Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа
Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.
В развернутой форме игра - это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.
Приложение 8
Анкета для родителей
Вопросы |
Варианты ответов | ||
Часто ли Ваш ребенок играет дома? |
Да |
Нет |
Свой вариант |
Знаете ли вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку? |
Да |
Нет |
Свой вариант |
Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для него игры, но которые не нравятся вам? |
Да |
Нет |
Свой вариант |
Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно? |
Меньше 1 часа |
От 1 до 2 часов |
Свой вариант |
Как часто Вы предлагаете ребенку новый для него игровой сюжет или он сам его предлагает? |
Предлагаю я, по мере надобности |
Выбирает самостоятельно |
Свой вариант |
Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка? |
Из игр детского сада |
Телевидения и компьютерных игр |
Свой вариант |
В какие игры чаще всего играет ваш ребенок? |
настольные |
Сюжетно-ролевые |
Свой вариант |
Предлагаете ли вы ребенку поиграть в конкретную игру? |
Да |
Нет |
Свой вариант |
Настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого желания? |
Да |
Нет |
Свой вариант |
Как выбираются вами игры для ребенка? |
На свое усмотрение |
На усмотрение ребенка |
Свой вариант |
Приложение 9
Анкетирование воспитателей
вопросы |
Варианты ответов | ||
Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников |
да |
нет |
Свой вариант |
Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры |
Да |
нет |
Свой вариант |
Как вы планируете игровую деятельность детей |
С учетом детских интересов |
Четко по программным рекомендациям |
Свой вариант |
Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой |
да |
нет |
Свой вариант |
Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям |
Да, конечно |
Нет, но программа требует |
Свой вариант |
Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты |
Пока не надоест ребенку прежний сюжет игры |
Стараюсь предлагать сюжет раз в 1 - 2 недели |
Свой вариант |
Откуда данные сюжеты появляются |
Из программы |
из наблюдений за играми, беседами детей друг с другом |
Свой вариант |
Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете |
Да, создаем атрибуты совместно с детьми |
Нет, используем только подручные средства |
Свой вариант |
Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр |
да |
Нет (чего именно не хватает) |
Свой вариант |
Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей |
да |
Нет (что именно не соответствует) |
Свой вариант |
Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам |
Да, конечно |
Однозначно, нет |
Свой вариант |
Приложение 10
Родительское собрание в
старшей группе
«Роль игры в развитии детей дошкольного
возраста»
Цель
Форма проведения. Дискуссия.
Ход собрания.
Воспитатель. Задумывались ли вы, почему
дети любят играть? Что дает игра ребенку?
Помните, во что играли вы в своем детстве?
(Предлагает перечислить
игры.)
Воспитатель. Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.
Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?
Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.
О значении игры в развитии
ребенка сказано очень много.
Игра - потребность детского организма,
средство разностороннего воспитания
ребенка.
Вопросы родителям.
(Воспитатель
предлагает желающим
Воспитатель.
В игре ребёнок обучается:
Ситуация для анализа.
На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.
Вопросы родителям.
Воспитатель.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Мнение родителей.
На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.
Вопросы родителям.
Есть ли другие точки зрения
о значении детской игры?
(Желающим предлагается высказаться.)
Воспитатель.
Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.
Помните, что ребенку бывает
трудно выйти из игры, пре рвать
ее, переключиться на другие виды деятельности.
Эту особенность можно
На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.