Развитие литературного творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

     Л.С. Выготский сформулировал закон творческой деятельности: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. А значит, чем богаче опыт человека, тем большим материалом располагает его воображение. Именно поэтому у ребенка воображение беднее, чем у взрослого, несмотря на его кажущееся внешнее богатство[5, с.19].

     Отсюда  Выготский делает вывод: чтобы создать  прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширять его опыт.

     Процесс творчества включает в себя три основных этапа: накопление материала, переработку  накопленного материала (диссоциация  и ассоциация впечатлений) и комбинацию отдельных образов, приведение их в  систему, построение сложной картины.

     Накопление материала включает в себя внешнее и внутреннее восприятие, являющееся основой творчества. Это то, что видит и слышит ребенок.

     Переработка накопленного материала включает в  себя диссоциацию воспринятых впечатлений  и ассоциацию.

     В процессе диссоциации впечатление, как сложное целое, разделяется на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими и сохраняются, другие забываются.  

     Умение  выделять отдельные черты сложного целого является важным для всей творческой работы человека над впечатлениями. За диссоциацией следует процесс изменения, процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений, свойственный воображению как детскому, так и взрослому.

     Преувеличение, обусловленное интересом ребенка  к выдающемуся и необыкновенному, вызывающему чувство гордости, связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным, позволяет ребенку упражняться в оперировании с величинами, которых не было в его опыте. И это оперирование величинами – меньшими или большими – позволило человечеству создать астрономию, геологию, физику, химию.

     Ассоциация  же представляет собой объединение  диссоциированных и измененных элементов, происходящее на различной основе и  принимающее различные формы  от чисто субъективного до объективно научного.

     Протекание перечисленных процессов (этапов) творческого воображения зависит от нескольких основных психологических факторов.

     Первый  фактор – потребность человека в  приспособлении к окружающей среде. Выготский пишет: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания»[6, с.90]..

     Именно  потребности или стремления приводят в движение процесс воображения  и дают материал для его работы.

     К другим очевидным факторам Выготский  относит опыт, потребности и интересы, в которых эти потребности выражаются, комбинаторную способность и упражнение в этой деятельности, воплощение продуктов воображения в материальную форму, техническое умение, традиции и др.

     Другой, мало очевидный, но важный фактор –  это фактор окружающей среды. Внешне кажется, что воображение руководствуется только чувствами и потребностями человека, не зависит от внешних условий и обусловлено субъективными причинами. Но психологический закон говорит о том, что стремление к творчеству всегда обратно пропорционально простоте среды.  

     1.2 Проблема развития детского литературного творчества

     Л.С. Выготский, начиная рассматривать  литературное творчество, сравнивает его с рисованием. Рисование –  типичное творчество детей раннего  возраста и, особенно дошкольного. Оно стадийное и у большинства детей интерес к нему ослабевает к началу школьного возраста. Его место начинает занимать новое, словесное или литературное творчество, которое и господствует, особенно в период полового созревания у подростка.

     Развитие  письменной речи отстаёт от развития устной речи детей. Причина этого, главным образом, заключается в различной степени трудности того и другого средства выражения для ребёнка. Когда ребёнок становится перед более трудной задачей (использование письменной речи), он справляется с ней на более низком уровне, проявляя особенности речи, характерные для более младшего возраста.

     Трудности в письменной речи, в первую очередь, появляются вследствие того, что она  имеет свои законы, отличающиеся от законов устной речи, которые оказываются недостаточно доступными ребёнку.

     У младших школьников при переходе к письменной речи отсутствует внутренняя потребность в писании, т.е. ребёнок  часто не понимает, для чего ему  нужно писать.

     Поэтому развитие детского литературного творчества становится сразу гораздо более лёгким и успешным тогда, когда ребёнок пишет на такую тему, которая является для него внутренне понятной и побуждающей к выражению в слове собственного внутреннего мира [6, с.11].

     Так, например, Блонский советует выбирать наиболее подходящие для детей виды литературных произведений, а именно: записочки, письма, небольшие рассказы.

     Обобщая рекомендации Блонского, Л.С. Выготский  подчёркивает, что задача заключается  в том, чтобы создать у ребёнка  потребность в писании и помочь ему овладеть средствами писания.

     Л.Н. Толстой, описывая свой опыт работы с  крестьянскими детьми, говорит: чтобы  воспитать литературное творчество у детей, нужно давать им только стимулы  и материал для творчества. Л.Н. Толстой  предлагает пользоваться четырьмя приёмами:

     -предлагать самый широкий выбор тем серьёзных и интересующих самого учителя;

     -за образцы для детского литературного творчества давать только детские сочинения;

     -во время рассматривания детских сочинений не делать детям замечаний об опрятности тетради, орфографии и, главное, о постройке предложений и о логике; 

     -постепенность усложнения тем должна заключаться не в объёме, не в содержании, не в языке, а в механизме дела – процесса сочинения[12, с.15].

     Л.С. Выготский критикует Л.Н. Толстого за его идеализацию детства.

     По  мнению Л.Н. Толстого только что родившийся ребёнок идеален, а всякое воспитание и обучение не развивает, а портит его.

     Л.С. Выготский, напротив, считает неправильным взгляд на совершенство природы ребёнка, а, следовательно, и отрицание смысла и возможности воспитания. Выготский убеждён, что воспитание вообще, и воспитание литературного творчества у детей, в частности, не только возможно, но и совершенно неизбежно. Он подчёркивает, что сам Толстой как раз и занимался воспитанием, направляя процесс творчества детей. И подытоживает: правильное воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребёнке то, что в нём есть, помочь ему развиться и направить это развитие в определённую сторону.

     Упоминая  об опережающем развитии устной речи (по сравнению с развитием письменной), Л.С. Выготский выделяет три основные эпохи развития детского творчества:

     -3-7 лет: устное словесное творчество;

     -с 7лет до юношеского возраста: развитие письменной речи;

     -окончание переходного возраста и период юности: литературный период.

     Превосходство устной речи над письменной сохраняется  даже после окончания первого  периода, а переход к письменной речи сразу затрудняет и обесцвечивает детскую речь [6, с.90].

     Австралийский исследователь Линке отмечает, что 7-летний ребёнок пишет так, как мог бы говорить 2-летний.

     Буземан, выделив коэффициент активности в литературном творчестве детей, пришёл к выводу, что устная речь является более активной, в то время как  письменная более качественной. Это  так же подтверждается фактом, что письменная речь более медленная.

     Детскому  коллективному литературному  творчеству свойственны  следующие черты:

     -комбинирующая фантазия

     -эмоциональный подход

     -стремление привести эмоциональное и образное построение во внешнюю словесную форму

     -детское творчество питается впечатлениями, идущими от действительности [2, с.34].

     Л.С. Выготский сравнивает отношение  детского творчества к взрослому  творчеству, с одной стороны, с  отношением детской игры к взрослой жизни, с другой.

     Основываясь на этой аналогии, Л.С. Выготский предлагает развивать и стимулировать детское литературное творчество подобно игре, а именно: предлагать детям определённые задания и темы, предполагающие возникновение ряда определённых впечатлений у детей.

     Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

     Первичной формой детского творчества является творчество синкретическое – в нём  еще не разведены отдельные виды искусства. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства – на детскую игру. Связь детского художественного творчества и игры заключается, по Выготскому, в следующем:

     -ребёнок творит своё произведения в один приём, редко работает над ним долго;

     -нераздельность детского литературного творчества, как и игры, с личными переживаниями ребёнка

     Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно  способствует развитию творческого  воображения, обогащает эмоциональную  жизнь ребёнка. И хоть это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ребёнку овладеть человеческой речью [6, с.45].

     Рассматривая  своеобразные, черты их литературного, творчества, Л.С. Выготский специально отмечает, что до него ребенок должен «дорасти», приобрести необходимый личный внутренний опыт, поэтому лишь у подростков можно наблюдать серьезные проявления литературного творчества.

     Литературное творчество требует важных психологических предпосылок, можно отметить, что, в соответствии с новыми исследовательскими материалами (З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной и др.), значительная часть этих предпосылок может появиться у детей еще в младшем школьном возрасте, а не в подростковом, правда, при использовании особых средств введения этих-детей в область литературы. 

     Так, по мнению З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной ученик, чтобы овладеть литературным творчеством, должен освоить две основные позиции: позицию «читатель» (ПЧ) и позицию «автор» (ПА) [16, с.89].

     При работе в позиции «читатель» обучение пониманию художественных литературных произведений осуществляется прежде всего за счет формирования читательских установок, соответствующих задачам рода и жанра литературы. В эпических рассказах и сказках это направленность на понимание внутреннего мира героя в оценке автора. В лирических стихотворениях – направленность на понимание развития мысли, чувства, настроения лирического героя.

     При работе в позиции «автор» развивается собственное литературное творчество детей, они пытаются самостоятельно создавать художественные образы и оформлять их в произведения разных литературных жанров.

     Обе эти позиции обеспечивают единое литературное развитие детей. При этом литературное творчество младших школьников рассматривается как главное условие развития читателей. Это условие позволяет реализовать принцип, сформулированный когда-то М.А. Рыбниковой, – «от маленького писателя к большому читателю» [21, с.15].

       З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина считают, что «детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека»[16, с.78]. По мнению авторов, собственно писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному «высвечивает» для него процесс чтения.

       Творческая  деятельность с позиции «автор»  начинается с наблюдений за реальностью, которые закрепляются в созданных  коллективно этюдах, продолжается наблюдениями за художественными текстами писателей и реализуется в конце концов в индивидуальной работе каждого по созданию текста.

Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников