Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

дети эмоц разв квалифик.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Но так  как сейчас родители не оценивают  реальную опасность в негативном развитии эмоциональной сферы, а иногда не умеют и не знают как помочь своему ребенку и себе, то специалисты в лице семейного психолога могут помочь осознать эту проблему и откорректировать взаимоотношения в семье, и в развитии ребенка. Что в полнее реально и осуществимо.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Библиографический список.

  1. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций//М: Наука, 1970
  2. Павлов П.И. Журнал ВНД// т.47, выпуск 2, М: Наука, 1997
  3. Психология эмоций. Тексты. // под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М: Издательство МГУ, 1984
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии//Л, 1985
  5. Джемс У. Психология//
  6. Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология ВНД и Психология// М: Просвещение, 1977
  7. Анохин П.К. Воспоминания современников, публицистика.// М: Наука,1990
  8. Словарь практического психолога// Минск: Харвест, 1998
  9. Симонов П.В. ВНД человека. Мотивационно- эмоциональные аспекты// М: Наука, 1975
  10. Гальперин С.И. Физиология человека и животных// М, 1970
  11. Додонов Б.И. В мире эмоций// К: Издательство политической литературы Украины, 1987
  12. Додонов Б.И. Эмоция как ценность// М: Издательство политической литературы, 1978
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии// М: Педагогика, 1989
  14. Физиология человека и животных// под ред. А.Б.Когана, М: Высшая школа, 1984, т.2
  15. Симонов П.В. Эмоциональный мозг//М: Наука, 1981
  16. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности// М:Наука,1971
  17. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.// М, 1979
  18.   Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология// М: Высшая школа, 1985
  19.   Васильев И.А. Эмоции и мышление// М, 1980
  20. Популярная Медицинская Энциклопедия// под ред. Б.В.Петровского, М: Советская Энциклопедия, 1987
  21.   Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение// М: Мир, 1988
  22. Физиологические особенности положительных и отрицательных эмоциональных состояний.// Академия наук СССР, М: Наука, 1972
  23.   Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность.// М: 1984
  24. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  25. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС 2005.
  26. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития 2001.
  27. Ковалец И.В. Азбука эмоций.- М.: ВЛАДОС, 2003.
  28. Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб:Речь 2005.
  29. Князева Я – Ты – Мы. – М: Мозайка – Синтез, 2005.
  30. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие – М.: Генезис. 2005.
  31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: - М.: Издательский центр»Академия», 2006.
  32. Волков Б.С.,Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч.1: от рождения до поступления в школу. – М.:Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  33. Андреева Т.В.Семейная психология. – СПб.: Речь, 2004.
  34. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2006.
  35. Кошелева А.Д.,Перегуда В. И. Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников.- М.: Изд.Центр «Академия» 2003.
  36. Добрышева Е. Эмоциональный мир ребенка. - Ребенок в детском саду  стр 59. №4. 2003.
  37. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  38. Поссысоева Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования.- М.: Академия. 2003.
  39. Рабочий словарь психолога консультанта. Под ред. В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                          Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Вот некоторые  советы родителям. 

- Готовьте ребёнка  к общению с  другими детьми  и взрослыми: посещайте с ними детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей, наблюдайте. Как он себя ведёт: стесняется, уединяется, конфликтует, дерётся или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

- Познакомьтесь с  воспитателями группы  заранее, расскажите  об индивидуальных  особенностях вашего  ребёнка, что ему  нравится, что нет,  каковы его умения  и навыки, в какой  помощи он нуждается,  определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребёнка.

-В  первые дни посещения  садика не оставляйте  ребёнка одного, побудьте  с ним какое-то  время ( до обеда,  до сна, во время  сна). Не опаздывайте,  хотя бы в первые  дни забирайте  ребёнка вовремя.

-Дайте  ребёнку в садик  его любимую игрушку,  постарайтесь уговорить  оставить её переночевать  в садике и на  утро снова с  нею встретиться.  Если ребёнок на  это не согласится, пусть игрушка  ходит вместе с  ним ежедневно  и знакомится там  с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкать к садику.

-Бывает, что ребёнок не  принимает воспитателя:  «Я не пойду  к ней, она кричит, злая» и т. д. Это не значит что воспитатель плохой, это лишь показатель того, что этот человек, как личность,  не приятен вашему ребёнку. Если это повторяется каждый день, то остаётся только посочувствовать и попытаться перевести ребёнка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными для него людьми. «Вторая мама» для вашего ребёнка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребёнка.

- Поиграйте с ребёнком  домашними игрушками  в детский сад,  где какая-то из  них будет самим  ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта  игрушка, что говорит,  помогите вместе  с ребёнком найти  ей друзей и  порешайте проблемы  вашего ребёнка  через неё, ориентируя  игру на положительный результаты.

Когда ребёнок привыкнет  к детскому саду, не принимайте его  слёз при расставании  всерьёз – это  может быть просто плохим настроением. 

КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРОТЕРАПИИ «Путь  в сказку» 

            Задачи:

  1. Снять утомляемость, тревожность, речевые и мышечные зажимы;
  2. Отработать позитивное взаимодействие детей друг с другом;
  3. Развить воображение, координации движений и кинетические ощущения.

      Цель: коррекция эмоционально-психологического напряжения (тревожности, страхов, неврозов), мотивации преодоления внутреннего конфликта, реальных и желаемых возможностей.

      Ход занятия:

  1. Подготовительный этап. Введение в игровую ситуацию. Ведущая встречает детей. Оговариваются правила поведения в Сказочной стране.
  2. Ритуал вхождения в Сказку. Символический переход из мира реального в мир сказки. Игра «Волшебная палочка». Ведущая с помощью «волшебной палочки» «превращается» в Добрую волшебницу, а дети оказываются в Сказочной стране. (Паж.)
  3. Игротерапия:

      а) Игра «Как будем путешествовать?»  приглашение мальчика-пажа. Дети становятся друг за друга. Паж становится первым и задает групповой алгоритм (поезд, самолет, машина и т.п.)

      б) Игра «Заколдованное поле» (горячий  песок – снег – зеленая трава  – опавшие листья – болото с  тиной – чистая лужа, ручей –  иголки – теплые камни)

      в) Игра «Туннель» (Дети по одному преодолевают «туннель»).

      г) Игра «Преодолей гору». (Дети при поддержке  ведущих перебираются через препятствия).

      д) Упр. «Дремучий лес» Дети пробираются  через «воображаемые джунгли».

      е) Игра «Встреча с Марьей-Искусницей» (Марья-Искусница загадывает загадки и пальчиковые игры с речитативом).

      ж) Этюд «Озеро». (Дети переправляются через  озеро, показывая, как они умеют  плавать)

      з) По ленточкам-дорожкам в «Страну  Зеркалию»

  1. Работа с пиктограммами;
  2. Стихотворение про язычок.

      и) Игра «Волшебная поляна». Дети заходят  на одеяло. После прикосновения «волшебной палочки» оно превращается в «волшебную поляну». Дети натягивают одеяло на расстоянии 10-15 см от пола. Волшебница предлагает детям по одному побывать на такой  «полянке». Один или два участника получают возможность «стать бутоном и покачаться на волнах».

      к) Этюд «Розовое облако». Дети садятся  на полянку, закрывают глаза, слушают  музыку. В это время сверху их накрывают розовой тюлью. Дети открывают  глаза, дотрагиваются до «облака». Облако превращается в розовый костер радости, счастья, успеха.

      л) Игра «Волшебные камушки». Добрая волшебница говорит о том, что путешествия  по Сказочной стране подходит к концу, и каждый участник в этой стране может взять на память 3 волшебных камушка: один – для себя, второй – для близкого человека, третий – для нашего Центра. Нужно загадать желание для каждого камушка. Дети по ленточным дорожка идут за волшебными камушками». Психологи отмечают в местах выбор по порядку детей. (1,2,3).

      м) Этюд «Танец радости». Возвращение из Волшебной страны. Добрая волшебница дотрагивается палочкой до детей.

      н) Выход из сказки. Заключение. Дети под  музыку выходят из зала. 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интерпретация проективной              методики:  
 
 
 

                                 «Моя семья». 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Игры для формирования     и коррекции эмоционального                      развития ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Речь.

Уважаемые члены аттестационной комиссии представляю вам квалификационную работу по теме: « Развитие  эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста». 
 

Мы теряем одну из сфер человека - эмоции. Эмоции это и есть душа человека, его внутренний мир. После рождения мы учимся проявлять эмоции: на улыбку ребенок отвечает улыбкой, на грубость – грубостью, обидой (ребенка ругают он плачет и машет руками, бьёт). Но прожив какое то время и выйдя из периода детства, мы накапливаем отрицательный опыт, ошибки, неудачи – становимся «чёрствыми», не способными сопереживать, любить, быть внимательными к другим, проявляя эмпатию.

 Все что чувствуют родители, близкие люди, переживает ребенок. Ведь уже доказано, что ещё в пеленках, когда плохое настроение у мамы, то и ребенок начинает капризничать. Так почему мы забываем о этом, когда ребенок  начинает контролировать свои эмоции. Он остается  таким же чувствительным к нашему настроению. Весь негативизм общества взрослых мы обрушиваем на души маленького ребенка, когда и нам порой трудно с этим справится.  

Благополучно  развитая эмоциональная сфера ребенка это залог благополучно развивающейся личности, ведь эмоциональное благополучие на прямую связано с интеллектуальным и физическим развитием. Это как триединое целое страдает одно, страдает все.

Однако  давайте не побоимся признаться себе, что мы имеем весьма приблизительное представление о роли эмоциональной сферы в жизни человека, о динамике эмоционального развития  детей, о причинах недостатков в этом развитии, и, наконец, о способах профилактики и коррекции таких недостатков.

Исключительное значение эмоций, чувств в развитии личности ребёнка  подчёркивал  К.Д.Ушинский, а слова, сказанные Л.С.Выготским ещё в 1926 году, по-прежнему современны,  «можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Указания  на роль эмоциональной сферы, значимость и место эмоций в жизни человека содержится и в трудах людей, не имеющих непосредственного отношения к психологии и педагогике. Вдумайтесь в то, что говорили философы, мудрецы, писатели: «Кто самый сильный из людей?» - спросили как-то мудреца. – Тот, кто сильнее собственных страстей!» (Саади, мыслитель, персидский поэт).

«Скрыть наши истинные чувства труднее, чем  изобразить несуществующие» 

(Ф. Ларошфуко,  французский писатель- моралист).

«Спрашивать совета следует лишь у того, который  умеет владеть своими страстями» (Леонардо да Винчи).

Учитывая  актуальность проблемы, целью работы является

раскрыть  проблему развития эмоциональной сферы  ребёнка в дошкольном возрасте  с помощью  изучения научных исследований и анализа практической, экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста.

Объект  исследования: процесс взаимодействия социальной среды и ребёнка дошкольного возраста.

Предмет исследования: социальные условия повышения эффективности взаимодействия педагогов Д.О.У. и семьи в вопросах эмоционального развития ребенка.

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста