Развитие литературного творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

     Учащиеся. Большой так надулся. Он вздыхает.

     Учащиеся. От злости! Он ко всем лез, его побили, он надулся!

     Учитель. Итак, за внешним видом – характер. Вы смогли его угадать. Смотрите сколько вариантов! Выберем один.

     Учащиеся. Маленький – шаловливый, всегда убегает. Большой – надутый и драчливый.

     Учитель. Давайте возьмем два варианта. Первый: большой – заслуженный, пожилой, много повидавший, добрый; маленький – молодой, шаловливый, заработал свой первый рубец. И второй: большой – забияка, дерется, весь растрепанный от драк, с ним никто не хочет дружить, он обиделся; маленький – со всеми ладит, не встревает в драки. А теперь подумайте, где бы они могли встретиться друг с другом?

     Учащиеся. На базаре!

     Учащиеся. На грядке!

     Учащиеся. На кухне.

     Учащиеся. На дороге. Везли в машине. Много-много. Большой и маленький скатились на дорогу. Катились, катились, потом большой остановился, и маленький на него наскочил.

     Учитель. А как же он мог играть в песочек? Подумай еще.

     Учащиеся. Капусту привезли с грядки, тетя купила два кочана, принесла в столовую, положила на стол.

     Учащиеся. Купила два кочана капусты, отнесла в дом, а там было много мышей, и их ходы выходили на улицу. Кочаны скатились в норку, выкатились на улицу...

     Учитель. Вы сегодня хорошо работали. И рассмотрели предметы внимательно, и сумели их в зависимости от внешнего вида наделить разными характерами, и придумали разные случаи, которые помогли им встретиться. Теперь вам осталась совсем немножко – придумать, о чем они могли бы разговаривать. Это вы сделаете дома. Итак, домашнее задание – сочинение «Разговор капусты».

     Как можно было видеть, в процессе урока, подготавливая детей к работе над сочинением, перед учащимися последовательно был поставлен ряд задач. Во-первых, мы привлекали их внимание к неповторимости внешнего облика предметов, к его чертам и конкретным чувственным признакам, что должно помочь ребенку в дальнейшем сохранить в своем рассказе «узнаваемость» предмета, сделать его облик «говорящим», выразительным. Во-вторых, ставили перед детьми задачу выразить в устном высказывании оценку предмета через «угадывание» по внешнему облику его возможного характера, передать отношение к тому, о чем говорится. Причем, решая эту задачу, дети открывали, что одни и те же внешние признаки могут говорить о разных чертах характера (большой, растрепанный кочан у одного ребенка – «заслуженный, много поживший», у другого – «забияка, растрепали в драках»). В-третьих, способствали воображаемому переходу на точку зрения героя, взгляду на мир не со своей, а с его позиции, с точки зрения его представлений и ценностей.

     Такие задания способствовали переходу от коллективного творчества под руководством учителя к самостоятельному литературному творчеству.

    Также развитию литературного творчества учащихся, формированию нравственных понятий и отношений способствовали и интегрированные уроки.

    Например, на уроках рисования дети очень любили заниматься «кляксованием». Срываются с листочка большие кляксы, а дети дорисовывали их до какого-либо образа, придумывали названия и тексты к кляксам. И часто делали это в стихотворной форме. Например:

                      Этот маленький  кляксонок

                      Ну совсем как  лягушонок.

                      Может квакать и  играть,

                      И все кляксы сосчитать.          

    На  уроках художественного труда для  развития творческого мышления, фантазии использовалась игра «Ниткопись».

    Ворсистая нитка да листок бархатной бумаги – вот и всё, что нужно. Детям  дается задание: изобразите своё настроение (нужно сделать замкнутый контур произвольной формы).-Посмотрите, на что он похож. Дополните контур другими нитками до увиденного образа. Придумайте короткий рассказ (сказку) про созданный образ. 
 

     3.3 Анализ результатов исследования

     Далее нам необходимо было проверить эффективность проделанной работы по развитию литературного творчества младших школьников.

     С этой целью мы провели контрольную  диагностику уровней развития литературного  творчества учащихся контрольного и  экспериментального классов.

     Методика  была взята та же самая, однако тема сочинения была изменена.

     Результаты  контрольной диагностики представлены на рисунке 3.

     Таблица 2 – Результаты исследования уровня развития литературного творчества учащихся на контрольном этапе

Класс \ Кол –во уч - ся Уровень успешности
Высокий Средний Низкий
Кол - во % Кол - во % Кол - во %
2 «А» /20-экс 13 65 6 30 1 5
2«Б» /21 - конт 4 19,1 6 28,3 10 47,6

      Рисунок 3 

     Таким образом, мы видим, что в экспериментальном  классе увеличилось количество детей  с высоким уровнем развития литературного  творчества(65%) и значительно уменьшилось  число детей с низким уровнем  успешности (5%).

     Тогда как в контрольном классе показатели уровня развития литературного творчества практически не изменились.

     Представим  результаты исследования контрольного этапа в виде рисунков 4 и 5. 

     

     Рис.4 – Сравнительные результаты исследования уровня

     развития  литературного творчества учащихся экспериментального

     2 «А» класса

     

     Рис.5 – Сравнительные результаты исследования уровня

     развития  литературного творчества учащихся контрольного

     2 «Б» класса 

    Таким образом, результаты проведенного  исследования позволяют нам сделать вывод о том, что уровень развития литературного творчества младших школьников будет повышаться, если на уроках литературы применять такие методы и приемы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы; использовать такие организационные формы работы с детьми как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.

    Данное  положение и является подтверждением выдвинутой в итсследовании гипотезы. 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким образом, проведенный нами теоретический  анализ литературы показал, что проблема развития литературного творчества младших школьников достаточно актуальна  на сегодняшний момент. Это определяется и перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности, и тем, что опыт собственного литературного творчества необходим для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения.

      В ходе проведенного нами экспериментального исследования, мы определили, что большинство учащихся как контрольного, так и экспериментального классов имеют низкий уровень развития литературного творчества. В соответствие с этим мы пришли к выводу: учителя не уделяют внимания проблеме развития литературного творчества детей.

     Поэтому целью формирующего эксперимента явилось применение в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методов, приемов, а также организационных форм работы с учащимися, направленных на развитие литературного творчества.

    Результаты  контрольной диагностики позволили  нам сделать вывод о том, что  уровень развития литературного  творчества младших школьников будет  повышаться, если на уроках литературы применять такие методы и приемы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы; использовать такие организационные формы работы с детьми как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.

    Данное  положение и является подтверждением выдвинутой в итсследовании гипотезы.

    На  основании результатов проведенной  опытно – экспериментальной работы мы разработали практические рекомендации для учителей по развитию литературного творчества младших школьников:

  1. На уроках чтения должны применяться такие приемы и методы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы.
  2. Необходимо организовывать различные формы работы с детьми по развитию литературного творчества, например такие как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.
  3. Необходима особая система заданий, которые: апеллировали бы к игровому, эмоциональному и социальному опыту, ребенка и к тому творческому потенциалу, который он накопил в игре; обеспечивали бы ребенку практику воплощения его замыслов.
  4. Наконец, учитель должен создавать особый психологический климат, проявлять искренний и доброжелательный интерес ко всем творческим попыткам детей, независимо от их успешности. Ребенок должен чувствовать, что его самого никогда не отождествляют с его неудачами и недостатками его сочинений, что все верят в его творческий рост.

       СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Адаскина  А.А. Художественная одаренность // Психология одаренности: от теории к практике. /Под ред. Д.В.Ушакова. - М.: ИП РАН.-2000.- С. 86-96.
  2. Беркинбилт М., Петровский А. Фантазия и реальность. - М.: Политиздат, 1968 .-341 с.
  3. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М.: Просвещение, 1986.-234 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология: Учебн. пособие  для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и методика нач. обучения"/М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология/Под ред. Эльконина Д.Б. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
  7. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии. – 1982. - №5.
  8. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки. // Начальная школа, 2005. - №3. – С. 33-35.
  9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368с.
  10. Калюкина А.Г. Об опыте детского творчества. // Начальная школа, 2006. - №12. – С. 44-47.
  11. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. //Начальная школа, 2000. - №7. – С. 36-45.
  12. Козырев А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Пенза: НМЦ ПГОО, 1994. – 344 с.
  13. Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 1994. № 2. С. 3–8.
  14. Коломинский Я.Л. Человек: психология.  - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
  15. Кудина Г.Н. Диагностика читательской деятельности школьников. - М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1996. - 118 с.
  16. Кудина Г.Н,, Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 2 класс.-М.: Интор, 1998.-123 с.
  17. Лук А.Н. Мышление и творчество.-М.:Политиздат,1976. - 144 с.
  18. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития. – М.: Просвещение, 1975 .-365 с.
  19. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. - М.:Редакция журнала «Искусство в школе», 1995. -144 с.
  20. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х книгах. Кн.1 Общие основы психологии. - 3-е издание - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
  21. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. – С.89
  22. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов/Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др., под ред. Бабанского Ю.К. 2=е издание, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
  23. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – М.: Академия пед. наук, 1960.
  24. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Просвещение, 1996. – 432 с.
  25. Субботина Л.Ю. Развитие творчества у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с.
  26. Хуторской А.В. Развитие одарённых школьников. – М.: Владос, 2000 .-211с.
  27. Шубинский В.С. Педагогика творчества учащихся. - М.: Просвещение, 1989.
  28. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978. - 31 с.
  29. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Фланта, 1997.
  30. Ягункова В. П. Индивидуальные психологические способности к литературному творчеству // Вопросы психологии способностей школьников. М., 1994.-123 с.

Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников