает свои действия, и  этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить  действия, выразить свои мысли и  чувства. В старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются  с помощью слова. Особенно заметна  роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки, говорит за них. Элемент  режиссуры содержится в каждой: игре с куклами. «Мама» говорит и действует, и за свою дочку-куклу.

Выдающийся русский психолог Л. С. Выготский также отмечал, что, хотя ребенок создает в ходе ролевой  игры воображаемые ситуации, чувства, которые он при этом испытывает, самые настоящие. «Катя — мама»  — говорит крошечная девочка, и, примеряя на себя новую роль, погружается  в воображаемый мир. И, независимо от того, куплена ли ее «дочка» в  дорогом  игрушечном магазине или  сшита заботливой бабушкой из Катиных  же старых колготок, маленькая мама не просто повторяет за старшими манипуляции, которые положено совершать над  младенцами, а испытывает настоящее  чувство материнской любви к  своему «ребеночку».[6]

В психолого-педагогической литературе одни исследователи утверждают, что о результате игры не может  быть и речи, другие доказывают, что  в игре возможен результат. Они считают, что результатом игры является более  глубокие представления детей о  жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в ее процессе товарищеские чувства, гуманное отношение  к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности  детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейший  результат игры - глубокая эмоциональная  удовлетворенность детей самим ее процессом [9].

 

ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.

2.1. Опытно-экспериментальная  работа по выявлению уровня сформирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

 

Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста на базе ГУО Ясли - сад №2 г. Каменца был проведен эксперимент.

В эксперименте приняли участие  дети старшей группы в количестве 16 человек.

На первом этапе эксперимента была проведена первичная диагностика  уровня сформированности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии и показатели:

  • когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность);
  • мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность);
  • эмоционально-волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
  • действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической  обработки результатов исследования и получения количественных показателей  были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности  в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном  объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той  или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая  степень самостоятельности в  принятии задачи и поиске способа  ее выполнения. Испытывая трудности  в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения  условий ее выполнения и получив  подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и  о желании искать способы решения  задачи, но совместно со взрослым.

Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности мы остановились на четырех заданиях, два из которых предполагали активную продуктивную деятельность дошкольников и действенный способ познания - конструирование фигурок из бумаги (оригами) и составление узоров из кубиков (по типу кубиков Кооса). Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов - прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали  сказку и складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному (в присутствии и при  участии экспериментатора).

Результаты диагностики  на констатирующем этапе показали, что дети находились примерно на одном  уровне развития познавательной активности.

Кроме того, можно было отметить и некоторые психологические  особенности, свойственные познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста до проведения формирующего эксперимента. Большинство детей  ориентировались на картинки, которые  представляли собой возможность  сложения целостного изображения. Дети часто проявляли ригидность, использовали только один тип возможностей. Стремясь найти какой-то определенный вариант, дети обычно не замечали случайно появляющиеся другие возможности, для них было характерно отсутствие инициативы в  поиске различных способов использования  материала.

Проведенная на констатирующем этапе диагностика познавательной активности и наглядного моделирования  позволила выявить преобладание, в основном, среднего и низкого  уровней их развития у старших  дошкольников.

Результаты диагностики  представлены в таблице 2.( Приложение №1)

В процентном отношении результаты диагностики можно представить  в виде таблицы 3.(Приложение №2)

В результате проведенной  работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что 26 % всех испытуемых имеют низкий уровень сформированности познавательной активности, исходя из четырех критериев, определенных в начале эксперимента. Эти дети не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре