Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

Для проверки эффективности  проведенных занятий был организован  также контрольный этап эксперимента, на котором выявили существенные изменения в уровне познавательной активности у детей экспериментальной  группы, с которыми был проведен формирующий эксперимент.

Проведенные исследования зафиксировали  достоверный рост уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, участвовавших в деятельности по экспериментальной программе. Предложенная нами совокупность факторов педагогического воздействия, включающая в себя принципы обучения и определяемая ими совокупность педагогических методов, приемов, форм организации занятия с использованием сюжетно-ролевой игры является эффективным средством развития познавательной активности старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Эффективность процесса формирования познавательной активности дошкольников зависит от целенаправленной совместной деятельности воспитателя и дошкольников по выбору оптимального пути подготовки дошкольника к самостоятельной  познавательной деятельности.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что основными задачами и  направлениями развития познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста является:

  1. Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий.
  2. Систематизирование накопленной и полученной информации посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация). Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее.

Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

 

Список использованных источников

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М, 1968.
  2. Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985. - С.165-191.
  3. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: Смысл; Эксмо, 2003.
  4. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии, 1961. - №2. - С.62-76.
  5. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973. - 275с.
  6. Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько - Минск, 2000.
  7. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России - М.: Просвещение, 1986.
  8. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988 г. 8
  9. Зворыгина Е. В Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989г. № 5.С. - 31-40.
  10. Краснощекова Н.В. К 78 Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста /Н.В. Краснощекова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 251 с. - (Школа развития).
  11. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000.- С.32.
  12. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
  13. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982-145.
  14. Мудрова А.Ю Золотая коллекция игр для детей. Развивающие, дидактические, сюжетно–ролевые, подвижные / Сост. Мудрова А.Ю., Москва, Центрполиграф, 2011
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 6-е изд., стереотип. - М: Издательский центр "Академия", 2000. - 456с.
  16. Немов Р.С., 1995 Издательство «Просвещение», 1995
  17. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.А. Соломенникова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с. (Развитие и воспитание школьника)15
  18. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. Под ред. Дубровиной. М. - 1999г.
  19. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов.3-е изд., перераб. - СПб.: Питер,2009.
  20. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
  21. Щукина Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2001.
  22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебн. пособие для студ. Средн. Пед. Уч. Заведен. – М Издат. Центр «Академия» 1996
  23. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. – М.,2000.
  24. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. - Шадринск, 1992.- С.34.
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры М., 1999, с. 197-315
  26. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Фельдштейна Д.И – М, 1995.

 

 

 

Приложение  1

Таблица 2 - Показатели уровня сформированности познавательной активности на констатирующем этапе эксперимента

Испытуемые

когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

эмоционально-волевой (проявление положительных  эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению  познавательных задач)

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная группа

5

9

2

3

12

1

6

10

0

3

11

2


 

Приложение 2

Таблица 3 - Результаты констатирующего  этапа

Критерии и показатели

Констатирующий этап

Когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

31%

56%

13%

мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, ее завершенность)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

19%

75%

6%

эмоционально-волевой (проявление положительных  эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению  познавательных задач)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

37%

63%

-

действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребенка)

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

ЭК

18%

69%

13%


 

Приложение 3

1.Диагностика  игровых интересов дошкольников  подготовительной группы.

Вопросы для  беседы с ребенком

1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?

2. Нравятся ли тебе  игры, в которые ты играешь  с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь  дома?

3. Кем ты чаще всего  бываешь в игре, какую исполняешь  роль? Кем бы ты хотел быть  еще?

4. У тебя есть любимые  игрушки? С какими игрушками  ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки  или фотографии самых разных  игрушек, можно прогуляться по  группе, осмотрев все имеющиеся  в ней игрушки).

5. Ты сам придумываешь  игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?

При анализе ответов детей  необходимо обратить внимание:

- на игровые интересы  и предпочтения детей в детском  саду и дома;

- на любимые сюжеты  и роли;

- на любимые игрушки;

 

Приложение 4

Схемы подготовки к играм  детей.

Игра «Космонавты»

 Цель: Способствование  военно-патриотической подготовке  дошкольников. Воспитание ответственного  отношения к учению. Совершенствование  физической подготовки. Обучение  самостоятельно развивать сюжет  игры.

Примерный объем знаний

Космонавты — люди особые, они  работают в космическом доме, куда прилетают на ракете; в космическом  доме есть «прихожая», где хранятся скафандры, рабочий отсек (столы  для работы, стадион для тренировок, кухня, медицинский кабинет), кладовая для горючего. Что такое невесомость и как она влияет на жизнь и работу людей в космосе.

Необходимые для игры атрибуты.

Ракета с пультом управления, микрофон, наушники, подзорная труба, фотоаппарат, планшет, блокноты, скафандры, пакеты со специальной едой, карта  звездного неба, стенд с фотографиями космонавтов, выставка детских рисунков по теме игры.

Работа на занятиях: по ознакомлению с окружающим

рассказ воспитателя о космосе  и космонавтах с использованием иллюстраций; по развитию речи — составление  рассказов «Что я видел во время  полета в космос»; по ознакомлению с  художественной литературой — чтение отрывков из книги А. Леонова «Я выхожу в космос»; по изобразительной деятельности — рисование по темам «Что я  видел на другой планете», «Звездное  небо», «Животные, птицы и растения других планет», «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие»; по конструированию — постройка  из крупного «Строителя» «космического  дома»; по рунному труду — изготовление подзорной трубы и бинокля; дидактическая  игра «Экипаж космического корабля».

Работа вне занятий

рассказ воспитателя о труде  космонавтов; работа в книжном уголке (чтение книг Е. Левитана «Малышам о  звездах и планетах»; Обуховой «Как мальчик стал космонавтом»; «Тайна третьей планеты»); выставка детских  рисунков по теме игры; театрализованная деятельность (кукольный театр «К нам прилетели инопланетяне»); досуг  «Веселые старты».

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры


 

 

 

Игра «Детский сад»

Цель. Закрепление знаний детей о работе медсестры и  врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности  за труд взрослых для них, желания  оказать им посильную помошь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

 

Необходимые для игры атрибуты.

. Куклы, игрушечная посуда, набор  «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители. 

Работа на занятиях

Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Занятие: «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Рисование на эту тему Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду».

Работа вне занятий

Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Организация  труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Наблюдение труда прачки.

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры


Игра «Семья»

Цель. Побуждение детей творчески  воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствование умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

 

Необходимые для игры атрибуты.

Куклы, игрушечная посуда, мебель,

игровые атрибуты (передники, косынки), музыкальные инструменты, предметы - заместители.

Работа на занятиях

Игры-занятия «Как будто дома у 

нас младенец», «Как будто дома папа и дедушка, а мамы нет дома», «Мамин праздник», «Праздник в семье»,

«День рождения куклы».

Работа вне занятий

Беседы о взаимоотношениях в

семье. Совместные игры с детьми подготовительной и младшей групп.

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры


 

Игра «Школа»

Цель. Формирование умения творчески  развивать сюжет игры. Обучение детей  справедливо распределять роли в  играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно  полезный труд взрослых.

 

Необходимые для игры атрибуты

. Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради,  ручки, карандаши), предметы-заместители. 

Работа на занятиях

Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Беседа с учителем 1-го класса.

Работа вне занятий

Экскурсия в школу .Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры


 

Игра «Строительство»

Цель. Формирование умения творчески  развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений  о строительстве, о его этапах. Закрепление знаний о рабочих  профессиях. Воспитание уважения к  труду строителей.

Необходимые для игры атрибуты

Строительный материал, каски, Сюжетно-ролевые  игры дм дошкольников

Работа на занятиях

Чтение сказки «Теремок», произведений

«Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева. Просмотр фильма о строителях. Рисование на тему: «Строительство дома». Изготовление атрибутов для игр.

Работа вне занятий

Экскурсии на стройку. Беседа со строителем.

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры


 

Игра «Магазин»

Цель. Обучение детей реализовывать  и развивать сюжет игры. Закрепление  знаний о функционировании магазина. Формирование навыков культурного  поведения в общественных местах.

Необходимые для игры атрибуты

Плакат «Магазин», прилавки, кассы, бумага, карандаши, несколько игрушечных весов, счеты, банки емкостью 0,5 л, 1 л, 2 л, пластилин, природный материал, предметы-заместители, одежда для продавцов, сумки, кошельки.

Работа на занятиях

Этическая беседа о поведении 

ребят в общественных местах, в  том числе в магазине

Работа вне занятий

Экскурсия в магазин. Беседа с администрацией 

магазина. Сооружение прилавков и  касс. Изготовление 

атрибутов для игры.

Работа с родителями

помощь в изготовлении атрибутов  и участие в анализе итогов игры

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре