Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

 

 

Приложение 5

Схемы построения ролевого диалога.

Сюжетно-ролевая  игра «Парикмахерская»

 

Директор

Парикмахеры

Клиенты

Кассир

Шофер

Продавец

Директор

 

Передают пожелания клиентов

Благодарят за хорошую работу

Сдает отчеты за определенный промежуток времени

Сдает товар, передает чек из магазина

Общается (по телефону), информирует  о поступлении новых товаров, рекламирует их

Парикмахер 

Организует и контролирует работу, устраняет конфликты, дает советы в  процессе работы

Обсуждает новые прически, стрижки, общаются

Объясняют какую стрижку или прическу хотят от мастера, проверяют работу (довольны или нет), благодарят

Принимает чеки от парикмахера

   

Клиент 

Беседуют о том, как им нравится обслуживание, устраняет конфликты

Беседуют о предстоящей прическе, стрижке, дают советы по прическе и  по уходу за волосами, общаются, выписывают чек для оплаты кассиру

Устанавливают очередь, общаются

Принимает деньги по чеку

   

Кассир 

Организует и контролирует работу, проверяет отчетность

 

Предъявляют чек для оплаты, платят за работу мастера

     

Шофер

Дает задание и заявку на приобретение товара в магазине, общается

       

Упаковывает товар, выписывает чек

Продавец 

Договариваются о том, сколько  и каких товаров необходимо, что  есть в наличии на данный момент (по телефону)

     

Передает заявку на товар, получает товар и грузит, берет чек

 

Сюжетно-ролевая  игра « Школа»

 

Ученик

Родитель

Учитель другого класса

Учитель

Отвечает на уроке, выполняет  поручения, пишет под диктовку, слушает  учителя

Интересуется успехами своего ребенка, провожает в класс, приходит на родительское собрание

Дают советы, беседуют о  работе

Ученик

Общаются на переменах, делятся  информацией, берет «буксир»

Спрашивает об успеваемости, помогает учить уроки, дает советы, обращается с просьбой

 

Директор

Выполняет поручения, полученные учителем

Просит перевести в  другой класс, узнает о зачислении в  школу, общаются

Жалуется на отдельных  учеников, подчиняется указаниям

Охранник

Показывает ученический  билет при входе (пропуск), соблюдает  правила поведения в школе

Сообщает по какому вопросу он пришел

Просит пропустить кого-либо, беседуют


 

Сюжетно-ролевая  игра «Библиотека»

 

Заведующий 

Библиотекарь

Читатели 

Шофер

Продавец в книжном магазине

Заведующий 

 

Рассказывает о пожеланиях читателей, совместно готовят выставки и  встречи.

Дают советы по работе библиотеки, принимают участие в выставках  и встречах.

Принимает накладную, отчитывается за товар по накладной

Рекламирует свой товар (по телефону)

Библиотекарь

Распределяет и контролирует работу, разрешает конфликты.

Общаются, готовят выставки и встречи, заботятся о книжном фонде.

Расписываются в формулярах, просят подобрать литературу, благодарят за помощь.

   

Читатели

Организует выставки, встречи, беседует о том, как им нравится обслуживание.

Выписывает формуляр, выдает книги, записывает в формуляр, беседует о прочитанном, помогает подобрать нужную литературу

Общаются, беседуют о прочитанном, участвуют в выставках, встречах

   

Шофер

Выписывает накладную, проверяет  привезенную литературу по накладной.

     

Набирает литературу по накладной, упаковывает.

Продавец в магазине

Договариваются о необходимой  литературе по телефону.

   

Предъявляет накладную, загружает  и разгружает товар.

 

 

Сюжетно-ролевая  игра «Аптека»

 

Заведующая

Покупатель

Провизор-аптекарь

Шофер

Кассир

Провизор-аптекарь

Контролирует качество работы, выдает зарплату.

Покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарства.

Выполняют совместную работу, общаются.

Подвозит лекарства.

Выдает чек, получает деньги в соответствии с ценой, названной провизором.

