Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53
Учащиеся. Большой так надулся. Он вздыхает.
Учащиеся. От злости! Он ко всем лез, его побили, он надулся!
Учитель. Итак, за внешним видом – характер. Вы смогли его угадать. Смотрите сколько вариантов! Выберем один.
Учащиеся. Маленький – шаловливый, всегда убегает. Большой – надутый и драчливый.
Учитель. Давайте возьмем два варианта. Первый: большой – заслуженный, пожилой, много повидавший, добрый; маленький – молодой, шаловливый, заработал свой первый рубец. И второй: большой – забияка, дерется, весь растрепанный от драк, с ним никто не хочет дружить, он обиделся; маленький – со всеми ладит, не встревает в драки. А теперь подумайте, где бы они могли встретиться друг с другом?
Учащиеся. На базаре!
Учащиеся. На грядке!
Учащиеся. На кухне.
Учащиеся. На дороге. Везли в машине. Много-много. Большой и маленький скатились на дорогу. Катились, катились, потом большой остановился, и маленький на него наскочил.
Учитель. А как же он мог играть в песочек? Подумай еще.
Учащиеся. Капусту привезли с грядки, тетя купила два кочана, принесла в столовую, положила на стол.
Учащиеся. Купила два кочана капусты, отнесла в дом, а там было много мышей, и их ходы выходили на улицу. Кочаны скатились в норку, выкатились на улицу...
Учитель. Вы сегодня хорошо работали. И рассмотрели предметы внимательно, и сумели их в зависимости от внешнего вида наделить разными характерами, и придумали разные случаи, которые помогли им встретиться. Теперь вам осталась совсем немножко – придумать, о чем они могли бы разговаривать. Это вы сделаете дома. Итак, домашнее задание – сочинение «Разговор капусты».
Как можно было видеть, в процессе урока, подготавливая детей к работе над сочинением, перед учащимися последовательно был поставлен ряд задач. Во-первых, мы привлекали их внимание к неповторимости внешнего облика предметов, к его чертам и конкретным чувственным признакам, что должно помочь ребенку в дальнейшем сохранить в своем рассказе «узнаваемость» предмета, сделать его облик «говорящим», выразительным. Во-вторых, ставили перед детьми задачу выразить в устном высказывании оценку предмета через «угадывание» по внешнему облику его возможного характера, передать отношение к тому, о чем говорится. Причем, решая эту задачу, дети открывали, что одни и те же внешние признаки могут говорить о разных чертах характера (большой, растрепанный кочан у одного ребенка – «заслуженный, много поживший», у другого – «забияка, растрепали в драках»). В-третьих, способствали воображаемому переходу на точку зрения героя, взгляду на мир не со своей, а с его позиции, с точки зрения его представлений и ценностей.
Такие задания способствовали переходу от коллективного творчества под руководством учителя к самостоятельному литературному творчеству.
Также
развитию литературного творчества
учащихся, формированию нравственных
понятий и отношений
Например, на уроках рисования дети очень любили заниматься «кляксованием». Срываются с листочка большие кляксы, а дети дорисовывали их до какого-либо образа, придумывали названия и тексты к кляксам. И часто делали это в стихотворной форме. Например:
Этот
Ну
Может квакать и играть,
И все кляксы сосчитать.
На уроках художественного труда для развития творческого мышления, фантазии использовалась игра «Ниткопись».
Ворсистая
нитка да листок бархатной бумаги
– вот и всё, что нужно. Детям
дается задание: изобразите своё настроение
(нужно сделать замкнутый контур произвольной
формы).-Посмотрите, на что он похож. Дополните
контур другими нитками до увиденного
образа. Придумайте короткий рассказ (сказку)
про созданный образ.
3.3 Анализ результатов исследования
Далее нам необходимо было проверить эффективность проделанной работы по развитию литературного творчества младших школьников.
С этой целью мы провели контрольную диагностику уровней развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
Методика была взята та же самая, однако тема сочинения была изменена.
Результаты
контрольной диагностики
Таблица 2 – Результаты исследования уровня развития литературного творчества учащихся на контрольном этапе
Класс \ Кол –во уч - ся | Уровень успешности | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | |
2 «А» /20-экс | 13 | 65 | 6 | 30 | 1 | 5 |
2«Б» /21 - конт | 4 | 19,1 | 6 | 28,3 | 10 | 47,6 |
Рисунок
3
Таким образом, мы видим, что в экспериментальном классе увеличилось количество детей с высоким уровнем развития литературного творчества(65%) и значительно уменьшилось число детей с низким уровнем успешности (5%).
Тогда как в контрольном классе показатели уровня развития литературного творчества практически не изменились.
Представим
результаты исследования контрольного
этапа в виде рисунков 4 и 5.
Рис.4 – Сравнительные результаты исследования уровня
развития литературного творчества учащихся экспериментального
2 «А» класса
Рис.5 – Сравнительные результаты исследования уровня
развития литературного творчества учащихся контрольного
2
«Б» класса
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что уровень развития литературного творчества младших школьников будет повышаться, если на уроках литературы применять такие методы и приемы как: сочинение сказок и стихов, придумывание загадок, словесное рисование, незаконченный рассказ, игровые приемы; использовать такие организационные формы работы с детьми как: коллективный творческий этюд, урок-обсуждение сочинений, интегрированный урок.
Данное
положение и является подтверждением
выдвинутой в итсследовании гипотезы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что проблема развития литературного творчества младших школьников достаточно актуальна на сегодняшний момент. Это определяется и перестройкой всего школьного обучения и необходимостью воспитания гармонической личности, способной не только к репродуктивной, но и к продуктивной деятельности, и тем, что опыт собственного литературного творчества необходим для развития читателя, способного к полному и глубокому восприятию литературного произведения.
В ходе проведенного нами экспериментального исследования, мы определили, что большинство учащихся как контрольного, так и экспериментального классов имеют низкий уровень развития литературного творчества. В соответствие с этим мы пришли к выводу: учителя не уделяют внимания проблеме развития литературного творчества детей.
Поэтому целью формирующего эксперимента явилось применение в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методов, приемов, а также организационных форм работы с учащимися, направленных на развитие литературного творчества.
Результаты
контрольной диагностики
Данное положение и является подтверждением выдвинутой в итсследовании гипотезы.
На
основании результатов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников