Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:15, курсовая работа
Цель исследования: определить эффективные методы, приемы и формы развития литературного творчества младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме.
2. Проанализировать методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества.
3. Определить исходный уровень развития литературного творчества учащихся контрольного и экспериментального классов.
4. Примененить в учебно – воспитательном процессе экспериментального класса методы, приемы, а также организационные формы работы с учащимися, направленные на развитие литературного творчества.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………………...….7
1.1 Изучение понятия «творчество» в психологической науке………………7
1.2 Проблема развития детского литературного творчества ………………..11
2 Методические предпосылки развития литературного творчества младших школьников……………………………………………………………………..17
2.1 Методы и приемы развития литературного творчества ………………...17
2.2 Организационные формы работы с детьми, направленные на развитие литературного творчества…………………………………………………19
3 Опытно – экспериментальная работа по развитию литературного творчества младших школьников………………………………………………………….29
3.1 Диагностика исходного уровня развития литературного творчества младших школьников…………………………………………………………..29
3.2 Методические аспекты развития литературного творчества младших школьников..........................................................................................................35
3.3 Анализ результатов исследования ………………….…………………….44
Заключение………………………………………………………………………….47
Список использованных источников……………………………………………...49
Приложение А………………………………………………………………………52
Приложение Б………………………………………………………………………53
Летает на воле, да не птица. (Ветер).
10.В целях создания замысловатого вопроса в загадке используется многозначность слова. Например: «Одной ручкой всех встречает, другой ручкой провожает». (Дверь).
11.Загадка может иметь форму диалога. Например:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зелёная. (Незрелая красная смородина).
В загадках встречается рифма. Например:
Был шар бел,
Ветер дунул,
Шар улетел. (Одуванчик).
12.Используется в загадках звуковая подсказка. Например: «Маленький шарик под лавкою шарит». (Мышь). Звук [ш] помогает представить образ шуршащей мыши.
При обучении детей сочинению стихов, прежде всего необходимо было сформировать у учащихся умение рифмовать.
С помощью чистоговорок мы знакомили учащихся с понятием «рифма». Например:
Ра – ра – ра – дождик с самого утра; угостил я комара.
Арь – арь – арь – светлячок несёт фонарь; на столе лежит букварь.
Чу – чу – чу – на Луну я полечу; я зверей больных лечу.
Ух – ух – ух – распустил свой хвост петух и др.
Работая с чистоговорками, дети постепенно начинали чувствовать ритм стиха, а это уже основа стихосложения.
Усвоение норм литературного произношения и ударения помогала игра «Доскажи словечко». Например:
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василёк).
Дома дети по собственному желанию придумывали такие строки:
За капустой в огород
Он пролез в открытый ход.
Серый ловкий шалунишка.
А зовут его …
Постепенно теоретический материал усложнялся.
Далее была организована длительная работа с ритмом стихотворного текста. Учащиеся были ознакомлены с двумя способами фиксации ритмического рисунка:
-1 способ: схематическое изображение: каждый слог обозначается небольшой чёрточкой, над ударным ставится знак ударения, например:
Заяц белый _′ _ _′ _
Куда бегал? _′ _ _′ _
-2 способ: «прохлопывание» ритма (дети ставят руки локотками на парты, учитель читает текст, а дети хлопают ладошками тогда, когда звучит ударный слог). При таком способе сразу же выявляются ошибки, и дети постепенно «присваивают» ритмический рисунок текста.
Оба способа дополняют друг друга. Возможны различные варианты их сочетания, например, одновременность: веду рукой по нарисованной на доске схеме, произнося слоги, а класс хлопает.
Далее выделялась группа повторяющихся слогов, учащиеся знакомились со стихотворным ритмическим рисунком: чередование в определённом порядке ударных и безударных слогов. Сравнивая несколько схем, мы обращали внимание детей на концовки.
Так «открывался» ещё один секрет стихотворного текста: закон конца строки. На схеме отмечалось это открытие – проводилась линия перед последним в строке ударным слогом.
Рассматривая дальше повтор ритмического и звукового рисунка, младшие школьники глубже знакомились с рифмой (звукоритмический повтор в конце или внутри строки).
Также учащимся были предложены такие задания:
Среди данных слов (картинок) найти рифмующиеся слова, соединить их стрелочками:
дневник умелый
апрель ученик
урок капель
речка звонок
смелый овечка
Использовалась игра «Поймай рифму». Учитель бросал мяч и называл слово. Задача детей состояла в том, чтобы поймать мяч и придумать слово, рифмующееся со словом учителя.
Игра «Четвёртый лишний». Назвать лишнее слово, которое не рифмуется с остальными:
кошка, окошко, собачка, окрошка;
ребёнок, сынок, утёнок, волчонок;
мимоза, берёза, коза, заноза.
Детям предлагались также разноуровневые задания:
1-й
уровень: репродуктивно-
Закончить строчку стихотворения, выбрав нужную рифму из предложенных трёх слов. Подчеркнуть нужное слово:
Я квартиру сторожу.
Два часа уже … (бужу, сижу, стужу).
2-й
уровень: поисково-
Выполнить классификацию, распределив данные слова на две группы рифмующихся слов:
- Рой, сарай, строй, дерзай, май, горой, край, лай, порой.
3-й
уровень: инициативно-
На основе группы рифмующихся слов из задания 2-го уровня (или придумать свои) сочинить небольшое стихотворение.
Также на уроках литературы в экспериментальном классе широко использовался прием словесного рисования.
Рассмотрим, как было организовано словесное рисование на уроке по произведению Н.Носова «На горке».
Учитель предлагает детям нарисовать словесную картину ко 2-ой части рассказа – эпизоду «Только полез на горку – бух носом!»:
- Что мы нарисуем на картине? (Горку, Котьку, жилые дома, дворницкую, около нее ящик с песком).
-
Как мы расположим эти
- На переднем плане – большая горка, она будет в центре картины, а справа – сарай, в него упирается отвесная часть горки; слева – жилые дома, их будет два: один – пятиэтажный, на переднем плане, другой – 8-ми этажная башня, вдали. На заднем плане справа нарисуем дворницкую: помещение без окон, на двери – замок, а рядом – большой ящик с песком. На горке, на пологой части – Котька. Он упал, носом уткнулся в горку, лица его не видно.
- Как покажем, что он упал резко, со всего размаха?
-
Шапка-ушанка сдвинулась
- Какие краски используем для картины?
-
Горка – белая, с голубыми
разводами, сарай раскрасим
- А какие краски выберем для одежды Котьки?
-
На Котьке коричневая шапка-
- Какая же будет погода?
- Будет солнечный зимний день. Небо изобразим ярко-синим, а на нем – «золотое» (желтое) солнце.
Такая работа приучала детей тренировать воображение, обостряла внимание к слову, углубляла читательские впечатления.
Использовались также такие приемы как творческий пересказ и неоконченный рассказ. Творческий пересказ предполагал передачу содержания с какими-либо изменениями: например, при чтении рассказа К.Паустовского «Подарок» детям было дано задание подготовить пересказ от лица Вани Малявина.
При использовании такого приема как неоконченный рассказ детям предлагалось досочинить начатый рассказ. Зачитывалось начало . «Юра и толя шли неподалеку от берега реки. «Интересно, - сказал Толя, - как это совершаются подвиги? Я все время мечтаю о подвиге!» «А я об этом даже не думаю», - ответил Юра и вдруг остановился. С реки донеслись…»
Далее на уроке литературы в экспериментальном 2 «А» классе мы апробировали такую форму работы с детьми как коллективный творческий этюд.
В начале урока на стол были положены два кочана капусты, отличающихся друг от друга множеством признаков. Один кочан – большой, рыхлый, растрепанный, грязно-белый. Другой – маленький, плотный, аккуратный, зеленый. Дети с интересом рассматривали предметы, учитель начинает диалог.
Учитель. Что тут такое?
Учащиеся. Капуста
Учитель. Да, два кочана. Они одинаковые?
Учащиеся. Нет!
Учитель. Если не одинаковые, то попробуйте рассмотреть внимательно каждый: какие у них отличительные признаки? Вот у маленького...
Учащиеся. Маленький и зеленый... Не лохматый.
Учитель. Гладенький!
Учащиеся. Круглый. Неободранный. Ровненький-ровненький, а тот какой-то...
Учитель. Растрепанный! Чистый! А тот – грязный.
Учащиеся. Полосочки разные – тоненькие, а тут – толстые.
Учащиеся. Этот – старый, а этот – молодой.
Учащиеся. Это – папа, а это – сынишка.
Учащиеся. Один вкусный, а другой – не очень.
Учитель. Видите, капуста у нас разная. А теперь давайте вспомним про волшебство. Если думать по-волшебному, это не просто кочаны, а существа с душой и сердцем. Они живые, у них есть характеры, они могут как-то себя вести, совершать поступки. На основании того, что вы заметили в их внешнем виде, о каких разных характерах, разном поведении можно говорить?
Учащиеся. Толстый, если бы его продавали, выскочил бы из рук продавца.
Учащиеся. Я сразу про два! Хозяйка купила два кочана, принесла домой. Кот Барсик увидел их, выкатил на крыльцо, они покатились вниз.
Учитель. А где же ответ на мой вопрос? Вы так хорошо их разглядели, столько заметили всего, но за этим надо увидеть разные мысли, чувства, характеры.
Учащиеся. Маленький кочанчик – шаловливый, потому что он – маленький. А маленькие всегда шалят.
Учащиеся. Он шустрый, мог бы пролезть в дыры. Легкий.
Учитель. Как колобок!
Учащиеся. Я про два! У этого – вид мужественный, пережитый. А этот – еще маленький, как ребенок. Он слушает, что рассказывает большой про свою жизнь.
Учащиеся. Маленький – он играет, а если кто полезет – убегает.
Учитель. Но один раз ему все-таки влетело! Вы видели порез маленький?
Информация о работе Развитие литературного творчества младших школьников