Фармацевт

Дает указания по изготовлению лекарств, выдает зарплату.

Просит изготовить то или иное лекарство  по рецепту, выданному врачом.

Общаются.

Подвозит компоненты для изготовления лекарств по рецептам.

 

Покупатель

Общаются, регулирует спорные вопросы.

Занимает очередь, общаются.

Принимает рецепт и заказ, упаковывает  и выдает лекарство, объясняет, как  его нужно принимать.

 

Получает деньги, выдает чек.

Шофер

Выдает зарплату, отправляет за новыми лекарствами.

       

Кассир

Контролирует работу, выдает зарплату.

Платит деньги за лекарство.

     

 

 

Приложение 6

«Полет птицы».

Цель: снятие возбуждения, тревоги, усталости.

Всем нам  часто снятся прекрасные сны. В них  мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Мы узнаем секрет красоты  и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое и гибкое, как в воде. Небо – это голубое  царство великолепных птиц. Одна из самых красивых – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза. Давайте  подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь!» Шея лебедя напряжена, вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки – крылья, шире, плавно…Молодцы! Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и ..выпрямите резко… Глубокий вдох и.. О чудо! Мы взлетели!…Вдох-выдох… (3 р.) Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое и голубое небо вокруг, приятная прохлада…тишина...покой. Вдох – выдох. Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая птица! Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно. Спустимся пониже еще ниже еще ниже. Вот уже совсем близко поле лес дом, люди… И вот ноги легко коснулись земли… Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья. Замечательный был полет! Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь – красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким Утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто его не понимал. Но не страшно родиться Гадким Утенком важно хотеть быть лебедем. Все прекрасное когда – нибудь сбывается, нужно только очень-очень верить.

Упражнение  выполняется под спокойную музыку.

 

 

Приложение 7

Консультация для воспитателей на тему:

«Сюжетно – ролевая  игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»

Дошкольный возраст считается  классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает  наиболее развитую форму особый вид  детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых  ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь  взрослых и отношения между ними.

Согласно концепции детской  игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка

В игре дошкольник приближает мир взрослых к себе, различает  видимые и смысловые поля, научается  действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный  стул лодкой, плывущей по волнам.

Центральным моментом ролевой  игры является роль, которую берет  на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я доктор»), но, что самое  главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как  бы отождествляет себя с ним. Через  выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной  форме воплощает связь ребенка  с обществом

Наиболее характерным  моментом роли является то, что она  не может осуществляться вне практического  игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и  действовал бы только в умственном плане — в представлении и  воображении. Роль всадника, доктора  или шофера невозможно выполнять  только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Что же составляет основное содержание ролей, которые берут  на себя дети и которые они реализуют  посредством игровых действий?

На основное содержание ролевой  игры, решающее значение оказывает  окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них  особенно привлекательным. 

В игре, как нигде, отражается стремление детей участвовать в  жизни взрослых. Сюжетно-ролевая  игра не хаотична, а подчинена вполне определенной структуре (в ней различают  сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы, например, прием больного).

Главная задача сюжетно –  ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой  игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения  партнера и его переживаний.

Что малыш приобретает  в этой игре? Прежде всего, ребенок  в этой игре отражает отношения, специфические  для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие. 

И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство  ребят не знакомы или плохо  знакомы с различными сторонами  жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и  доступный детям, оказался для них  за семью печатями. Многие дошкольники  не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был  труд их родителей, а естественное желание  быть «как мама» или «как папа»  воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так  сложилось, что основной игрой детей  стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений  между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются  вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается  на развитии воображения. Что же можно  сделать в этой ситуации? Выход  есть. Если раньше дети не нуждались  в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются  дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра - это  модель взрослого общества, но связи  между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные  ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с  точки зрения детей для нее  атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу  две мамы. У детей среднего дошкольного  возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так  или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно  сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

В игре воспитывается интерес  и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий  и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к  труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре