Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53
3.
Проверка эффективности
Базой исследования явились - 2 «А» (20 учащихся) и 2 «Б» (21 учащийся) классы СОШ № 97 г. Краснодара.
2 «А» -экспериментальный класс;
2 «Б» -контрольный класс.
Всего в исследовании принял участие 41 испытуемый.
С целью изучения исходных уровней развития литературного творчества учащихся, мы использовали методику З.Н. Новлянской и Г.Н. Кудиной, направленную на выявление уровня усвоения учениками позиции автора (собственно литературного творчества), который должен был проявиться в творческом сочинении на тему «С точки зрения мышонка» [16, с.45].
Далее авторы методики предлагают выделять три уровня успешности выполнения данного задания:
1 уровень характеризуется соответствием замысла теме и удачным литературным оформлением замысла.
Ко 2 уровню могут быть отнесены сочинения, не дотягивающие до высшего уровня, но, в отличие от сочинений низшего уровня, обнаруживающие явно удачные находки в воплощении замысла.
К третьему, низшему, уровню относятся сочинения, авторы которых не смогли согласовать замысел с темой и испытывали трудности со словесным воплощением своих замыслов.
В ходе исследования уровней развития литературного творчества младших школьников контрольного и экспериментального классов, мы распределили учащихся по трем уровням успешности.
Первый, высший, уровень успешности определялся нами на основе двух показателей: соответствия замысла теме и удачного литературного оформления замысла.
Приведем пример сочинения «С точки зрения мышонка», соответствующего данному уровню.
«Родился я месяц назад в большой и дружной семье, которая живет в просторном и уютном подвале. Хотя мне всего месяц от роду, я уже самостоятельный мышонок и очень любопытный. За свое любопытство я часто страдаю, но ничего не могу с собой поделать и постоянно попадаю в разные истории.
Однажды решил я отправиться в небольшое путешествие по нашему подвалу и незаметно оказался в совершенно незнакомом месте. Вокруг меня были великаны, у них было по четыре ноги, и вид у них был угрожающий. Но один здоровяк поразил и удивил меня больше всех. У него были короткие ножки, хотя тело его было необъятных размеров.Я испугался. Мне показалось, что если великан сейчас топнет ногой, то пол провалится, и я снова окажусь в подвале. Я замер. Но незнакомец тоже испугался, потому что он не шевелился.
Тогда я стал смелее и подошел поближе, но великан не подавал никаких признаков жизни. «Надо же, как я его напугал!» – мелькнуло у меня в голове. И я решил не мучить больше беднягу. Когда я вернулся из своего путешествия к родителям, у меня был вид победителя. Мама сказала мне: «Да ты подрос, что ли?» Так я путешествовал каждый день, а мои великаны каждый раз при виде меня теряли дар речи – вид-то у меня грозный.
Но вот как-то раз возвращаюсь я к своим братья и сестрам, а они надо мной смеются: «Мы сегодня тебя искали, а ты, оказывается, мебель пугать ходил!»
Данное сочинение свидетельствует о значительном продвижении ученика в освоении позиции автора. Он способен совершать воображаемый переход на точку зрения своего героя, удерживает творческую задачу, адекватную теме, и свободно облекает свой замысел в соответствующие языковые формы. Его герой-мышонок живет в мышином мире, видит все окружающее так, как мог бы увидеть мышонок. Он обладает определенным характером, совершает действия, с ним случаются приключения, но все это не мешает герою оставаться мышонком.
К третьему, низшему, уровню мы отнесли сочинения, авторы которых не смогли согласовать замысел с темой и испытывали трудности со словесным воплощением своих замыслов, например:
«Это происходило давно, когда еще была война. Люди убегали в другие края. Только маленький мышонок всех боялся и всё думал: «Когда мы будем жить нормально?»
Когда кончилась война, люди вернулись обратно в свои края. Мышата, котята, собачата и другие животные тоже вернулись в свои дома.
Маленький мышонок стоял и думал о предмете. Предмет был «яблоко». Мышонка звали Лара. Лара любила играть, танцевать, петь и еще очень много чего она умела делать. Лара думала о яблоке. Какое оно? Наверное, зеленое. Может, красное, а может, желтое. Я думаю, что оно совсем разное. Кто же его ест? Наверное, люди, животные. Может, я его сама съем. Точно! Когда будет ночь, я его возьму из-за стола и съем сама. Делиться ни с кем не буду. Лара убежала и сказала всем, чтобы я передала вам большой привет!»
Попытки
перехода на точку зрения героя хотя
и имеют место, но не состоятельны,
так как характерных для
Ко второму, среднему, уровню, соответственно, были отнесены сочинения, не дотягивающие до высшего уровня, но, в отличие от сочинений низшего уровня, обнаруживающие явно удачные находки в воплощении замысла, например:
«Я маленький мышонок. Я недавно родился. Мне мама сказала, что мы скоро пойдем в поле.
– Ой, меня зовет мама. Мы пошли в поле.
– Ой, как велик этот мир! А я всего лишь маленький полевой мышонок. Интересно, что это такое высокое, большое? Что это в небе похоже на меня, тоже такое же серое? Ну-ка пойду посмотрю!
Она спустилась. Я к ней подошел. И хотел у нее спросить, кто она такая. Но она почему-то мне не порадовалась. Она чуть меня не съела. Я быстро побежал к своей норке. И очень испугался.
Вот и хорошо, что она меня не съест.
Так я провел сегодня день. Но зато я понял, что нельзя близко подходить к незнакомому».
Автор этого сочинения удерживает задачу, заключенную в теме, – он делает попытки увидеть Мир с точки зрения героя, прожить кусочек его жизни, почувствовать себя на его месте. Работа воображения позволяет ему найти адекватное задаче содержание, но в сочинении недостаточно проявлен эпизод с серым хищником. Можно только догадываться, что, вероятно, это была птица.
Представим
результаты диагностики исходного
уровня развития литературного творчества
в виде рисунка 1.
Таблица 1 – Результаты исследования исходного уровня развития литературного творчества учащихся на констатирующем этапе
Класс \ Кол –во уч - ся | Уровень успешности | |||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
Кол - во | % | Кол - во | % | Кол - во | % | |
2 «А» /20-экс | 2 | 10 | 6 | 30 | 12 | 60 |
2 «Б» /21 - конт | 3 | 14,3 | 8 | 38,1 | 10 | 47,6 |
Рисунок
1
Из результатов проведенного исследования мы видим, что всего лишь 10% учащихся от общего числа испытуемых экспериментального класса имеют высокий уровень успешности , 60 % испытуемых имеют средний уровень, а 30% учащихся 2 «А» класса –низкий уровень успешности написания творческого сочинения.
Что касается контрольного класса, то здесь 14,3% учащихся от общего числа учеников данного класса имеют высокий уровень успешности , у 47,6% детей диагностируется средний уровень, и 38,1% учащихся данного класса имеют низкий уровень успешности.
Представим результаты данного исследования в виде рисунка 2.
Рис. 2- Результаты исследования исходного уровня
развития
литературного творчества учащихся
на констатирующем этапе
Таким
образом, из результатов проведенной
диагностики можно сделать
В
соответствие с этим, можно сделать
вывод о том, что учителя не уделяют внимания
проблеме развития литературного творчества
детей.
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников
Целью формирующего этапа явилось применение в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методов, приемов, а также организационных форм работы с учащимися, направленных на развитие литературного творчества.
Методами и приемами развития литературного творчества явились:
-сочинение сказок, сочинение стихов, придумывание загадок,
-словесное рисование,
- метод незаконченного рассказа;
-игровые приемы.
Организационными формами работы с детьми по развитию литературного творчества стали:
-коллективный творческий этюд,
-урок-обсуждение сочинений,
-интегрированный урок.
Данные методы, приемы и формы работы были оппробированы в экспериментальном 2 «А» классе на протяжении месяца.
Так, например, при обучении детей сочинению загадок трудность состояла в том, чтобы научить детей подбирать нужное, точное слово, сравнивать, противопоставлять. Первоначальные умения вырабатывались в результате коллективной работы, а затем было организовано индивидуальное сочинение загадок. Для работы над загадкой каждому ребёнку выдавалась следующая памятка:
1.Загадка – малое по форме литературное произведение.
2.Цель создания загадки – поставить собеседника в затруднительное положение, заставить подумать.
3.Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Например:
«Без рук, без топорёнка построена избёнка». (Скрытый, предполагаемый вопрос).
Кто пасёт овец и коз
Там, где луг травой зарос? (Явный, прямой вопрос).
4.В загадке используются образные слова и словосочетания. Метафора – употребление слова в переносном значении. Например: «Крашеное коромысло над рекой повисло». (Радуга сравнивается с коромыслом). Олицетворение – сопоставление предмета, явления с человеком, животным. Например:
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, но чихает. (Пылесос).
5.Эпитет – определение, прибавляемое к название предмета для большей художественной выразительности. Например: «Повернулось к солнцу золотое донце». (Подсолнух).
6.Сравнение – сопоставление одного предмета, явления с другим.
Например: «Кругла, как шар; красна, как кровь; сладка, как мёд». (Вишня).
7.Чаще всего загадка строится на перечислении признаков предмета, явления. (Величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материалы, назначение).
8.Необходимость перечисления признаков влечёт за собой использование в загадках однородных членов предложения. Например: «Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл». (Гриб – подосиновик).
9.Загадку можно построить на основе отрицательного сравнения. Например:
Гуляет в поле, да не конь,
Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников