Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:00, дипломная работа

Описание работы

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при изучении лексики на начальном этапе обучения немецком языку. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Цель нашей работы - изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков на уроке немецкого языка у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Игра и ее психологические особенности
1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка
1.2.1 Функции ролевой игры
1.2.2 Применение ролевой игры на уроке иностранного языка
1.2.3 Основные требования к ролевым играм
1.2.4 Роль учителя в процессе игры
1.2.5 Организация ролевой игры
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала
2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Оценки

Словарный диктант по теме «Деревня»

Словарный диктант по теме «Сельское хозяйство»

 «5»

 -

 4

 «4»

 3

 6

 «3»

 6

 2

 «2»

 3

 -

Средний балл

 3

 4.1


 

Итог можно  наглядно представить в следующей диаграмме.

Рисунок 1. Сравнительный анализ результатов словарных диктантов

 

Средний балл

 

Конечно, то, что  результат у учеников при выполнении контрольного диктанта оказался выше, говорит не только о том, что ролевые  игры повлияли на становление лексического навыка по теме «Деревня», но и на становление лексического навыка по теме «Сельское хозяйство».

Таким образом, можно сделать вывод, что при изучении лексики на уроках немецкого языка с использованием ролевых игр, лексический материал качественнее и лучше усваивается. Можно сравнить первый контроль и второй контроль и увидеть разницу. Таким образом, при изучении лексического материала с использованием ролевых игр можно выделить только положительные стороны. Гипотеза, которую мы определили во введении нашей выпускной квалификационной работы, доказана.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной выпускной  квалификационной работе рассматривается  одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным  языкам – это проблема развития лексического навыка. Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что ролевая игра, является основным приемом развития лексического навыка. Одна и та же ролевая игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Ролевые игры применяются, как отдельные элементы урока, так и весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами. Место и время проведения зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока.

Игры обязательно  должны присутствовать на уроках обучения лексике иностранного языка школьников на начальном этапе обучения иностранному языку, так как благодаря им, ученик намного легче усваивает лексический материал. Игра делает скучную работу более интересной и увлекательной.

В работе имеются приложения, где предлагаются ролевые игры, которые можно использовать на разных этапах обучения немецкому языку, так как они способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, творческого мышления, помогают создать благоприятный климат на уроке.

Общий вывод нашей выпускной квалификационной работы будет следующий: при изучении лексики на уроках немецкого языка с использованием ролевых игр лексический материал качественнее и лучше усваивается. Таким образом, использование ролевых игр как прием овладения устной речью на уроке немецкого языка отражает эффективный процесс формирования лексического навыка. Гипотеза, которую мы определили во введении нашей курсовой работы, доказана.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова И. В. Игры на уроках немецкого языка//Иностранные языки в школе. - № 1. - 2007.
  2. Белкина М. Ю. Задания для совершенствования фонетических навыков// Иностранные языки в школе. - №5. – 2006.
  3. Беляев Б. В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке// Методическая мозайка.-№8.- 2006.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - №6. -1966.
  5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.- М.:АРКТИ, 2003.
  6. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа,1994.-448с.
  7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. - М.: Просвещение,1991.
  8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - №4. - 1989.
  9. Колкер Л.М., Устинова Е.С., Енашеева Т.Н. Практическая методика обучения иностранному языку.- М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
  10. Комков И.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе. – Минск: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения БССР, 1963.
  11. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку.- СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006г.
  12. Лащикова И. Ш. Игра как методический прием усвоения числительных на начальном этапе обучения. - №2. - 2006.
  13. Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М.: Издательство «Просвещение», 1967г.
  14. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.
  15. Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. – М.: 2е издание, 1965г.
  16. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностранные языки в школе. - № 3. - 1987.
  17. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, Издательство ЭКСМО – Пресс, 1999.
  18. Равинская В.К. Игры как средство обучения // Иностранные языки в школе .- № 1.- 1980.
  19. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии.- СПб.: Речь, 2006.
  20. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - № 6. - 1993.
  21. Уайзер Г.Н. Обучение устной речи и проблемы учебника иностранного языка // Методическая мозайка. - № 8. -2006.
  22. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособия для студентов педагогических колледжей.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 416с.
  23. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Слова по теме «Деревня»,

использованные  в контрольном словарном диктанте № 1

 Русские слова

 Немецкие слова

Деревня

Корова

Лошадь

Коза

Свинья

Овца

Гусь

Утка

Курица

Петух

Доить

Взрыхлять

Сажать(растение)

Пахать, вспахивать

Сеять

Кормить

Лить(поливать)

Das Dorf

Die Kuh

Das Pferd

Die Ziege

Die Schwein

Das Schif

Die Gans

Die Ente

Das Huhn

Der Nahe

melken

jaten

pflanzen

pflugen

sдen

fьttern

giessen


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Ролевые игры по теме «Деревня», «Сельское хозяйство»

Ролевая игра 1. Цель - закрепление лексического материала по теме, тренирование в употреблении вопросно - ответных фраз.

Ход. Ученики делятся на пары. Один выполняет роль городского жителя (Stadtbewohner), другой - жителя сельской местности (Landbewohner).

а) «городской житель» задает вопрос: «Ist das…?» и показывает предметы на рисунках. «Житель сельской местности» должен согласиться или опровергнуть высказывание ( Ja, das ist…/ Nein, das ist kein (e)…).

б) «Городской житель» спрашивает собеседника о действии, совершаемом тем или иным животным (предметом). Например:

Was gibt uns eine Kuh?- Eine Kuh gibt uns Milch.

Was gibt uns ein Huhn?- Ein Huhn gibt uns Eier. И т.д.

Ролевая игра 2. Цель - закрепление лексического материала по теме, тренировка в употреблении повелительного наклонения ( Sie – Form)

Ход. В игре участвует весь класс. Класс выбирает экскурсовода (назначает учитель). Все остальные выполняют роль людей, незнакомых с устройством сельского двора («горожане» «иностранцы»). При помощи фраз «Zeigen Sie bitte…», «Wo ist (sind)…» и т.п. ребята - «горожане» расспрашивают экскурсовода о структуре сельского двора. «экскурсовод» показывает на картинах предметы, о которых спрашивают «горожане». (Игра может повторяться несколько раз при выборе нового «экскурсовода»).

Ролевая игра 3. Цель - закрепление лексического материала по теме, фраз « Ich habe…», «Auf meinem Hof gibt es…»

Ход. Дома ребята готовят рисунки сельского двора  и рассказывает по картинке о том, что они имеют в хозяйстве.

Из рисунков составляется выставка. Ребята выбирают «экскурсовода» (назначает учитель). «Экскурсовод» еще раз рассказывает, что каждый «владелец» имеет в своем хозяйстве.

(Можно провести  экскурсию для учеников младших  классов).

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Слова по теме «Деревня» , « Сельское хозяйство», использованные в контрольном словарном диктанте № 2 

 Русские слова

 Немецкие слова

Деревня

Корова

Лошадь

Коза

Свинья

Овца

Гусь

Утка

Курица

Петух

Доить

Взрыхлять

Сажать(растение)

Пахать, вспахивать

Сеять

Кормить

Лить(поливать)

Собрать

Солома

Сорняк

Трава

Растение

Das Dorf

Die Kuh

Das Pferd

Die Ziege

Die Schwein

Das Schif

Die Gans

Die Ente

Das Huhn

Der Nahe

melken

jaten

pflanzen

pflugen

sдen

fьttern

giessen

sammeln

Das Stroh

Das Unkraut

Das Gras

Die Pflanze



Информация о работе Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка