Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

В развернутой форме игра - это коллективная деятельность, в  которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

Анкета для родителей

 

Вопросы

Варианты ответов

Часто ли Ваш ребенок играет дома?

Да

Нет

Свой вариант

Знаете ли вы, какие игрушки  наиболее интересны вашему ребенку?

Да

Нет

Свой вариант

Разрешаете ли Вы играть ребенку в какие-то интересные для  него игры, но которые не нравятся вам?

Да

Нет

Свой вариант

Сколько времени в день играет Ваш ребенок самостоятельно?

Меньше 1 часа

От 1  до 2 часов

Свой вариант

Как часто Вы предлагаете  ребенку новый для него игровой  сюжет или он сам его предлагает?

Предлагаю я, по мере надобности

Выбирает самостоятельно

Свой вариант

Откуда, на Ваш взгляд, появляются игровые сюжеты ребенка?

Из игр детского сада

Телевидения и компьютерных игр

Свой вариант

В какие игры чаще всего  играет ваш ребенок?

настольные

Сюжетно-ролевые

Свой вариант

Предлагаете  ли вы ребенку поиграть в конкретную игру?

Да

Нет

Свой вариант

Настаиваете ли вы в выборе игры, если он не высказывает особого  желания?

Да

Нет

Свой вариант

Как выбираются вами игры для  ребенка?

На свое усмотрение

На усмотрение ребенка

Свой вариант


 

Приложение 9

Анкетирование воспитателей

вопросы

Варианты ответов

Вы диагностируете игровые  интересы и предпочтения своих воспитанников

да

нет

Свой вариант

Используете ли вы результаты диагностики для организации  сюжетно-ролевой игры

Да

нет

Свой вариант

Как вы планируете игровую  деятельность детей

С учетом детских интересов

Четко по программным рекомендациям

Свой вариант

Настаиваете ли вы на том, чтобы  дети играли в игры, предлагаемые программой

да

нет

Свой вариант

Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям

Да, конечно

Нет, но программа требует

Свой вариант

Насколько часто вы предлагаете  детям новые игровые сюжеты

Пока не надоест ребенку  прежний сюжет игры

Стараюсь предлагать сюжет  раз в 1 - 2 недели

Свой вариант

Откуда данные сюжеты появляются

Из программы

из наблюдений за играми, беседами детей  друг с другом

Свой вариант

Подбираете ли вы игровые  атрибуты для игр, каким образом  вы это делаете

Да, создаем атрибуты совместно  с детьми

Нет, используем только подручные  средства

Свой вариант

Имеется ли все необходимое  в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр

да

Нет (чего именно не хватает)

Свой вариант

Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей

да

Нет (что именно не соответствует)

Свой вариант

Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам

Да, конечно

Однозначно, нет

Свой вариант


 

 

Приложение 10

Родительское собрание в  старшей группе 
«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель

  • дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
  • заинтересовать проблемой;
  • приобщить к игре ребенка в условиях семьи;
  • выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Форма проведения. Дискуссия.

Ход собрания.

Воспитатель. Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?  
(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель. Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это "школа", "детский сад", "больница", "куклы", "война" и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей. Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель. Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.  
Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

  1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
  2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель  предлагает желающим высказаться,  после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается:

  • Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
  • Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  • Осознать своё реальное место среди других людей.
  • Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  • Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  • Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  • Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация  для анализа.

На участке детский  гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

  • Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.
  • Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
  • Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!
  • Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
  • За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.
  • Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.
  • Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.
  • Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.
  • Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.
  • А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...
  • А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

  1. Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?
  2. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает  новые и уточняет уже имеющиеся  у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У  него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что  видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается  отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить  бодрое настроение.

Мнение  родителей.

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит  у экрана телевизора, компьютера, слушает  сказки в записи. Тем более в  игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А  знания он и так получит в детском  саду.

Вопросы родителям.

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?  
(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это  пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие  для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно "приготовить" кукле "яичницу", палочкой сделать  укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что  ребенок в игре словно забывает о действительности верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, пре рвать  ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким  образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: "Доктор, вашим больным нужен  покой, им пора спать", или напомните "водителю", что машины едут в  гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения "понарошку", "как будто", "по правде". Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, "понарошку". Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передач.

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре