Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 03:00, дипломная работа

Описание работы

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при изучении лексики на начальном этапе обучения немецком языку. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Цель нашей работы - изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков на уроке немецкого языка у школьников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА
1.1 Игра и ее психологические особенности
1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка
1.2.1 Функции ролевой игры
1.2.2 Применение ролевой игры на уроке иностранного языка
1.2.3 Основные требования к ролевым играм
1.2.4 Роль учителя в процессе игры
1.2.5 Организация ролевой игры
1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала
2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО «ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

по методике преподавания иностранного языка в  школе

специальность 050709 Преподавание в начальных классах

 

РАЗВИТИЕ  ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тотьма

2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА

1.1 Игра и ее психологические особенности

1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка

1.2.1 Функции  ролевой игры

1.2.2 Применение ролевой игры на уроке иностранного языка

1.2.3 Основные требования к ролевым играм

1.2.4 Роль учителя в процессе игры

1.2.5 Организация ролевой игры

1.3 Влияние ролевой игры на успешное усвоение лексического материала

2 ГЛАВА. ИССЛЕДОВАНИЕ  ВЛИЯНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА УСПЕШНОЕ  УСВОЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Об обучающих  возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр при изучении лексики на начальном этапе обучения немецком языку. И это понятно: в игре проявляются особенно хорошо и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Цель нашей работы - изучение влияния ролевых игр на развитие лексических навыков на уроке немецкого языка у школьников.

Для реализации данной цели необходимо решить несколько логически взаимосвязанных задач:

  • изучить и проанализировать литературу по исследуемому вопросу;
  • рассмотреть понятие «ролевая игра»;
  • выявить влияние ролевых игр на формирование лексических навыков;
  • организовать исследовательскую деятельность по изучению развития лексического навыка в средней школе.

Объект исследования - процесс развития лексических навыков.

Предмет исследования - условие влияния ролевых игр на развитие лексических навыков.

Гипотеза: если при обучении лексике на уроках немецкого языка использовать ролевые игры как прием овладения устной речью, то процесс усвоения лексического материала будет эффективнее.

Для подтверждения гипотезы мы использовали следующие теоретические методы: анализ литературы, сравнение. Из эмпирических методов мы использовали педагогический эксперимент.

В своей работе мы использовали труды Абрамова И.В., Выгодского Л.С., Конышевой А.В., Мильруд Р.П., Равинской В.К., в работах этих авторов указываются психологические особенности детей, что может сделать сам учитель, чтобы улучшить память ребенка, повысить его интерес к учению, а также применение ролевой игры на уроках немецкого языка при изучении учебного материала.

Работа состоит  из введения, теоретической и практической частей, библиографического списка и заключения. Во введении представлен методологический аппарат исследования. В теоретической – влияние игр на развитие лексических навыков, а также психологические особенности изучаемого школьного возраста. В практической части содержится описание исследования, проведенного на уроках немецкого языка, по данной теме. В заключении подведены итоги работы, сделаны выводы по результатам экспериментов.

 

 

1 ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОГО НАВЫКА

 

1.1 Игра и ее психологические особенности

 

Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования, также это моделирование ситуации в целях выработки наиболее эффективных решений.

Обучение с  помощью игры - результат напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью разных средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний. Обучение с помощью игры - это попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет, только шум, безразличие и постоянные «одергивания» учителя. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз.

Для детей игра, прежде всего, – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей иностранного языка. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий, преодоление стеснительности, мешающей свободно употреблять в речи слова чужого языка благотворно сказываются на результатах обучения, незаметно усваивается языковой материал.

Игра - это интересный и эффективный метод обучения в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод может использоваться на любой ступени обучения. В средних классах игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различных видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

Таким образом, игра является неотъемлемой частью учебной деятельностью учащихся.

 

1.2 Ролевая игра на уроках иностранного языка

 

Ролевая игра – ведущий тип деятельности школьников на уроке иностранного языка. Формирование у детей школьного возраста условно-динамической позиции – аналог ролевого поведения – приводит к возможности значительно более легкого и раннего возникновения интеллектуальных операций, которые в условиях стихийного формирования проявляются значительно позднее. Ролевая игра имеет существенное значение для всего хода интеллектуального развития школьников. Игра в ее развернутой форме содержит в себе необходимость концентрации, которая достигается относительно легко благодаря тому, что при этом действуют не интеллектуальные механизмы, а включаются эмоциональные моменты. Игра имеет существенное значение для развития произвольных форм действий и поведения, благодаря ориентации на образец действия, содержащийся во взятой на себя учеником роли, т.е. скрытому контролю. Такой контроль осуществляется в двух формах: во-первых, в форме внешнего контроля со стороны играющих друг за другом и, во-вторых, в слабо внешне выраженной форме своеобразного самоконтроля.

Выделяют несколько  видов ролевой игры: контролируемая (когда участники получают необходимые реплики), умеренно контролируемая (когда учащиеся получают общее описание сюжета и описание своих ролей), свободная (когда учащиеся получают обстоятельства общения), эпизодическая (когда разыгрывается отдельный эпизод), длительная (когда в течение длительного периода разыгрывается серия эпизодов)[11, с 59].

Таким образом, все методисты склоняются к тому, что ролевая игра имеет существенное значение для всего хода развития школьников.

 

1.2.1 Функции  ролевой игры

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Ролевую игру можно отнести к  обучающим играм, поскольку она  в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение  учащихся в различных речевых  ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями речевой деятельности в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

В ролевых играх  воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить о воспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует  у школьников способность сыграть  роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она  ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и  поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Подростки стремятся  к общению, к взрослости, а ролевая  игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Ролевую игру можно  отнести к обучающим играм, поскольку  она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию [11,с. 66].

В ролевых играх  воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в  разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Важнейшее значение для понимания функции ролевой  игры в развитии имеет выяснение  ее значения для развития потребностной  сферы, для возникновения новых потребностей, которые в игре формируются. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать «чувство меры», иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Как известно, большое  значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным  мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность  школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых  упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся.

Таким образом, благодаря своим функциям, ролевая игра является неотъемлемым приемом общего развития школьника.

 

1.2.2 Применение ролевой игры на уроке иностранного языка

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление, где классная аудитория  – это определенная социальная среда, в которой учитель и учащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, где учебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении – это результат коллективного использования всех возможностей для обучения, и обучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Ролевая игра, мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно  использовать как средство общения.

Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия  равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между  учителем и учеником.

Игра дает возможность  робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В ролевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

В играх школьники  овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением  или опровергнуть его, умение целенаправленно  слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы и т.д.

Ролевая игра учит быть чувствительным к социальному  употреблению иностранного языка. Хорошим  собеседником является часто не тот, кто лучше пользуется структурами, а тот, кто может наиболее четко  распознать (интерпретировать) ситуацию, в которой находятся партнеры, учесть ту информацию, которая уже известна (из ситуации, опыта) и выбрать те лингвистические средства, которые будут наиболее эффективны для общения.

Практически всё  учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при  этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, и правильно отреагировать на реплику.

Информация о работе Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка