Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53
Каково было при этом педагогическое воздействие?
Во-первых, оно было, как мы видели, минимальным. Во-вторых, взрослый не вмешивался в «конкретику» детских решений, не обсуждал с детьми, что и как им говорить. Через свои вопросы-комментарии он задавал лишь направление творческого поиска и транслировал таким образом общую суть художественной задачи. Он действовал, исходя из будущей способности ребенка, стимулируя проявления его внутреннего потенциала, который уже возник внутри игры, но до конца ею не востребован и который без помощи взрослого ребенок сам очень редко проявляет в игре [21, с.3].
На подобном действии «из будущего» основано все общение педагога и ребенка в процессе выполнения предлагаемых творческих заданий. Причем задания эти на протяжении уже первого года обучения «эмансипируются» от игры и становятся настоящими литературно-творческими заданиями.
Но по-прежнему они, во-первых, «вытягивают», активизируют весь творческий потенциал ребенка, все, что накоплено в предыдущем развитии (в его игровой, социальной, эмоциональной сфере), и во-вторых, продолжают дальнейшее движение по вектору «зарождение художественного замысла – воплощение». Правда, пока еще это движение осуществляется под руководством учителя.
Для осуществления такого руководства необходима особая форма работы с детьми.
Такой формой может стать коллективный творческий этюд, в процессе которого дети уже не играют, а вместе с учителем решают определенную художественную задачу.
Цель такого этюда – подвести ребенка к той черте, за которой он может выполнить творческое задание индивидуально и самостоятельно. Темы этюдов разнообразны.
Это может быть и задание на выражение определенного настроения (например, «Зимнее настроение. Снег», I класс), на воображаемый переход на точку зрения героя (например, этюд «Чьими глазами?», I класс), на освоение выразительных возможностей слова (например, этюд «Шепот. Шелест. Лепет. Шум», III класс) и т.д.
Творчество учителя в такой работе с ребенком должно содержать по крайней мере три обязательных момента.
Во-первых, необходимо найти такие темы этюдов, которые требовали бы, провоцировали бы «отношенческую» позицию ребенка к бытию (например: «Моя осень», «Весеннее настроение», «Хлеб глазами сытого и голодного», «За моим окном, когда мне грустно», «В такой вот зимний-зимний вечер», «Одинокое дерево» и т.п.»).
Во-вторых, вместе с детьми «открыть» в описываемых предметах и явлениях те перцептивные («натуральные», воспринимаемые органами чувств) признаки, которые могли бы стать выразителями отношения (например, коллективно поработать с реальными предметами: кочанами капусты, кастрюльками, осенними листьями и т.п. перед сочинениями «Разговор капусты», «Характер кастрюли», «Приметы осени»).
В-третьих, помочь детям системой наводящих вопросов представить себя на месте другого существа и посмотреть на мир «его глазами» (например: как рассказала бы собака о медали, полученной на выставке? Как выглядит она с собачьей точки зрения? Может ли собака ценить в ней то, что ценит человек? и т.п.) [14, с.15].
В результате выстраивается целая система этюдной работы, развивающая одновременно художественное воображение, наблюдательность и речь ребенка.
Участвуя в коллективной творческой работе и выполняя следующие за ней индивидуальные задания, ребенок осваивает средства художественной выразительности в ходе практического решения содержательных художественных задач, а потому – незаметно для самого себя; такое освоение не требует дополнительной мотивации.
Система творческих этюдов дает наибольший эффект, если она «встроена» в своеобразное кольцо уроков: коллективный творческий этюд – «открытие» того, как решает ту же задачу писатель в художественном тексте, – самостоятельная творческая работа на ту же или сходную тему – коллективное обсуждение результатов этой работы в классе. В результате от урока к уроку развиваются литературные способности ребенка и совершенствуется мастерство учителя, который просто не может вести коллективный этюд или обсуждение, сам не участвуя в нем как творец, как своеобразный дирижер, направляющий творчество детей в нужное русло.
Происходит как бы своеобразный процесс обмена способностями всех участников урока. Более наблюдательные дети «обучают» менее наблюдательных (нередко – и своего учителя), «фантазеры» направляют фантазию остальных, обогнавшие других в речевом отношении помогают речевому развитию всего класса.
Но всегда в процессе его выполнения дети в коллективной форме работы уясняют для себя суть творческой задачи, принимают ее и получают первоначальную ориентировку в тех средствах, к которым им необходимо обратиться для индивидуального выполнения задания. В дальнейшей индивидуальной работе над сочинением (домашней или классной) ребенок еще глубже переживает работу автора «изнутри», расширяя свой творческий опыт.
Корректировка этого опыта происходит на следующем уроке творческого направления – уроке-обсуждении детских сочинений [22, с.45].
Следует отметить, что обсуждение детских сочинений в классе имеет не менее важное значение, чем сами творческие сочинения. Ведь в ходе таких обсуждений дети учатся оценивать свои (и своих товарищей) художественные находки и промахи, учатся даже художественной «доработке» текста (через задания типа «поможем автору») и таким образом присваивают средства художественной работы с художественным текстом, которые со временем становятся средствами и самооценки собственного творчества и оценки литературных произведений. Для учителя, так же как и для детей, уроки-обсуждения не менее творческие уроки, чем коллективные этюды-сочинения. Более того, они требуют создания в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта и чуткого реагирования на порой непредсказуемые детские высказывания (хотя при определенном опыте работы учителя таких высказываний становится не так уж много: если вопрос к тексту поставлен корректно и точно, ответ на него можно предсказать).
Уроки-обсуждения, на которых дети становятся читателями-критиками работ своих одноклассников и под руководством учителя оценивают удачные и не очень удачные решения общей для всех художественной задачи, имеют принципиальное значение для учения и развития ребенка. На этих занятиях ребенок-автор впервые встречается реально со своими читателями, впервые получает критическую оценку своего сочинения, впервые переживает понимание или непонимание своего замысла теми, кто воспринимает этот замысел через текст – в материализованном виде.
Ребенок-читатель на этих уроках впервые начинает переходить от глобальной, бедной и однозначной оценки «нравится–не нравится» к развернутому критическому суждению, часто неоднозначному и всегда требующему обоснования, доказательства. То есть здесь-то он и становится практически читателем-критиком, сталкиваясь с трудностями критической работы, остро ощущая недостаток средств (в том числе – и теоретических) для нее и постепенно приобретая, «нарабатывая» эти средства.
Продвижение в позиции читателя-критика, конечно же, продвигает вперед и ребенка-автора. Он начинает критически относиться к себе самому, оценивать свои собственные творческие попытки, совершенно по-иному относиться к воплощению собственного замысла, выражая его уже не случайным способом, не первыми пришедшими на ум словами [27, с.123].
Важно и то, что этот «внутренний критик» вырастает в ребенке благодаря его постоянной практике и общению в процессе этой практики с «внешними критиками» – здесь происходит, как и в коллективном творческом этюде, своеобразный обмен способностями, когда каждый, конструктивно участвующий в обсуждении, продвигает всех.
Разумеется, на уроках-обсуждениях должна царить атмосфера предельного внимания к автору и его произведению, атмосфера заинтересованности и благожелательности. В такой атмосфере отмеченные критиками недостатки сочинения не приносят больших огорчений маленькому автору: ребенок острее переживает всеобщее внимание к себе, для него очень важно, что именно его работу выбрали для обсуждения, что он для всех значим. Такое отношение детей к неудачам во многом возрастное, и оно очень помогает педагогу в первый, самый трудный период организации творческой работы с группой. Для развития ребенка на уроках-обсуждениях характерны еще два момента, связанные с возрастом. Во-первых, свобода ребенка по отношению к обсуждаемому произведению. Ведь автор этого произведения – его ровесник, такой же ученик, как и он сам, а не взрослый профессиональный писатель, у которого в его творении «все хорошо» с точки зрения ребенка уже просто потому, что он «взрослый» и «писатель», что его сочинение «напечатано в книге». А вот для маленького автора естественно и простительно сделать что-то не так, с чем-то не справиться [30, с.115]. Во-вторых, на первых же обсуждениях Ребенок делает открытие, что быть критиком – в первую очередь это не только замечать недостатки, но и ценить достоинства, помогать сделать лучше, подсказывая, как можно удачнее, полнее, ярче воплотить авторский замысел. Завершить критическую работу детей можно снова вернувшись к формам коллективного творчества, предложив классу задание «Поможем автору». В процессе его выполнения дети предлагают свои пути воплощения замысла или редактуру каких-либо фрагментов сочинения, свои сюжетные ходы, художественные детали и т.д. Автор может выбрать из этих решений те, которые его устраивают, или отказаться от них вообще, но он всегда переживает во время такой работы класса то, что к нему относятся с вниманием и уважением именно как к Автору (с большой буквы).
Итак, на уроках-обсуждениях ребенок в постоянной практической работе уточняет и присваивает те культурные критерии, которые отличают художественное произведение, и начинает ценить творческие находки других авторов. Но этот опыт оценки при выполнении следующих творческих заданий продвигает и его самого: как автор, он уже учитывает возможные удачи и неудачи и постепенно начинает руководствоваться и в собственном творчестве теми же критериями.
Развитию литературного творчества учащихся, формированию нравственных понятий и отношений способствуют и интегрированные уроки по детской литературе: литература и изобразительное искусство, литература и музыка и др. На таких уроках используются различные творческие задания, которые повышают творческую активность учащихся.
Таким образом, удается объединить учение и творчество в один единый процесс. Вполне возможно и целенаправленное руководство этим процессом со стороны взрослого, более того – оно не только возможно, но и необходимо. Но чтобы такое руководство было плодотворным, оно должно обладать некоторыми вполне определенными характеристиками. Вкратце они сводятся к следующему [12, с.69].
1.
Необходима особая система
а) «апеллировали» бы к игровому, эмоциональному и социальному опыту, ребенка и к тому творческому потенциалу, который он накопил в игре;
б) трансформировали бы игру через постановку внутри нее особых задач в художественное творчество;
в) обеспечивали бы ребенку практику воплощения его замыслов.
2.
Необходимы особые
3.
Наконец, необходим особый
3
Опытно – экспериментальная
работа по развитию
литературного творчества
младших школьников
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников
Задачами опытно – экспериментального исследования явились:
1.
Определение исходного уровня
развития литературного
2. Применение в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методов, приемов, а также организационных форм работы с учащимися, направленных на развитие литературного творчества.
Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников