Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Вопросы влияния типа взаимодействия взрослого с ребёнком на формирование личности последнего широко обсуждается в отечественной литературе. К настоявшему времени сформировалось убеждение, что тип детско–родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребёнка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско–родительских отношений проявляются при воспитании ребёнка.
В частности, рядом авторов подчёркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А.Е.Личко и Э.Г.Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями.
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребёнке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребёнок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребёнка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребёнком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребёнка. (Например: мать будет провожать подростка до школы, несмотря на его протесты). Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекуцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы, типа: «ты мне надоел, уйди, налезь ко мне» и скрыто в виде издевок, иронии, высмеивании.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться в виде побоев – или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности.
Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое бедующее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающие потенциальные характерологические расстройства ребенка.
Под акцентуацией характера традиционно понимается чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетания, представляющая крайние варианты нормы акцентуированным характерам свойственно повышенная уязвимость к отдельным психотравмирующим воздействиям. Взаимосвязь между типами воспитания и формируемым типом акцентуации характера можно представить в виде следующей таблицы.
Тип
семейного воспитания |
Его
основные характеристики |
Влияние
на акцентуацию и психопатию (какой тип формируется и какой усиливается) |
Гипопротекция | Полная безнадзорность
или
недостаток контроля и опеки В условиях нормального материального обеспечения нет внимания к потребностям ребенка, он предоставлен сам себе в духовной жизни. Формальный контроль, возможно эмоциональное отвержение |
Неустойчивый тип. Конформный тип. Возможно формирование других типов, кроме сензитивной и психастенической акцентуации |
Доминирующая гиперпротекция | Чрезмерная опека, мелочный контроль. Подавляет самостоятельность, лишает возможности учиться на собственном опыте. Не формирует ответственность и чувство долга. Усиливает реакцию эмансипации, непослушание | Гипертимно
– неустойчивый тип
Психастеническая акцентуация Сензитивная акцентуация Астено - невротическая акцентуация. |
Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») | Чрезмерное покровительство, восхищение, в том числе и мнимыми талантами. Культивируемый эгоизм. | Истероидная акцентуация. |
Эмоциональное отвержение | Ребенком тяготятся, его потребности игнорируются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство им. Скрытое эмоциональное отвержение, когда родители не признаются в подобном отношении к ребенку, компенсируя его усиленным вниманием к поведению ребенка и мелочным контролем. Оказывает наиболее пагубное воздействие на развитие ребенка | При
истероидной акцентуации – реакции оппозиции При шизоидной – уход в себя При сензитивной, лабильной, Астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий |
Жестокие взаимоотношения | Часто сочетается с крайней степенью отвержения ребенка. Могут проявляться открыто, когда на ребенке «срывают зло», применяя насилие | Особо пагубно для эпилептоидного и конформного типа |
Повышенная моральная ответственность | От ребенка требуют честности, порядочности, не соответствующей его возрасту, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Насильно приписывают роль «главы семьи» | Гипертимные и
эпилептоидные задатки |
Специалистами в области семейной психологии за последнее десятилетие выделены различные варианты типов отношений «ребенок – взрослый». Так, например, в работе А.Я.Варга описаны три неблагоприятных для ребенка типа родительских отношений: симбиотический, авторитарный, эмоционально отвергающий. Эмоционально отвергающий тип (в отличие от описаний Э. Эйдемиллера и А Личко) характеризуется исследователем как тенденция родителя приписывать ребенку болезненность, слабость, личностную несостоятельность. Данный тип назван автором «воспитанием с отношением к ребенку как к маленькому неудачнику».
В исследовании Е.Т.Соколовой основные стили детско родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
*сотрудничество;
*псевдосотрудничество;
*изоляция;
*соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникающей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдосотрудничество может осуществляться в различных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Автор
подчеркивает, что лишь при сотрудничестве,
когда при выработке
По мнению В.И.Гарбузова, существует три патогенных типа воспитания.
Суть этого типа в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и контроле. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Это делают с помощью либо очень жесткого контроля, либо бесконтрольностью, полным попустительством. Непринятие формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей наблюдается неврастения. Диктуется: «Стань таким, каким я не стал». Отцы очень часто порицают других. У матери очень высокая напряженность, она стремится занять высокое положение социуме. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».
Тип Б. Гиперсоциализирующее воспитание.
Возникает на почве тревожной мнительности в отношении здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, могут быть навязчивые идеи. Возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть. В результате у него возникает страх перед родителями. Родители стремятся подавить проявление природных основ темперамента. При таком типе воспитания дети – халерики становятся педантичными, дети – сангвиники и дети – флегматики – тревожными, а дети – меланхолики становятся нечувствительными.
Тип В. Эгоцентрическое воспитание.
Наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других. В результате у ребенка появляется много претензий к семье и к миру в целом. Такое воспитание может спровоцировать истероидный тип акцентуации личности.
Английский психотерапевт Д.Боулби, исследующий особенности детей, выросших без родительского попечения, выделил следующие типы патогенного воспитания.
В большей мере это влияние оказывается в детско-родительских отношениях.
Но не
всегда родители могут правильно
построить эти отношения, без ущерба для
развития личности ребенка. В профилактике,
диагностике и коррекции недостатков
эмоционального развития ребенка, помогает
психолог работая с ребенком, родителями
по этой проблеме.
Глава 2. Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Диагностика – обязательный исходный блок коррекционного вмешательства в эмоциональную сферу ребенка.
3. определение эмоционального благополучия в группе детского сада.
Базой
экспериментальной работы стало Муниципальное
образовательное учреждение детский сад
№ 244, 5 детей дошкольного возраста.
№ | Имя | Возраст | Состав семьи | посещает д/с
с….лет. |
1 | Катя И. | 05.12.1999 | Полная. Проживают с бабушкой. Папа работает по вахте. Материальное положение стабильно. | С 2.6 лет |
2 | Кристина И. | 06.05.2000 | Полная, Отчим, нет постоянного место жительства. Материальное положение не стабильно. | С 2.3 лет |
3 | Настя З. | 16.11.1999 | Полная. Проживают в общежитии. Материальное положение не стабильное. | С 1.7 лет |
4 | Никита Л. | 10.12.1999 | Полная. Проживают в отдельной квартире с дедушкой (по маме). Материальное положение стабильное. | С 2.9 лет |
5 | Влад П. | 29.09.2000 | Не полная. Нет
постоянного места жительства. Проживают,
то у родителей мамы, то снимают квартиру.
Влад отца некогда не видел. Материальное положение не стабильно. |
С 1.8 лет |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста