Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Переход ребенка на новую социальную ступень развития (поступления в школу) трансформирует содержание его эмоциональных переживаний, а также характер реагирования на эмоциогенные объекты. У младшего школьника наблюдается подавление непроизвольных эмоциональных реакций и их произвольная трансформация, возникают новые формы и способы эмоционального реагирования, например стыд как новая форма эмоционального реагирования на ощущение страха ( «Большой мальчик не должен бояться, это стыдно»). То есть происходит социальное преобразование эмоционального реагирования.
В основе многих концепций отечественных психологов лежит тезис о том, что «на протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, 1986)
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребенка
Осознание
желание родителей иметь
Многие родители, давно уже приняв и полюбив своего ребёнка, удивляются: почему он такой, что мы делаем не так? И тогда важно знать, не было ли каких-либо серьёзных причин сомневаться в появлении ребёнка на свет, желанный ли он. К сожалению, многие с горечью и грустью в глазах сознаются: «Да, такое было».
Следующим
важным фактором в диагностировании
причин появления детской тревожности
и эмоциональных проблем
Консультируя маму уже подросшего ребёнка с эмоциональными нарушениями, её обязательно просят ответить на вопрос, сложные ли были роды, своевременные или с отклонениями, какой была первая встреча, с улыбкой или мукой на лице мамы. Ответы на эти вопросы, оказывается, объясняют очень многие в возникновении сложностей в эмоциональном развитии детей. В психологии есть понятие «родовая травма», и имеются в виду не органические последствия родов. В данном случае происходит событие, наполненное глубоким психологическим смыслом для каждого человека. Защищенный, умиротворённый, гармонично связанный с мамой и дыханием, и питанием, и сердцебиением, зародыш чувствует себя в утробе матери великолепно (оговоримся, если в процессе беременности у мамы много проблем: болезни, страхи, тревоги, стрессы, - то зародышу тоже не совсем уютно). Приятная влажная среда, тишина, ласкающие звуки, нежное поглаживания мамы и папы, спокойная, безопасная темнота – только наслаждение, упоение и покой. Но вдруг наступает момент, когда надо распрощаться со всем этим: когда-то исчезает влага, появляются настойчивые, выталкивающие из уюта толчки, что-то давит и заставляет выходить в неизвестное. Первый человеческий страх – это не страх смерти, это ведь и есть вопрос, мучающий человечество вечно, вопрос о смысле жизни, с ним мы и рождаемся, и живём, и умираем.
Очень важно, поэтому встретить маленькое существо радостно, легко доброжелательно. Каждый человек, встречающий ребёнка на этом свете, должен (будь это мама, врач, акушер, отец) подарить ему первую улыбку. Не зря в последнее время в современной медицине наметились положительные тенденции к «облагораживанию» процесса родов, когда разрешается присутствовать отцу при этом важном для всей семьи моменте, роды в воде, короткий телесный контакт мамы и малыша после механического разрыва пуповины, той нити, которая в психологическом плане никогда и не обрывается, а всё развитие ребёнка, его взросление и обретение самостоятельности – лишь постепенное усиление её. Знающий и глубоко понимающий важность родов человек наверняка будет серьёзно говориться к ним, а окружающие постараются сделать их менее болезненными и примут активное положительное эмоциональное участие во встрече новорождённого с внешним миром. Задумываясь над вопросом, откуда берутся у ребёнка эмоциональные проблемы, необходимо вспомнить, а легко ли ребёнок появился на свет, и тогда многое станет понятно.
Но вот малыш и дома; трепетно и осторожно ухаживают за ним родители, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах ухода. Вот только книжки о душевном, эмоциональном развитии малыша им попадаются редко. Да и зачем: лишь бы был сух, накормлен, хорошо спал, не плакал. Плач – это плохо, его надо избегать, это сигнал, что надо поменять пелёнки, дать соску и т. д..
А задумываются ли родители, что плач – это не только сигнал неудобства и недовольства, но и призыв к общению, это самый первый язык ребёнка, форма проявления его желания быть понятым. Вспомним, что делали родители, когда малыш начинал плакать, - брали ли они его на руки и ласкали, утешали или же, следуя строгим предписаниям, кидались менять пелёнки, приучали к самостоятельности в отдельной кроватке, чтобы «не привыкал к рукам» ? А ведь телесное общение было для малыша понятным ещё тогда, когда он сидел в животике, и это наиболее близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающими – тактильные, телесные контакты. А много ли родители разговаривали с малышом, успокаивали, говорили, что любят и понимают его, в первые дни, недели, месяцы его жизни? Доказано, что малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, мы не пугаем малыша, не создаём почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач «без видимых причин», бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем. (26)
Эти ступени развития ребёнка не перестают радовать и умилять родителей: узнаёт, улыбается, лепечет, сидит, берёт игрушки, ходит, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье: сам начинает кушать, натягивает колготки, улыбается, научился пользоваться носовым платком, здорово! Всё – пора в «люди», в садик. Ребёнок должен знать, что на свете есть ещё и другие дети и их интересы.
Картина адаптации ребенка к детскому саду диагностична в плане появления невротичности у детей. Отрыв от дома, близких и родных, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребёнка серьёзным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка «разрыва пуповины», был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.
Маленького Васю впервые привели в детский сад, доброжелательно встретили и пообещали: «Ты поспишь, и мама за тобой придёт». Вася как-то смог уснуть (это порадовало педагога – ребёнку хорошо, он отдыхает), но маму встретил плача, ночью просыпался, искал её. Наутро покорно пошёл в садик. Войдя в группу, подошёл к кроватке, разделся и лёг. И так лежал весь день, пытаясь уснуть и приблизить встречу с мамой.
Как часто взрослые не думают, что обещают детям! Не понимают , что не может ещё малыш анализировать, предвосхищать будущее, он конкретно воспринимает обещания и слова, и, если мама оставила его, даже пообещав скоро вернуться ( ситуация – мама ушла в магазин, вышла к соседке и т. д.), это беда, горе, страх одиночества и незащищённости.
Как помочь ребёнку легче пережить процесс перехода из дома в детский сад? Вот некоторые советы родителям. (См приложение)
Вспоминая, как ребёнок адаптировался к детскому саду, как привыкал, не был ли этот процесс длительным (более трёх недель), болезненным (капризы, плач, нарушения сна). Всё это может стать причиной эмоциональных проблем в ближайшем будущим.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в этот время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткое (от нескольких месяцев до года – двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), ведь личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических (т. е. кризисы – это переходы между стабильными периодами). Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. С появлением каких-то новых качеств взрослые могут сознательно утвердится в них или примирится с новым личностным качеством. Для детей же собственные ближайшие прошлое и будущее непонятны, остаются абстракцией. Современные семья малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь преимущественно среди взрослых и сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса? Как помочь ребёнку выйти из него, не вынося негативные качества? Ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я»; эгоизм – в здоровом виде чувство собственного достоинства; Агрессивность – крайняя форма чувства само защиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, - то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.
Успешно миновав кризис, во время которого и дети и взрослые чувствуют себя «как на войне», ребенок подходит к дошкольному периоду – периоду пробуждения и расцвета его познавательных, творческих, эмоциональных способностей.
Дитя умнеет «на глазах», становится любознательным, у него развиваются умения сравнивать, обобщать, выделять главное, видеть причины и следствия. Ребенок спрашивает обо всем , что ему интересно: «А почему на небе звезды? А кто их туда набросал? А откуда я взялся? А люди кем были раньше? Если люди из обезьян, то почему же бабушка не обезьяна?» Смешно, интересно, радостно общаться в сложных премудростях жизни и ее явлений. А вот ответы: «Вырастешь-узнаешь», «Ты утомляешь меня», «Спроси у воспитателя» - это не оправдание родительской усталости и занятости, а обесцвечивание процесса познания, снижение положительной мотивации к усвоению знаний в будущем, формирование недоверчивости и отчужденности по отношению к родителям. А отсюда и конфликты: «Ты что, Вася, меня не понимаешь? Почему ты не делаешь так, как я тебе говорю?»
Осознание желание родителей иметь ребёнка является самым главным моментом в формировании психоэмоциональной структуры личности ребёнка. Позитивный взгляд на себя, жизнь и окружающих складывается у ребёнка ещё в момент его существования в виде зародыша. «Меня хотят, любят, ждут» - эта формула, записанная в подсознании, определяет не только развитие, но и весь жизненный путь личности. Дети, в необходимости, появления которых на свет долго сомневались родители, существенно отличаются от желанных. Своим поведением они как бы мстят родителям за их «нежелание, нелюбовь, не ожидание». В практической работе удаётся отличить таких детей без особых усилий: они негативно относятся к окружающим, многое делают «назло», слабо справляются с ситуациями, требующими осознания и волевых усилий, а главное, что часто более всего беспокоит и родителей и педагогов, - эти дети не любят себя, утверждают, что весь мир вокруг враждебен, и в качестве психологической защиты выбирают эмоциональные и поведенческие реакции, не принимаемые окружающими: агрессивность, замкнутость и необщительность, робость или же напротив – демонстративность, капризность, неуправляемость. (26)
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста