Развитие литературного творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc

— 370.50 Кб (Скачать)

     Летает  на воле, да не птица. (Ветер).

     10.В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова. Например: «Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает». (Дверь).

     11.Загадка может иметь форму диалога. Например:

     - Это чёрная?

     - Нет, красная.

     - А почему она белая?

     - Потому что зелёная. (Незрелая  красная смородина).

       В загадках встречается рифма.  Например:

     Был шар бел,

     Ветер дунул,

     Шар улетел. (Одуванчик).

       12.Используется в загадках звуковая подсказка. Например: «Маленький шарик под лавкою шарит». (Мышь). Звук [ш] помогает представить образ шуршащей мыши.

    При обучении детей сочинению стихов, прежде всего необходимо было сформировать у учащихся умение рифмовать.

    С помощью чистоговорок мы знакомили учащихся с понятием «рифма». Например:

    Ра  – ра – ра – дождик с самого утра; угостил я комара.

    Арь – арь – арь – светлячок несёт фонарь; на столе лежит букварь.

    Чу  – чу – чу – на Луну я полечу; я зверей больных лечу.

    Ух  – ух – ух – распустил свой хвост петух и др.

    Работая с чистоговорками, дети постепенно начинали чувствовать ритм стиха, а это уже основа стихосложения.

    Усвоение норм литературного произношения и ударения помогала игра «Доскажи словечко». Например:

                Как зовут меня, скажи.

         Часто прячусь я во ржи,

         Скромный  полевой цветок,

         Синеглазый  …                      (Василёк).

    Дома  дети по собственному желанию придумывали такие строки:

                За капустой в  огород

         Он  пролез в открытый ход.

         Серый ловкий шалунишка.

           А зовут его …                         (зайчишка)

    Постепенно  теоретический материал усложнялся.

    Далее была организована длительная работа с ритмом стихотворного текста. Учащиеся были ознакомлены с двумя способами фиксации ритмического рисунка:

    -1 способ: схематическое изображение: каждый слог обозначается небольшой чёрточкой, над ударным ставится знак ударения, например: 

              Заяц белый            _′ _    _′ _

             Куда  бегал?           _′ _    _′ _

    -2 способ: «прохлопывание» ритма (дети ставят руки локотками на парты, учитель читает текст, а дети хлопают ладошками тогда, когда звучит ударный слог). При таком способе сразу же выявляются ошибки, и дети постепенно «присваивают» ритмический рисунок текста.

    Оба способа дополняют друг друга. Возможны различные варианты их сочетания, например, одновременность: веду рукой по нарисованной на доске схеме, произнося слоги, а класс хлопает.

    Далее выделялась группа повторяющихся слогов, учащиеся знакомились со стихотворным ритмическим рисунком: чередование в определённом порядке ударных и безударных слогов. Сравнивая несколько схем, мы обращали внимание детей на концовки.

    Так «открывался» ещё один секрет стихотворного текста: закон конца строки. На схеме отмечалось это открытие – проводилась линия перед последним в строке ударным слогом.

    Рассматривая  дальше повтор ритмического и звукового  рисунка, младшие школьники глубже знакомились с рифмой (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).

    Также учащимся были предложены такие задания:

    Среди данных слов (картинок) найти рифмующиеся  слова, соединить их стрелочками:

      дневник  умелый

      апрель   ученик

      урок   капель

      речка   звонок

      смелый   овечка

     Использовалась игра «Поймай рифму». Учитель бросал мяч и называл слово. Задача детей состояла в том, чтобы поймать мяч и придумать слово, рифмующееся со словом учителя.

     Игра  «Четвёртый лишний». Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:

     кошка, окошко, собачка, окрошка;

     ребёнок, сынок, утёнок, волчонок;

     мимоза, берёза, коза, заноза.

     Детям предлагались также разноуровневые задания:

     1-й  уровень: репродуктивно-подражательный.

     Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркнуть нужное слово:

                       Я квартиру сторожу.

                       Два часа уже … (бужу, сижу, стужу).

     2-й  уровень: поисково-исполнительский.

     Выполнить классификацию, распределив данные слова на две группы рифмующихся  слов:

     - Рой, сарай, строй, дерзай, май,  горой, край, лай, порой.

     3-й  уровень: инициативно-творческий.

     На  основе группы рифмующихся слов из задания 2-го уровня (или придумать свои) сочинить небольшое стихотворение.

       Также на уроках литературы в экспериментальном  классе широко использовался прием  словесного рисования.

       Рассмотрим, как было организовано словесное рисование на уроке по произведению Н.Носова «На горке».

       Учитель предлагает детям нарисовать словесную  картину ко 2-ой части рассказа –  эпизоду «Только полез на горку  – бух носом!»:

       - Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком).

       - Как мы расположим эти предметы  на картине?

       - На переднем плане – большая  горка, она будет в центре  картины, а справа – сарай,  в него упирается отвесная  часть горки; слева – жилые  дома, их будет два: один –  пятиэтажный, на переднем плане, другой – 8-ми этажная башня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери – замок, а рядом – большой ящик с песком. На горке, на пологой части – Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно.

       - Как покажем, что он упал  резко, со всего размаха?

       - Шапка-ушанка сдвинулась набекрень,  одно ухо шапки – вдоль спины,  другое – вдоль горки. Руки  выброшены вперед, одна – в  варежке, другая варежка лежит  рядом с рукой: она слетела  при падении. Шарф развивается на ветру. Ноги задраны вверх, они в ботинках, а к ним небрежно привязаны коньки (в тексте сказано «нацепил коньки»).

       - Какие краски используем для  картины?

       - Горка – белая, с голубыми  разводами, сарай раскрасим темно-серым,  дома: один сделаем светло-розовым, другой – голубым. Дворницкая будет желтая, а дверь – коричневая. Рядом – серый, как бы металлический, ящик. Из него виднеется лежащий горкой светло-оранжевый песок.

       - А какие краски выберем для  одежды Котьки?

       - На Котьке коричневая шапка-ушанка, красный свитер, а шарф и варежки белого цвета, штаны и ботинки раскрасим черным цветом, а коньки сделаем с голубым оттенком.

       - Какая же будет погода?

       - Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а  на нем – «золотое» (желтое) солнце.

       Такая работа приучала детей тренировать воображение, обостряла внимание к слову, углубляла читательские впечатления.

       Использовались  также такие приемы как творческий пересказ и неоконченный рассказ. Творческий пересказ предполагал передачу содержания с какими-либо изменениями: например, при чтении рассказа К.Паустовского «Подарок» детям было дано задание подготовить пересказ от лица Вани Малявина.

       При использовании такого приема как неоконченный рассказ детям предлагалось досочинить начатый рассказ. Зачитывалось начало . «Юра и толя шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…»

       Далее на уроке литературы в экспериментальном 2 «А» классе мы апробировали такую форму работы с детьми как коллективный творческий этюд.

     В начале урока на стол были положены два кочана капусты, отличающихся друг от друга множеством признаков. Один кочан – большой, рыхлый, растрепанный, грязно-белый. Другой – маленький, плотный, аккуратный, зеленый. Дети с интересом рассматривали предметы, учитель начинает диалог.

     Учитель. Что тут такое?

     Учащиеся. Капуста

     Учитель. Да, два кочана. Они одинаковые?

     Учащиеся. Нет!

     Учитель. Если не одинаковые, то попробуйте рассмотреть внимательно каждый: какие у них отличительные признаки? Вот у маленького...

     Учащиеся. Маленький и зеленый... Не лохматый.

     Учитель. Гладенький!

     Учащиеся. Круглый. Неободранный. Ровненький-ровненький, а тот какой-то...

     Учитель. Растрепанный! Чистый! А тот – грязный.

     Учащиеся. Полосочки разные – тоненькие, а тут – толстые.

     Учащиеся. Этот – старый, а этот – молодой.

     Учащиеся. Это – папа, а это – сынишка.

     Учащиеся. Один вкусный, а другой – не очень.

     Учитель. Видите, капуста у нас разная. А теперь давайте вспомним про волшебство. Если думать по-волшебному, это не просто кочаны, а существа с душой и сердцем. Они живые, у них есть характеры, они могут как-то себя вести, совершать поступки. На основании того, что вы заметили в их внешнем виде, о каких разных характерах, разном поведении можно говорить?

     Учащиеся. Толстый, если бы его продавали, выскочил бы из рук продавца.

     Учащиеся. Я сразу про два! Хозяйка купила два кочана, принесла домой. Кот Барсик увидел их, выкатил на крыльцо, они покатились вниз.

     Учитель. А где же ответ на мой вопрос? Вы так хорошо их разглядели, столько  заметили всего, но за этим надо увидеть  разные мысли, чувства, характеры.

     Учащиеся. Маленький кочанчик – шаловливый, потому что он – маленький. А маленькие всегда шалят.

     Учащиеся. Он шустрый, мог бы пролезть в дыры. Легкий.

     Учитель. Как колобок!

     Учащиеся. Я про два! У этого – вид мужественный, пережитый. А этот – еще маленький, как ребенок. Он слушает, что рассказывает большой про свою жизнь.

     Учащиеся. Маленький – он играет, а если кто полезет – убегает.

     Учитель. Но один раз ему все-таки влетело! Вы видели порез маленький?

Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников