Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:00, дипломная работа
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при изучении лексики на начальном этапе обучения немецком языку. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Цель нашей работы - изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков на уроке немецкого языка у школьников.
ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Игра и ее психологические особенности
1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка
1.2.1 Функции ролевой игры
1.2.2 Применение ролевой игры на уроке иностранного языка
1.2.3 Основные требования к ролевым играм
1.2.4 Роль учителя в процессе игры
1.2.5 Организация ролевой игры
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала
2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ролевые игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью.
Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом (в среднем школьном возрасте с учетом изучения иностранного языка с 5 класса).
Психологические исследования показывают, что в период с пятого по одиннадцатый класс, когда осуществляется изучение иностранного языка, развитие школьников проходит несколько возрастных стадий. Отмечается также, что главнейшие изменения в психических особенностях личности на данной стадии ее развития обусловлены ведущей деятельностью, характерной для этой стадии. Среднему школьному возрасту, в котором начинается изучение иностранного языка, предшествует не просто более ранний, школьный возрастной период, но также другая форма ведущей деятельности (ролевая игра). В младшем школьном возрасте, т.е. в семь - одиннадцать лет, ведущей деятельностью становится учение. Но в связи со спецификой предмета «иностранный язык» применение ролевой игры уместно и в среднем школьном возрасте.
1.2.3 Основные требования к ролевым играм
Ролевая игра, используемая
на уроке иностранного языка, должна
соответствовать следующим
1. Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес и желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации, адекватной реальной ситуации общения;
2. Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать; важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную роль; только при этом условии их речь будет естественной и убедительной;
3. Ролевая игра должна быть принята всей группой;
4. Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает у школьников чувство удовлетворения, радости, чем свободнее чувствует себя ученик в ролевой игре, тем инициативнее он будет в общении; со временем у него появится чувство уверенности в своих силах, в том, что он может исполнять разные роли;
5. Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал;
6. Учитель непременно верит в ролевую игру, в ее эффективность; только при этом условии он сможет добиться хороших результатов;
7. Большую значимость приобретает умение учителя установить контакт с ребятами; создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятии – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить.
Выполняя все требования к ролевым играм, учитель сможет достичь на уроке высоких результатов в том или ином виде деятельности.
1.2.4 Роль учителя в процессе игры
Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда учитель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим учитель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.
В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, однако не главную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работ под его руководством. Желательно, чтобы социальный статус этой роли помог бы ему ненавязчиво направлять речевое общение в группе.
Обычно учитель берет себе роли лишь вначале, когда школьники еще не освоили данный вид работы. В дальнейшем необходимость в этом отпадет.
В процессе игры сильные учащиеся помогают слабым. Учитель же управляет процессом общения: подходит то к одному, то к другому ученику, который нуждается в помощи, вносит необходимые коррективы в работу.
В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а лишь незаметно для учащихся записывает их, чтобы на следующем занятии обсудить наиболее типичные.
1.2.5 Организация ролевой игры
В структуру ролевой игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет – область действительности, условно воспринимаемая в игре.
Задача учителя состоит в том, чтобы отобрать необходимые ситуации – иллюстрации и ситуации – проблемы на конкретном материале, подготовить дидактический материал (можно с подсказкой о характере его деятельности), подобрать группы учащихся и распределить роли, поставить задачу, по которой учащиеся должны высказывать свою точку зрения, продумать предполагаемые ответы и реплики, проявлять к учащимся интерес и внимание во время проведения игры.
Технология ролевой игры состоит из нескольких этапов:
1. Этап подготовки. Подготовка ролевой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. Затем составляется план проведения игры. Учитель должен иметь общее описание процедуры игры и четко представлять характерные особенности действующих лиц.
2. Этап объяснения. На данном этапе идет ввод в игру, ориентация участников, определение режима работы , формулировка главной цели урока, а так же необходимо обосновать учащимся постановку проблемы и выбор ситуации. Выдаются заранее подготовленные пакеты необходимых материалов, инструкции, правил. При необходимости, учащиеся обращаются за помощью к учителю за дополнительными разъяснениями. Учитель должен настроить учащихся на то, что нельзя относиться пассивно к игре, нарушать регламент и этику поведения.
3. Этап проведения - процесс игры. На этом этапе учащиеся разыгрывают предложенную ситуацию, выполняя определенные роли.
4. Этап анализа и обобщения. По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются мнениями, что, на их взгляд, получилось, а над чем еще стоит поработать. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формирует окончательный итог урока. При анализе обращается внимание на соответствие использованной имитации с соответствующей областью реальной ситуации [11, с. 68].
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала
Лексика – это основной строительный материал нашей речи, ее содержательная сторона. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений.
Способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно ряд действий и операций, связанных с вызовом слова из долговременной памяти, соотнесением его с другими лексическими единицами, называют лексическим навыком. Следовательно, цель обучения лексической стороне речи есть формирование продуктивного (обусловливающего развития умений говорения и письма) и рецептивного (как условия осуществления рецептивных видов деятельности: чтения и аудирования) лексических навыков.
Продуктивный лексический навык – это синтезированное действие по вызову лексической единицы адекватно коммуникативной задаче или ситуации общения и ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами.
Рецептивный лексический навык – это синтезированное действие по распознанию графического или фонетического образа лексической единицы и соотнесению формы слова с его значением.
Процесс овладения словом включает в себя ознакомление
с функцией слова, его значением, формальными
признаками, тренировку в усвоении слов
и применение новых лексических единиц
в устной и письменной речи. Следовательно,
процесс формирования лексических навыков
проходит в три этапа: этап ознакомления
(ориентировочно-
Овладеть лексическим навыком, не находясь в стране изучаемого языка, весьма трудно. Поэтому важной задачей учителя является создание благоприятных условий для создания реальных и воображаемых ситуаций общения, которые побуждали к решению конкретных задач. Отсюда важность использования игры, особенно ролевой, в рамках основных сфер общения: семейно-бытовой, учебно-трудовой, и т.д. - на всех этапах обучения.
В основном ролевые игры используются для развития устно-речевых навыков и тем самым тренируют монологическую и диалогическую речь. Наряду с этим происходит активное применение лексики, изучаемой по определенной теме.
В играх иногда содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики. Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры. Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них – зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.
Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки учебного материала.
2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Нами было проведено исследование влияния ролевой игры на успешное усвоение лексического материала учениками 7 класса. Исследование проведено в период прохождения преддипломной практики по дополнительной подготовке в области немецкого языка с 7 по 14 февраля 2009 года. База прохождения практики – «Советская СОШ». В 7 классе обучается 12 человек. Возраст детей 12-13 лет. Данный возраст относят к подростковому, который называется отрочеством. Если в детстве особое место отводится игре, то в отрочестве – общению [17, с. 354]. Специфика же предмета «иностранный язык» подразумевает соединение этих двух составляющих в целях успешного овладения речью.
Игры мы проводили с использованием лексики по теме «Сельское хозяйство». Свое исследование проводили в три этапа. На начальном этапе мы спланировали наше исследование, определили класс, на котором необходимо было провести исследование, подобрали языковой материал. Второй этап – проведение эксперимента. На третьем этапе мы обработали полученные результаты эксперимента и сделали соответствующие выводы.
Согласно гипотезе, если при обучении лексике на уроках немецкого языка использовать ролевые игры, как прием овладения устной речью, то процесс овладения лексическими навыками будет эффективнее. Мы поставили педагогический эксперимент, но упрощенный, так как в школе всего один 7 класс, и нет больших возможностей для проведения полного эксперимента. За неделю преддипломной практики по дополнительной подготовке в области немецкого языка мы провели три учебных часа. Мы провели первичный контроль на знание лексического материала по теме «Деревня» без употребления ролевых игр. Ученики заучивали слова по данной теме, предварительно отработав их в языковых упражнениях. Например, ученики по цепочке называли слова друг другу, один отвечал и задавал свое слово следующему и т.п. После того, как слова закрепили, был проведен словарный диктант, где были продиктованы слова по вариантам. (Приложение 1). Ребята должны были писать перевод. Результат словарного диктанта отражен в Таблице 1.
Из 12 человек оценку «4» за словарный диктант получили 3 человека, оценку «3» - 6 человек, оценку «2» - 3 человека. На «отлично» с работой никто не справился. Средний балл по результатам мы получили «3». Результат достаточно не высокий и указывает на несформированность лексического навыка по данной теме в целом и в отдельности у некоторых учеников.
Далее мы снова повторили эту тему и начали изучать новую тему «Сельское хозяйство», лексический минимум которой также содержит слова из предыдущей темы «Деревня». Мы проводили уроки с использованием ролевых игр. Ролевые игры, используемые нами на уроках, представлены в Приложении 2. Список слов для изучения был достаточно большой. Мы использовали свободный вид ролевых игр: сами учащиеся должны решить, какие слова им использовать из данной лексики, как будет развиваться действие. Учащиеся получали обстоятельство общения или разыгрывали отдельный эпизод. Называлась примерная тема диалога, а затем учащиеся составляли диалог с использованием новой лексики с опорой на предложения. Также был проведен устный опрос, где дети работали переводчиками с русского на немецкий язык и наоборот.
После того, как изучили новый лексический материал с применением ролевых игр, мы провели повторный контрольный срез, с помощью словарного диктанта по вариантам, и получили следующий результат: оценка «5» - 4 человека; оценка «4» - 6 человек; оценка «3» - 2 человека. Средний балл – 4,1. Неудовлетворительных оценок не получил никто, что говорит о сформированности лексического навыка по теме у всех учеников. Результаты повторного контрольного среза мы представим также в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты проведения словарных диктантов