Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа
Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.
67 % испытуемых показали средний уровень. Эти дети, испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.
Лишь 7 % детей имеют высокий уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития. С этой целью нами был проведен формирующий этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе.
Первое условие игры, как увлекательной деятельности – наличие у ребенка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира. Чтобы осуществить игровой замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях взрослых с предметами, об их отношениях.
Свою работу мы начали с того, что провели с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре. (Приложение 3)
Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. Нами использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:
Была разработана схема подготовки к играм детей. (Приложение 4) В данной схеме была отражена подготовка к играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Школа». Как, показал констатирующий эксперимент, именно эти игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схему были включены такие игры, как «Космонавты», «Строители».
В ходе развития сюжета воспитатель давал совет, направленный на развитие игры: «маме» советовал пойти с «дочкой» на «праздник», Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель так же были участником игры, и выполнял ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.
Была проведена экскурсия на почту. Во время экскурсии воспитатель—знакомил ребят с работниками почты: с сортировщицей, почтальоном, телеграфистом, оператором по приему бандеролей и посылок, начальником почты, шофером, а также обращал внимание детей на то, как- там продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки; рассказывал детям о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они написаны. Также воспитатель объяснял, что почтальон каждый день носит в дома газеты, журналы, письма. Можно послать и посылку — положить в ящик вещи, игрушки, конфеты и др. По возвращении в группу воспитатель раздал детям бумагу и цветные карандаши и предложил им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Когда рисунки были сделаны, педагог посоветовал детям написать под ними «Маме и папе» и подписать свое имя. Затем воспитатель дал каждому ребенку купленный им утром на почте конверт, попросил аккуратно положить в него свой рисунок, показал, как заклеить конверт, как и где, приклеить марку. После того, как ребята выполнили задание воспитателя, он подошел к каждому из них, написал на конверте адрес его родителей, при этом, показывая ребенку, что пишет название улицы, где он живет, номер - егo дома и квартиры, а внизу — адрес детского сада и имя ребенка-отправителя. Затем педагог похвалил детей за хорошо сделанные рисунки и сказал, что мама и папа будут очень рады получить к празднику такой подарок и что завтра они вместе с ребятами пойдут отправлять свои письма.
На следующий день во время прогулки педагог вместе с детьми подошли к ближайшему почтовому ящику и каждый из детей сам опустил в него свое письмо.
В группе педагог провел
беседу с детьми о том, что они
видели на почте, рассмотрел с ними
соответствующие открытки, картинки,
рисунки и вместе с детьми составил
рассказы по их содержанию. Однако для
более глубокого осознания
Потом воспитатель напомнил ребятам, что все - и работники почты, и ее посетители — разговаривают приветливо друг с другом, употребляя «волшебные» слова.
Проведение экскурсии способствовало обогащению знаний детей, пробуждало у них любознательность.
Для обогащения игровых действий
использовались беседы и рассказы детей
об играх. В процессе рассказывания
актуализировались детские
Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствовали ее обогащению и развитию, кто работает на почте, что продают на почте, из чего сделаны конверты, на чем перевозят почту, заставлял детей вспомнить, что они знают о почте.
Одной из характерных игр детей подготовительной группы можно считать игру «поликлиника», которая должна способствовать формированию у детей положительного отношения к деятельности медицинского персонала.
С этой целью проводилась экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» И. Туричина, сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме.
В поликлинике детям показали различные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет, кабинет офтальмолога и др. Педагог объяснял ребятам все, что они видели. При этом педагог все время подводил к одной мысли: доктор старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гулять, играть, заниматься.
По мере развития ролевых
игр типа «поликлиника» у детей
появлялась потребность в, изготовлении
атрибутов для игры. Педагог предоставил
каждому ребенку по листу картона,
на котором изображены медикаменты
и некоторые медицинские
В ходе игры перед детьми ставились задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые они приобрели при знакомстве с трудом людей на почте. Детям предлагалось вылепить машины, самолеты, поезда и подумать, в какие города нашей и других областей можно доставить почту, посылки. В дальнейшем в играх дети использовали полученные знания. Рядом с «поликлиникой» дети строили больницу, столовую, магазин, библиотеку, парикмахерскую. Таким образом, познания труда и отношений взрослых служило примером совместных действий в игре.
Игра как деятельность,
в которой разыгрываются
Однако бытующие в практике
игры в «войну» нередко
Воспитывая у детей патриотические чувства, прежде всего мы, формировали у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.
Детей мы знакомили с памятниками, которые увековечили подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники, установленные в нашем городе.
Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами — способствовали воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.
Особое место отводилось отбору художественной литературы. Поэтому обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения интереса дошкольников к героическому (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.).
Под влиянием рассказов о воинах возникали игры детей. Сначала воспитатель организовывал военно-спортивные игры, в которых дети отражали мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следил за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечалось лучшее исполнение роли, поощрялись достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствовало формированию у детей целеустремленности, настойчивости.
Исполнение ролей «солдат» требовало от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, «солдатам» — отлично выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.
Перед каждой игрой, с детьми проводился разговор-обсуждение: кто какую роль берет на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. Важное значение имело согласование действий детей. Руководство взрослого, который передавал детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играло особую роль. Общение со взрослым в игре помогало детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. Чтобы придать игре целенаправленнный характер, была разработана карта-схема. Воспитатель изготовлял ее с детьми, намечал, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).
В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» — прыжки в длину с места — 60—70 см.
В такой взаимосвязи сюжетно-