Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 10:42, доклад
Ученые, классифицируя память по различным категориям, выделяют такие ее виды, как долговременная, кратковременная и промежуточная. Память у человека может быть зрительной, слуховой и моторной (человек хорошо запоминает, когда записывает). Одному вполне достаточно прослушать урок для того, чтобы не только все понять, но и запомнить. Люди с таким типом памяти предпочитают заниматься группой, чтобы, например, при чтении вслух хорошо запомнить и понять материал. Другой сам любит читать, ему обязательно нужно скользить глазами по строчкам. Чаще всего бывает смешанный тип памяти, например, зрительно-моторный. Учитель должен при подготовке к уроку и при работе на уроке учитывать эти особенности учеников и развивать их.
Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, воспоминание о чем-либо.
Ученые, классифицируя
память по различным категориям, выделяют
такие ее виды, как долговременная,
кратковременная и
В современных условиях, когда чтение книг вытесняется телевидением, комьютерами, можно заметить тот факт, что среди школьников появляется большое количество тех, кто плохо читает. С такими детьми для развития памяти целесообразно проводить на уроках русского языка зрительные и слуховые диктанты. Такие диктанты способствуют формированию устойчивого внимания, увеличивают объем слухового восприятия.
Для проведения слуховых диктантов предварительно готовятся наборы, состоящие из шести предложений. Каждый последующий набор на 1-2 знака больше предыдущего.
Каждое предложение читается громко, четко и только один раз. Учащиеся должны обязательно нумеровать предложения и каждое записывать с новой строки. Затем подсчитывается количество знаков в первом и последнем предложении, оно отмечается на полях.
Далее идет проверка правильного воспроизведения предложения (наличие всех слов, их порядок и т.д.). Затем громко и четко вместе с учителем дети проговаривают каждое слово так, как оно пишется. В ходе чтения возможен краткий комментарий по отдельным орфограммам. Связывая диктант с изучаемой орфограммой , можно вводить новый набор.
Не у всех все получается сразу, особенно трудно тем, у кого внимание неустойчивое, волевое усилие выражено слабо. То, что ученик не может иногда точно воспроизвести услышанную сроку, заставляет его быть активным, перебирать несколько вариантов. Особенно это касается стихотворных строк.
Вот
какими могут быть варианты
предложений для слуховых
2) Сосны машут ветвями.
3) Все расцвело вокруг.
4) Голова хвоста не ждет.
5) За всеми не угонишься.
6) Правда светлее солнца.
-1-
2) Вороне соколом не быть.
3) Книга растит человека.
4) Листья падали дни и ночи.
5) Мы легко шагаем по тропе.
6) После
дождей пошли грибы.
Зрительные диктанты можно использовать при закреплении какого-то изученного материала. Для этого нужно использовать как стихотворные, так и прозаические небольшие тексты. Вначале проводится работа с текстом, записанном на доске, а потом дети по памяти должны записать его, подчеркнув при этом те орфограммы или пунктограммы, над которыми проводилась работа.
В системе работы, призванной развивать и совершенствовать память обучающихся, большую роль играют изложения.
По типу они делятся на
- подробные
изложения повествовательного
- сжатые
изложения повествовательного
- выборочные изложения;
- подробные
изложения с элементами
- изложения с грамматическим заданием;
- творческие изложения и т.д.
В связи с тем, что на экзамене по русскому языку ученики будут работать над сжатым изложением, мне хотелось бы подробнее остановиться именно на этом типе изложения.
Обучение сжатому изложению вырабатывает у детей умение кратко излагать содержание прочитанного или прослушанного, обобщить материал, выделять из него самое существенное для передачи главной мысли рассказа. Сжатые изложения требуют предварительной подготовки. Для того чтобы ученики лучше усвоили содержание текста и смогли передать его главную мысль, учитель выразительно читает текст, объясняет значение непонятных слов и выражений, проводит беседу по анализу содержания, т.е. собираются рабочие материалы к сжатому изложению.
Задания на развитие памяти
часто связаны и с таким
видом работы, как написание сочинения.
При создании текстов
-2-
Информация о работе Развитие памяти на уроках русского языка