Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

"Для ребенка на этой  ступени его психического развития, - продолжает А.Н. Леонтьев, - еще  не существует отвлеченной теоретической  деятельности, отвлеченного созерцательного  познания, и поэтому осознание  выступает у него, прежде всего,  в форме действия. Ребенок, осваивающий  окружающий его мир, - это ребенок,  стремящийся действовать в этом  мире.

Поэтому ребенок в ходе развития осознания им предметного  мира стремится вступить в действенное  отношение не только к непосредственно  доступным ему вещам, но и к  более широкому миру, т.е. стремится  действовать, как взрослый" (там же, с.18). Основной парадокс при переходе от предметной игры к ролевой заключается в том, что непосредственно в предметном окружении детей в момент этого перехода существенного изменения может и не произойти. У ребенка были и остались все те же игрушки - куклы, автомобильчики, кубики, мисочки и т.п. Более того, и в самих действиях на первых этапах развития ролевой игры ничего существенно не меняется. Все эти предметы и действия с ними включены теперь в новую систему отношений ребенка к действительности, в новую аффективно-привлекательную деятельность. Благодаря этому они объективно приобрели новый смысл. Ребенок на границе перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенным переживанием.

Обобщенность и сокращенность игровых действий является симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны деятельность.

К этому следует добавить еще одну особенность ролевой  игры, которая недостаточно оценивалась. Ведь ребенок, сколь эмоционально ни входил бы в роль взрослого, все же чувствует себя ребенком. Он смотрит  на себя через роль, которую он на себя взял, т.е. через взрослого человека, эмоционально сопоставляет себя со взрослым и обнаруживает, что он еще не взрослый. Сознание того, что он еще ребенок, происходит через игру, а отсюда и возникает новый мотив - стать взрослым и реально осуществлять его функции.

Л.И. Божович [1] показала, что к концу дошкольного возраста у ребенка возникают новые мотивы. Эти мотивы приобретают конкретную форму желания поступить в школу и начать осуществлять серьезную общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. Для ребенка это и есть путь к взрослости.

Игра же выступает как  деятельность, имеющая ближайшее  отношение к потребностной сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Те тенденции, на которые указывал ряд авторов [2,3,7,8,11,18], как на лежащие в основе возникновения игры, в действительности являются результатом развития в дошкольном возрасте, и особое значение при этом имеет ролевая игра.

Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают  новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Гипотетически можно представить себе, что именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.

Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все  свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребенок начинает оперировать  в мыслимом, условном пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образам игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию децентрации –важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.[18]

Влияние сюжетно-ролевой  игры на развитие мышления изучали ряд авторов [13]. В частности Ж. Пиаже, посвятивший исследованию мышления ребенка большое количество экспериментальных исследований, характеризует основное качество мышления детей дошкольного возраста, от которого зависят все остальные, как "познавательный эгоцентризм". Под этой особенностью Пиаже понимает недостаточное отграничение своей точки зрения от других возможных, а отсюда и ее фактическое господство. Проблеме "познавательного эгоцентризма", возможности его преодоления и перехода мышления на более высокую ступень развития посвящено довольно много разнообразных исследований.

Процесс перехода от уровня мышления, характерного для дошкольного  периода развития, к более высоким  формам очень сложен. Нам представляется, что выделение взрослого как  образца действия, возникающее на границе раннего и дошкольного  периодов развития, уже содержит в  себе возможности такого перехода. Ролевая игра приводит к изменению  позиции ребенка - со своей индивидуальной и специфически детской - на новую  позицию взрослого. Само принятие ребенком роли и связанное с этим изменение  значений вещей, вовлекаемых в игру, представляет собой непрерывную  смену одной позиции на другую.

Д.Б. Эльконин [13] предположил, что игра является такой деятельностью, в которой и происходят основные процессы, связанные с преодолением "познавательного эгоцентризма". Экспериментальную проверку этого предположения провела В.А. Недоспасова [12] в специальном исследовании, носившем характер экспериментального формирования "децентрации" у детей.

Прежде всего, укажем, что  этот эксперимент является моделью  не всякой ролевой игры, а только такой, в которой есть хотя бы один партнер, т.е. коллективной игры. В такой  игре ребенок, взявший на себя определенную роль, действуя с этой новой позиции, вынужден принимать во внимание и  роль своего партнера. Он должен координировать свои действия с ролью партнера, хотя сам в этой роли и не находится.

Кроме того, все предметы, которые вовлечены в игру и  которым приданы определенные значения с точки зрения одной роли, должны восприниматься всеми участниками  игры именно в этих значениях, хотя с ними реально и не действуют. Таким образом, игра выступает как  реальная практика не только смены  позиции при взятии на себя роли, но и как практика отношений к  партнеру по игре с точки зрения той роли, которую выполняет партнер, не только как реальная; практика действий с предметами в соответствии с  приданными им значениями, но и как  практика координации точек зрения на значения этих предметов без непосредственного  манипулирования ими. Это и есть каждоминутно происходящий процесс "децентрации". Игра выступает как кооперированная деятельность детей. Ж. Пиаже уже давно указывал на значение кооперации для формирования операторных структур. Однако он, во-первых, не отмечал того, что сотрудничество ребенка со взрослыми начинается очень рано, и, во-вторых, считал, что настоящая кооперация наступает только к концу дошкольного возраста вместе с возникновением игр с правилами, которые, по мысли Ж. Пиаже, требуют общего признания допускаемых условий. В действительности такая своеобразная кооперация возникает вместе с возникновением ролевой игры и является ее необходимым условием. [13]

Игра имеет важное значение в формирование умственных действий. В советской психологии широкое развитие приобрели исследования формирования умственных действий и понятий. Разработке этой важнейшей проблемы мы обязаны прежде всего исследованиям П.Я. Гальперина и его сотрудников. П.Я. Гальпериным [9] в результате многочисленных экспериментальных исследований, носивших характер экспериментально-генетического формирования умственных действий и понятий, были установлены основные этапы, через которые должно проходить формирование всякого нового умственного действия и связанного с ним понятия. Если исключить этап предварительной ориентировки в задании, то формирование умственных действий и понятий с заранее заданными свойствами проходит закономерно следующие этапы: этап формирования действия на материальных предметах или их материальных моделях-заместителях; этап формирования того же действия в плане громкой речи; наконец, этап формирования собственно умственного действия (в некоторых случаях наблюдаются еще и промежуточные этапы, например формирование действия в плане развернутой речи, но про себя и т.п.). Эти этапы могут быть названы этапами функционального развития умственных действий.

В ходе исследования игры Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. Вполне оправдалось положение Л.С. Выготского [10, стр14], что в игре "ребенок плачет, как пациент, и радуется, как играющий" и что в игре ежеминутно происходит отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли.

Все приведенные факты  с достаточной убедительностью  свидетельствуют, что в игре происходит существенная перестройка поведения  ребенка - оно становится произвольным. Под произвольным поведением понимают поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан  ли он в форме действий другого  человека или в форме уже выделившегося  правила) и контролируемое путем  сопоставления с этим образцом как  эталоном.

А.В. Запорожец [8] первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различен. А.В. Запорожец установил, что в ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяются фаза подготовки и фаза выполнения. "Более высокие формы строения движений впервые возникают на ранних генетических стадиях лишь при решении задач, которые благодаря своей внешней оформленности, благодаря наглядности и очевидности тех требований, которые они предъявляют ребенку, организуют его поведение определенным образом. Однако, в процессе дальнейшего развития, эти более высокие формы организации движения, которые прежде каждый раз нуждались в благоприятных условиях, впоследствии приобретают известную устойчивость, становятся как бы обычной манерой двигательного поведения ребенка и проявляются в условиях уже самых разнообразных задач, даже в тех случаях, когда нет налицо внешних обстоятельств, им благоприятствующих" [8 стр.139].

Игра имеет значение и  для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления  некоторых отклонений в поведении  отдельных детей, и еще для  многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Те стороны психического развития, которые были нами выделены и в отношении которых было показано определяющее влияние игры, являются самыми существенными, так как их развитие подготавливает переход на новую, более высокую ступень психического развития, переход в новый период развития.

Значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста велико. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что значение игры "определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны психического развития личности ребенка в целом, развития его сознания" [19]

 

1.3. Особенности  развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

В данном параграфе мы попытаемся выяснить влияние игры на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Для этого нам необходимо дать характеристику игры; показать, чем игра отличается от других видов деятельности; выяснить причины, позволяющие нам судить об игре как творческой деятельности, а также проследить взаимосвязь игры и развития познавательной активности у старших дошкольников.

 В отечественной и  зарубежной психолого-педагогической  литературе игра рассматривается  как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием  всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже  в ряде случаев говорят о  результате, но при этом каждый  из элементов игровой деятельности специфичен [8]. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. Средствами игры являются:

знания о людях, их действия, взаимоотношениях, переживаниях, выражение  в образах, речи, переживаниях и действиях  ребенка;

способы действия с определенными  предметами в определенных жизненных обстоятельствах;

те нравственные оценки и  чувства, которые выступают в  суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных  действиях людей.

Дошкольное детство —  самый важный период становления  личности. В эти годы ребенок приобретает  первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться  определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и  привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста —  игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются  все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его  психике, которые подготавливают переход  к новой, более высокой стадии развития. [20]

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре