Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

67 % испытуемых показали  средний уровень. Эти дети, испытывая  трудности в решении задачи, дети  не утрачивают эмоционального  отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым.

Лишь 7 % детей имеют высокий  уровень сформированности познавательной активности. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляли упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Полученные результаты позволяют  сделать вывод, что у большинства  испытуемых низкий и средний уровень  познавательной активности, что говорит  о необходимости ее развития. С  этой целью нами был проведен формирующий  этап эксперимента, о чем и пойдет речь в следующем параграфе. 

 

 

 

2.2.Создание педагогических  условий для развития формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

 

Первое условие игры, как  увлекательной деятельности – наличие  у ребенка знаний об окружающих его  предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального  мира. Чтобы осуществить игровой  замысел, дети должны располагать достоверными сведениями о реальных действиях  взрослых с предметами, об их отношениях.

Свою работу мы начали с  того, что провели с детьми беседу на выявление у детей интереса к игре. (Приложение 3)

Следующий этап нашей работы был связан с обогащением детей  знаниями, впечатлениями, представлениями  об окружающей жизни. Нами использовались следующие основные методы обогащения знаний детей об окружающем мире:

  • Экскурсии;
  • Встречи с людьми разных профессий;
  • Эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • Рассказ воспитателя с использованием специально подобранных фотографий, картин, репродукций о событиях, происходящих в нашей стране;
  • Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением окружающей жизни;
  • Индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления дошкольников о явлениях общественной жизни, о моральных категориях;
  • Инсценировка литературных произведений с использованием игрушек, персонажей кукольного театра;
  • Этические беседы.

Была разработана схема  подготовки к играм детей. (Приложение 4) В данной схеме была отражена подготовка к играм, таким как «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Школа». Как, показал констатирующий эксперимент, именно эти игры вызывают у детей наибольший интерес, но сюжеты данных игр однообразны. Также в схему были включены такие игры, как «Космонавты», «Строители».

В ходе развития сюжета воспитатель давал совет, направленный на развитие игры: «маме» советовал пойти с «дочкой» на «праздник», Такие советы обогащали содержание игры. В некоторых случая воспитатель так же были участником игры, и выполнял ведущую роль. В играх выполнение ведущей роли давало возможность направлять воображение детей, влиять на развитие сюжета, побуждать детей к общению, руководить в игровой форме их поведением.

Была проведена экскурсия на почту. Во время экскурсии воспитатель—знакомил ребят с работниками почты: с сортировщицей, почтальоном, телеграфистом, оператором по приему бандеролей и посылок, начальником почты, шофером, а также обращал внимание детей на то, как- там продают бумагу, конверты, открытки, марки, принимают посылки; рассказывал детям о том, что письмо кладут в конверт, на который наклеивают марку, на конверте пишут адрес и опускают письмо в почтовый ящик. Потом письма везут на машине, поезде или самолете далеко, на другую почту, и там их берет почтальон, кладет в большую сумку и несет тому, кому они написаны. Также воспитатель объяснял, что почтальон каждый день носит в дома газеты, журналы, письма. Можно послать и посылку — положить в ящик вещи, игрушки, конфеты и др. По возвращении в группу воспитатель раздал детям бумагу и цветные карандаши и предложил им нарисовать для мамы и папы красивый рисунок. Когда рисунки были сделаны, педагог посоветовал детям написать под ними «Маме и папе» и подписать свое имя. Затем воспитатель дал каждому ребенку купленный им утром на почте конверт, попросил аккуратно положить в него свой рисунок, показал, как заклеить конверт, как и где, приклеить марку. После того, как ребята выполнили задание воспитателя, он подошел к каждому из них, написал на конверте адрес его родителей, при этом, показывая ребенку, что пишет название улицы, где он живет, номер - егo дома и квартиры, а внизу — адрес детского сада и имя ребенка-отправителя. Затем педагог похвалил детей за хорошо сделанные рисунки и сказал, что мама и папа будут очень рады получить к празднику такой подарок и что завтра они вместе с ребятами пойдут отправлять свои письма.

На следующий день во время  прогулки педагог вместе с детьми подошли к ближайшему почтовому ящику и каждый из детей сам опустил в него свое письмо.

В группе педагог провел беседу с детьми о том, что они  видели на почте, рассмотрел с ними соответствующие открытки, картинки, рисунки и вместе с детьми составил рассказы по их содержанию. Однако для  более глубокого осознания труда  работников почты, их взаимоотношений  экскурсий, иллюстраций и фотографий недостаточно. Особое место занимает художественная литература, позволяющая  дать ребенку достоверные знания, через призму которых он осознает наблюдаемые в жизни явления. Воспитатель вместе с детьми рассмотрел и прочитал детские книги: Н. Григорьева «Ты опустил письмо», А. Шейкина  «Вести приходят так». После чтения, рассматривания иллюстраций дети отвечали на вопросы.

Потом воспитатель напомнил ребятам, что все - и работники  почты, и ее посетители — разговаривают  приветливо друг с другом, употребляя «волшебные» слова.

Проведение экскурсии  способствовало обогащению знаний детей, пробуждало у них любознательность.

Для обогащения игровых действий использовались беседы и рассказы детей  об играх. В процессе рассказывания  актуализировались детские представления, усиливалась работа воображения, возникали  творческие игровые замыслы, совершенствовалась речь детей. Установление связи между  занятиями, где дети рассказывали о своих играх, с игровым творчеством, взаимообогащало игровую и познавательную деятельность дошкольников. Детям, например, предлагалось рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят почтовый, ящик, конверты, бумага, марки, открытки, газеты, журналы).

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствовали ее обогащению и развитию, кто работает на почте, что продают на почте, из чего сделаны конверты, на чем перевозят почту, заставлял детей вспомнить, что они знают о почте.

Одной из характерных игр  детей подготовительной группы можно  считать игру «поликлиника», которая  должна способствовать формированию у  детей положительного отношения  к деятельности медицинского персонала.

С этой целью проводилась экскурсия в поликлинику. Беседа с медицинским персоналом поликлиники. Посещение медицинского кабинета в детском саду. Чтение произведений «Больной» Ю. Яковлева, «С человеком беда» И. Туричина, сказки «Доктор Айболит» К. И. Чуковского. Просмотр мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстративного материала по теме.

В поликлинике детям показали различные кабинеты: рентгеновский, зубной кабинет, кабинет офтальмолога и др. Педагог объяснял ребятам все, что они видели. При этом педагог все время подводил к одной мысли: доктор старается, чтобы все были здоровы, чтобы никто не заболел, а если кто-нибудь заболевает, он лечит, делает так, чтобы у детей не болели уши, зубы, чтобы можно было гулять, играть, заниматься.

По мере развития ролевых  игр типа «поликлиника» у детей  появлялась потребность в, изготовлении атрибутов для игры. Педагог предоставил  каждому ребенку по листу картона, на котором изображены медикаменты  и некоторые медицинские инструменты. Например нарисованные кружочки (таблетки), бутылочки (йод, микстура, капли), термометр, стетоскоп, пипетка, шприц и т. д.. Дети с большим интересом принялись за изготовление атрибутов.

В ходе игры перед детьми ставились задачи дальнейшего обогащения ее сюжета, применения тех знаний, которые  они приобрели при знакомстве с трудом людей на почте. Детям предлагалось вылепить машины, самолеты, поезда и подумать, в какие города нашей и других областей можно доставить почту, посылки. В дальнейшем в играх дети  использовали полученные знания. Рядом с «поликлиникой» дети строили больницу, столовую, магазин, библиотеку, парикмахерскую. Таким образом, познания труда и отношений взрослых служило примером совместных действий в игре.

Игра как деятельность, в которой разыгрываются воображаемые ситуации, дает ребенку возможность  действовать не только в условиях настоящего времени, но и прошлого. Исполнение привлекательных ролей  героев-воинов в играх способствует приобщению детей к событиям героического прошлого, воспитанию патриотических чувств.

Однако бытующие в практике игры в «войну» нередко заканчиваются  драками и, естественно, в таких  играх воспитывается жестокость, грубость. Они наполняются бесцельными  действиями, дети размахивают палками, кричат, и все, как один, подражают  друг другу. Бессодержательные игры в «военных» не несут в себе определенных педагогических функций, не способствуют нравственному воспитанию ребенка. Поэтому взрослые часто  стремятся отвлечь внимание детей  от военной тематики, прибегают к  запрещению этих игр.

Воспитывая у детей  патриотические чувства, прежде всего мы, формировали у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины.

Детей мы знакомили с памятниками, которые увековечили подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники, установленные в нашем городе.

Экскурсии к памятникам, рассматривание картин, чтение художественной литературы, беседы с детьми о воинах, встречи с ветеранами — способствовали воспитанию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.

Особое место отводилось отбору художественной литературы. Поэтому  обсуждение отрывков произведений, содержание которых способствовало появлению  у детей сочувствия, сопереживания, является одним из приемов пробуждения  интереса дошкольников к героическому (например, такие произведения, как В. Никольского «Солдатская школа», Л. Кассиля «Твои защитники» и др.).

Под влиянием рассказов о воинах возникали игры детей. Сначала воспитатель организовывал военно-спортивные игры, в которых дети отражали мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков. Детям предлагалось выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать. Эти упражнения выполнялись на участке детского сада. «Командир» (сначала эту роль берет на себя воспитатель) следил за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т. д. Отмечалось лучшее исполнение роли, поощрялись достижения нерешительных детей. Повторение упражнений с тем, чтобы добиться нужного результата, способствовало формированию у детей целеустремленности, настойчивости.

Исполнение ролей «солдат» требовало от детей и определенных действий, и проявления определенных качеств. Так, «командиру» надо наметить в игре задачу и проследить, как  она выполняется, «солдатам» — отлично  выполнить задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. «Медсестры» также должны быстро действовать, уметь выполнить задание.

Перед каждой игрой, с детьми проводился разговор-обсуждение: кто  какую роль берет на себя, как  действует, чьи распоряжения выполняет. Важное значение имело согласование действий детей. Руководство взрослого, который передавал детям свой нравственный опыт, приобщая к социальной жизни взрослых, в этих играх играло особую роль. Общение со взрослым в игре помогало детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняли. Чтобы придать игре целенаправленнный характер, была разработана карта-схема. Воспитатель изготовлял ее с детьми, намечал, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, и т. д. А затем дети уже самостоятельно намечали свои маршруты, вместе с «командиром» обсуждали их, чертили карту-план. На карте — штаб, госпиталь. Выделены и те объекты, которые надо преодолеть, — узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

В игре использовались те основные движения, которые предусмотрены  программой. Например, в игре «Переправа через мост» — ходьба приставным шагом по скамейке; в игре «Танкисты» — катание на двухколесном велосипеде по прямой, повороты направо и налево; в игре «Что умеют солдаты» —  прыжки в длину с места — 60—70 см.

В такой взаимосвязи сюжетно-ролевой  и спортивной игр заложены возможности  совершенствования движений ребенка, а также повышения двигательной активности, что особенно актуально  в настоящее время. Сам фактор физической тренировки в сюжетно-ролевых играх способствует проявлению волевых качеств: самостоятельности, решительности, настойчивости.

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре