Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста.
Цели исследования.
1. Определить особенности познавательной сферы детей в сюжетно-ролевой игре.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 132.96 Кб (Скачать)

Введение

Дошкольное детство - совершенно своеобразный период развития человека. В этом возрасте перестраиваются  вся психическая жизнь ребенка  его отношение к окружающему  миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения[18]

У детей в старшем дошкольном возрасте должно быть развито умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, отображать характерные черты игрового образа. Содержанием детских игр становятся не только режимные моменты, но и различные праздники, экскурсии, труд взрослых. Особо возрастает интерес к играм с общественной тематикой. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность (Бойченко H. A. и др."Сюжетно-ролевые игры дошкольников "Изд-во «Радянська школа», Киев, 1982 г.)

Актуальность исследования определяется настоятельной потребностью дошкольной педагогики в изучении не только нравственно-социальных вопросов воспитания детей в сюжетно-ролевой  игре, но и умственного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования этой ведущей  деятельности. Познавательное развитие детей в сюжетно-ролевой игре и разработка педагогических условий  этого развития является актуальной областью дошкольной педагогики. Вопросы  умственного воспитания детей в  игре, для своего решения требуют  получения новых материалов, характеризующих  особенности протекания мыслительных процессов, осуществляемых детьми при  индивидуальном или совместном решении  игровых задач. Как показывают исследования (Л.С. Выготского, 1966 [4] ; Л.И. Божович, [1] 1968; А.В. Запорожца, [8] 1966; Л.С. Славиной, [11] 1948; Ф.И. Фрадкиной, [17] 1966; Д.Б. Эльконина, [16] 1978 и др.) именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии.

Объектом данного исследования является формирование познавательной активности в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного  возраста.

Цели исследования.

1. Определить особенности  познавательной сферы детей в  сюжетно-ролевой игре.

2. Разработать педагогические  условия формирования познавательной  активности старших дошкольников  в сюжетно-ролевой игре.

Гипотеза  исследования. Предполагается, что определяющей особенностью познавательной сферы дошкольников в сюжетно-ролевых играх является совместное решение детьми игровых задач. Развитие познавательной сферы в игре происходит за счет совершенствования способов решения игровых задач. Этот процесс, по-видимому, зависит от содержания педагогической работы, направленной на обогащение знаний детей об окружающий их жизни. Можно допустить, что обогащение развития познавательной сферы детей при формировании самостоятельной игровой деятельности происходит в процессе усвоения и функционирования двух типов знания конкретных и общих.

Задачи исследования.

1.Изучить структуру и  содержание познавательной сферы  детей старшего дошкольного возраста  в сюжетно-ролевых играх.

2.Определить педагогические  условия формирования познавательной  сферы детей в сюжетно-ролевой  игре.

Гипотеза исследования: Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если обеспечить систему использования сюжетно-ролевых игр на специально организованных занятиях и в повседневной жизни; максимально обеспечить познавательную активность детей, комплексное решение всех задач, относительно развития психически познавательных процессов. Познавательная активность дошкольника значительно повышается при использовании сюжетно-ролевых игр.

Мы провели исследование на базе детского сада, обследуя старших  дошкольников ГУО «Ясли - сад №2 г. Каменца» Всего нами было обследовано 16 старших дошкольника. Из них 9 мальчика и 7 девочек.

Структура нашей работы определяется целью и задачами исследования, состоит  из введения, теоретической части, практического  исследования, заключения, списка литературы и 12 приложений.

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ.

1.1.Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре в психолого-педагогической литературе.

Игра - общепризнанное педагогическое средство всестороннего воспитания детей. В системе воспитания, в том числе и в игре одно из главных по значимости мест всегда отводилось воспитанию ума ребенка, развитию познавательной активности и обогащению его знаниями. Примечательно, что к проблеме умственного воспитания в игре в разные исторические периоды обращались многие ученые.

Значение игры для духовного  роста, умственного развития ребенка  отмечалось в трудах Я.А. Коменекого, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, К.Д. Ушинокого, М. Монтесори и других педагогов. В работах Дж. Селли, К. Бюллера, В. Штерна, Д. Дьюи, Ф. Бойгендайка, П.Ф. Калгерева, А.И. Сикорского игра рассматривалась в связи с развитием у ребенка воображения, фантазии, стремления к творчеству, отмечалось значение игры для созревания способностей (В.Штерн). Игры детей развивают их чувства (К. Бюллер), являясь пробными или экспериментальными (К.Гросс) развивающими (Ф. Бойтандвйк).[23]

Игра понималась многими  учеными прошлого как явление  детской жизни, связанное с самостоятельным  преобразованием действительности.

Исторически закономерно, что  в советской дошкольной педагогике игра вызывает интерес современных  ученых к проблеме реализации развивающей  функции игры в практике воспитания дошкольников в игреигре.

Игра рассматривалась  в марксистской литературе в контексте  проблемы ее генезиса и значения для  социального развития ребенка (Г.В. Плеханов), и в качестве педагогически  ценного средства познания окружающего (И.К. Крупская).[24]

Н.К. Крупская на заре становления  советской дошкольной педагогики писала о творческом характере детских  игр, подчеркивала живую связь игр  детей с окружающей их жизнью, с  трудом. В игре, как и в работе, писала она, главное - постановка цели и ее выполнение. По мнению Н.К. Крупской и А.С. Макаренко игра готовит  детей к труду. Высокая культура игры способствует зарождению высокой  культуры деятельности. В последующих  работах советских ученых идея развивающей  функции игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) нашла свое теоретическое и практическое воплощение применительно к задачам  умственного воспитания (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая и. др.).[13]

В работах передовых педагогов  все определеннее стала высказываться идея необходимости формирования игры с целью наиболее полной реализации ее воспитательного и развивающего воздействия. Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, а позднее Л.В. Артемова, Б.В. Зворыгина подчеркивали значение сформированности игры как необходимого условия ее эффективного воспитательного использования. В трудах Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.П. Усовой- содержатся многочисленные свидетельства того, что эти выдающиеся теоретики дошкольной игры связывали ее развитие с жизненными истоками опыта ребенка, подчеркивали познавательное значение игры, связь познавательного содержания игры во всех его звеньях с теми знаниями и впечатлениями, которые ребенок приобретает вне игры.[25]

Р.И. Жуковская отмечала, что игра может стать средством всестороннего развития детей, если она взаимодействует с обучением.

А.П. Усова, теоретически обосновав  необходимость обучения дошкольников на занятиях, писала, что самостоятельная, творческая игра есть способов познания мира, средство воспитания, возможность  передачи ребенку знаний и умений.[7]

В ряде работ (Т.А. Губенко, Р.М. Римбург, П.Г. Саморукова, В.Я. Воронова, А.А. Смоленцева) было доказано, что в самостоятельной игре дети не только используют приобретенные ими ранее знания, но и преобразуют их, используя в новых ситуациях игры; трансформируют, систематизируют. Беря на себя роль, ребенок не только выделяет определенные характерные признаки данного персонажа, но при этом таксе обобщает эти признаки (Т.Д. Губенко). Все это делает и игру формой активной познавательной деятельности старших дошкольников, в которой, по мнению Р.М. Римбург дети переходят от незнания к знанию, от неполных званий к более конкретизированным, определяющим их поступки и действия в игре.[26]

Умственное воспитание ребенка  в игре обеспечивает развитие у него мышления, речи, памяти, воображения, обогащение его интересов и чувств - всего, пишет В.Я. Воронова, что составляет его духовный облик. Значение игры для подготовки детей к школе подчеркивал С.Л. Рубинштейн. Игра, писал он, практика развития и первая "школа" мысли и воли. В игре формируются познавательные мотивы, побуждающие ребенка к экспериментированию, вопросам, любознательному вниманию к окружающему. Это обнаруживает связь между игрой и будущей учебной деятельностью в школе (Е.Е. Кравцова).[19]

Психологические исследования показали, что в игре ребенок учится действовать в мысленной, а не только видимой ситуации. Ж. Пиаже  писал о формировании в игре символической  функции мышления. Л.С. Выготский, обсуждая проблему, отмечал, что для ребенка главное в игре - значение, вбирающее в себя не только интеллектуальный, во и аффективный момент игры. Эта линия исследования была продолжена в работах Д.Б. Эльконива, А.В.Запорожца и их последователей.[12]

Ряд зарубежных исследователей игры (И. Ивич, Дж. Брунер, Фаин, Магейн-Джурич и др.) отмечают важность когнитивного развития ребенка в игре, преобразования мыслительных процессов в игре я перевода их во все более отвлеченный абстрактный план. Существенны связи между развитием игры, мышления и речи детей (Д.Б. Эльконин и др.)

На основе развернутой  во вне игровой деятельности у детей, отмечал А.В. Запорожец, формируется способность к мысленным преобразованиям образов предметов и явлений. В игре дети переходят от наглядно-действенного к наглядно-образному решению мыслительных задач (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина, Е.И. Гаспарова, Л.Д. Пенева и др.). Дети в сюжетно-ролевый игре со взрослым начинают воспринимать ситуацию совместной задачи (В.В. Кравцова). По-видимому, это обстоятельство, характеризующее начало коллективного мышления, имеет место и в хорошо развитой самостоятельной сюжетно-ролевой игре старших дошкольников. На основании анализа ряда работ можно заключить, что звания о действительности, опыт, приобретенный на занятиях, в быту, по доступным ребенку каналам массовой информации питают его игру, преобразуются в ней. Знания во многом определяют содержание и диалектику развития познавательной сферы ребенка (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.).[21]

Игра, как следует из основных положений теории деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), имеет ту же структуру, что и любой другой вид деятельности. Игровые действия соотносятся с игровой целью, которая предстает, перед ребенком в условиях мнимой игровой ситуации. Эти условия учитываются и преобразуются играющими детьми в процессе достижения мнимой игровой цели.[24]

Анализ основных работ, посвященных  умственному воспитанию и интеллектуальному  развитию дошкольников в игре, позволил выявить и обозначить проблему исследования, заключающуюся в определении  особенностей и когнитивной структуры познавательной активности дошкольников, педагогических условий ее формирования.

 

1.2 Психологические  механизмы формирования познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста в сюжетно-ролевой игре.

Игра является адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью. В сюжетно-ролевой  игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений  между людьми, ориентировка в них  и в общественных смыслах деятельности взрослых. Игра является одним из видов  детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В игре дети могут  самостоятельно использовать и творчески  преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это  делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего  воспитания дошкольников.

Важным является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский [4] был несомненно прав, когда на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения ролевой игры.

Игра - общепризнанное педагогическое средство всестороннего воспитания детей. В системе воспитания, в  том числе и в игре одно из главных  по значимости мест всегда отводилось воспитанию ума ребенка, развитию познавательной активности и обогащению его знаниями. Примечательно, что к проблеме умственного  воспитания в игре в разные исторические периоды обращались многие ученые.

А.Н. Леонтьев в одной из наиболее ранних публикаций, посвященных  дальнейшей разработке теории игры, выдвинутой Л.С. Выготским, предложил гипотетическое решение этого вопроса. По мысли А.Н. Леонтьева [15], суть дела заключается в том, что "предметный мир, осознаваемый ребенком, все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок, но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны.

Таким образом, в основе трансформации  игры при переходе от периода преддошкольного к дошкольному детству лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития" [15стр.15]

Информация о работе Развитие позновательной активностидетей старшего дошкольного возроста в сюжетно ролевой игре