Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………

Работа содержит 1 файл

дети эмоц разв квалифик.doc

— 379.00 Кб (Скачать)

Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2007 г. учебный год.

Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 

  1. Развитие  эмоциональной сферы детей в дошкольном возрасте, как психолога педагогическая проблема.
 
    1. Особенности развития эмоциональной  сферы ребёнка  дошкольного возраста.
 

Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д.Уотсон (поведенческий научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует уже на самых ранних стадиях онтогенеза. Дальнейшие исследования М.Шермана показали недифференцированность реакций младенца на различные стимулы, что опровергает предположение Д.Уотсона о врожденности эмоциональных реакций. Следовательно, стратегия онтогенетического развития эмоций заключается в их постепенной дифференциации на основе состояния общего возбуждения новорожденного (К.Бриджес,1932).

Динамика  эмоциональной сферы в раннем детстве характеризуется также  свойствами эмоционального процесса: силой непосредственного  реагирования организма на удовлетворение - неудовлетворение витальных потребностей, кратковременностью реакций, эмоциональной неоднозначностью реагирования (К.Бюлер, 1924; В.Штерн, 1922).

С точки  зрения деятельного подхода нормативно – возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Г.М.Бреслав, Л.И.Божович, И.М.Юсупов). Отсюда онтогинез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических необходимых для данного возрастного этапа»(39).Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития.

1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития

2. Деятельность – основа эмоционального развития.

3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.

4. Онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.

5. На развитие эмоций оказывает влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание).

Содержание  эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза. 

Последовательность  новообразований  в онтогенезе.
  1. «Комплекс оживления». (А.В.Запорожец, Н.М.Щелованов, Н.Л.Фигурина, П.М.Денисова).
  2. Трансформация содержания эмоциональных переживаний. (эстетическое переживание, интеллектуальные эмоции, нравстенные эмоции) (П.М.Якобсон.1966).
  3. Социализация эмоций. (Г.М.Бреслав 1990, В.П.Юсупова 1993, А.Д.Кошелева 1985, Л.Мерфи 1937).
  • эмоциональная синтония - способность поставить себя в положение другого и пережить его успех и неудачу как свои.
  • Децентрация – изменении позиции субъекта в результате сопоставления и интеграции позиций, отличных от его собственной.
  • Эмпатия – «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека»(24)(сопереживание, сочувствие, содействие).
  • Эмпатический дистресс – непроизвольное реагирование на болезненные эмоциональные состояния другого в раннем возрасте.
  • Симпатический дистресс – осознанную эмоциональную реакцию сочувствия, обусловлен собственным эмоциональным опытом негативных переживаний и формируется между 6 и 9 годами.
  1. Механизмы эмоциональной регуляции. (Я.З.Неверович, А.В.Запорожец)
  • Эмоциональное предвосхищение «на что она направлена и ради чего она выполняется»(34).
  • Эмоциональная коррекция поведения (старший дошкольный возраст), связано с развитием познавательных процессов (воображение, мышление, восприятие) и формированием новых мотивов поведения.                      
  1. Возрастная динамика эмоциональной регуляции. (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Г.М.Бреслав, В.В.Лебединский, О.С.Никольская). На протяжении дошкольного детства эмоциональная регуляция проходит определенные этапы развития, она преобразуется, совершенствуя механизмы регуляции поведения и стабилизации аффективной жизни ребенка с целью его адаптации к окружающей действительности.
  1. Произвольная регуляция переживания и выражения эмоций.

( Л.И.Божович,  Я.З.Неверович, А.В.Запорожец и др.)

  • произвольность эмоциональных процессов – способность подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям.
  • Внеситуативное соподчинеие мотивов – преодолевать свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо».
  • Произвольная регуляция – самоконтроль, целенаправленность, устойчивость и глубина эмоционального процесса.
  1. Вербальное обозначение эмоциональных состояний. (О.В.Гордеева, И.Брезертон, Д.Бигли, Д.Риджвей, Л.С.Выготский, Д Рассел и др.) Словарь эмоций, мимика, пантомимика, жесты, интонация, вегетативные изменения.

(24) Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируется в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.

Новорожденный  уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.

При рассмотрении эмоциональная реакция в качестве сигналов удовлетворения тех или  иных потребностей ребенка можно  заключить, что врожденной эмоциональной  обусловленностью следующие потребности:

  • самосохранение (страх);
  • в свободе движения (гнев);
  • В получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствии).

С точки  зрения таких ученных, как Э.Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности  составляют основу эмоциональной жизни  человека.

Общую тенденцию эмоциональной сферы  точно вызвал Г.Мюнстерберг: «вначале чувствования вызываются только состояниями  собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение не приятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».

На протяжение дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений в эмоциональной сфере, обусловленных её усложнениям и обогащением. Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форма проявления эмоций (24).

 Закономерности изменений эмоциональной сферы в детском возрасте.
№ п/п.  С  содержание  изменений  П  предпосылки и условия изменений.
 111.  С ситуативная вариативность

      эмоционального

   г  реагирования.

 О отрыв эмоции от конкретной ситуации или об  объекта, выражающийся в варьировании

 М эмоционального реагирования в

 за    зависимости от конкретной ситуации.

 222.  
расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые – социальные)
переход на новый уровень взаимодействия со сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта.
 333.  О

опознание эмоциональных состояний по выражению лица

Необходимость расширения средств коммуникации и  сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия различных эмоциональных  состояний.

 444. социальное преобразование выражения эмоций произвольная регуляция эмоционального переживания и его выражения (контроль и трансформация способов эмоционального реагирования)
 555. расширения и усложнение знаний об эмоциях необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта
 666. формирование структуры представлений об эмоциях образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания
 777.  
вербальное обозначение эмоций
формирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений.
 

Проблеме  появления различных эмоциональных  модальностей в онтогенезе, а именно соответствию характера и содержания эмоциональных реакций ребенка определенному возрастному этапу посвящены многие отечественные и зарубежные исследования. Попытку систематизировать динамику появления эмоциональных модальностей у детей раннего возраста предпринял К.Бриджес. Впоследствии на основе обобщения различных экспериментальных данных П.Янг модифицировал его схему (Схема 1).

Последовательность  появления эмоциональных  реакций у детей  в течении первых двух лет жизни.

 Р    рождение  3      3 мес.  6    6 мес.  12   12 мес.  18  18 мес.  24 24 мес.
 О    огорчение, плач.
    Г    гнев.
    О  отвращение.
    С  страх.
    П  положительное возбуждение, удовольствие
    П  приподнятое настроение
    В   влечение к взрослым
    Р   ревность, подозрительность
    В  влечение к детям
    Р   радость.
 

Представленные  в данной схеме эмоциональные реакции не могут быть отнесены к классическим эмоциональным категориям по причине их специфичности (к примеру, подозрительность) и терминологической обобщенности ( к примеру, влечение к взрослым, влечение к детям). Кроме того, существует альтернативные точки зрения относительно появления некоторых эмоций на определенных возрастных этапах.

На следующем  этапе онтогенеза происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, обусловленное социализацией всего процесса развития ребенка, и в частности его эмоциональной сферы (социальные эмоции). Нельзя не отметить также специфическое для дошкольного возраста интегрирование эмоций и интеллекта (интеллектуальные эмоции). Таким образом, обобщенные представления отечественных и зарубежных исследователей о возрастных этапах появления тех или иных эмоций могут быть выражены в следующей схеме (схема 2).

Последовательность  появления эмоций и чувств у детей  раннего и дошкольного  возраста.

 1,  1,5 года 2        2 года      2,  2,5 года  3     3 года  4     4 года  5    5 лет  6     6 лет
 О        обида
    С       сопереживание горю близкого человека (К.Цан-Вакслер,1992)
    С      социальные эмоции (смущение, стыд, вина)
    С     социальные формы гнева (ревность, зависть, обида)
    У      удивление (Ю.А.Макаренко, К.Изард, 1976)
    О      отзывчивость к сверстнику (Л.Н.Галигузова, 1980)
    Го  гордость достижений (М.И.Лисина, 1980)
    С     сомнение, любознательность.
    Д  дружба (Д.Готтман, 1983)

Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста