Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Исследование проводилось в период с 2006 г. по 2007 г. учебный год.
Структура:
работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы и приложения.
Родоначальником исследований в области онтогенеза эмоциональной сферы является Д.Уотсон (поведенческий научно-теоретический подход, бихевиоризм). Он определял эмоцию как наследственную стереотипную реакцию организма на определенную ситуацию (стимул), которая существует уже на самых ранних стадиях онтогенеза. Дальнейшие исследования М.Шермана показали недифференцированность реакций младенца на различные стимулы, что опровергает предположение Д.Уотсона о врожденности эмоциональных реакций. Следовательно, стратегия онтогенетического развития эмоций заключается в их постепенной дифференциации на основе состояния общего возбуждения новорожденного (К.Бриджес,1932).
Динамика эмоциональной сферы в раннем детстве характеризуется также свойствами эмоционального процесса: силой непосредственного реагирования организма на удовлетворение - неудовлетворение витальных потребностей, кратковременностью реакций, эмоциональной неоднозначностью реагирования (К.Бюлер, 1924; В.Штерн, 1922).
С точки зрения деятельного подхода нормативно – возрастное поле эмоционального развития ребенка составляют эмоциональные новообразования (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, Г.М.Бреслав, Л.И.Божович, И.М.Юсупов). Отсюда онтогинез эмоционального развития отечественными исследователями понимается как процесс «последовательного и закономерного возникновения и функционирования новообразований, специфических необходимых для данного возрастного этапа»(39).Итак, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе индивидуального эмоционального развития.
1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития
2. Деятельность – основа эмоционального развития.
3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.
4. Онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.
5. На развитие эмоций оказывает влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно – потребностная сфера, самосознание).
Содержание
эмоционального развития и его возрастную
динамику определяют «эмоциональные новообразования»,
последовательно формирующиеся на различных
этапах онтогенеза.
( Л.И.Божович, Я.З.Неверович, А.В.Запорожец и др.)
(24) Ребенок рождается с некоторыми безусловными аффективными реакциями. Эти реакции на протяжении онтогенеза трансформируется в сложные эмоциональные процессы, что составляет сущность последующего развития человеческих чувств.
Новорожденный уже способен испытывать страх, неудовольствие и удовольствие.
При рассмотрении
эмоциональная реакция в
С точки зрения таких ученных, как Э.Гельгорн и Дж. Луфтборроу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.
Общую тенденцию эмоциональной сферы точно вызвал Г.Мюнстерберг: «вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение не приятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
На протяжение дошкольного детства происходит ряд закономерных изменений в эмоциональной сфере, обусловленных её усложнениям и обогащением. Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форма проявления эмоций (24).
№ п/п. | С содержание изменений | П предпосылки и условия изменений. |
111. | С ситуативная
вариативность
эмоционального г реагирования. |
О отрыв эмоции
от конкретной ситуации или об объекта,
выражающийся в варьировании
М эмоционального реагирования в за зависимости от конкретной ситуации. |
222. | расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые – социальные) |
переход на новый уровень взаимодействия со сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта. |
333. | О
опознание эмоциональных состояний по выражению лица |
Необходимость
расширения средств коммуникации и
сопровождения игровой |
444. | социальное преобразование выражения эмоций | произвольная регуляция эмоционального переживания и его выражения (контроль и трансформация способов эмоционального реагирования) |
555. | расширения и усложнение знаний об эмоциях | необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта |
666. | формирование структуры представлений об эмоциях | образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания |
777. | вербальное обозначение эмоций |
формирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений. |
Проблеме
появления различных
Последовательность появления эмоциональных реакций у детей в течении первых двух лет жизни.
Р рождение | 3 3 мес. | 6 6 мес. | 12 12 мес. | 18 18 мес. | 24 24 мес. | ||||
О огорчение, плач. | |||||||||
Г гнев. | |||||||||
О отвращение. | |||||||||
С страх. | |||||||||
П положительное возбуждение, удовольствие | |||||||||
П приподнятое настроение | |||||||||
В влечение к взрослым | |||||||||
Р ревность, подозрительность | |||||||||
В влечение к детям | |||||||||
Р радость. |
Представленные в данной схеме эмоциональные реакции не могут быть отнесены к классическим эмоциональным категориям по причине их специфичности (к примеру, подозрительность) и терминологической обобщенности ( к примеру, влечение к взрослым, влечение к детям). Кроме того, существует альтернативные точки зрения относительно появления некоторых эмоций на определенных возрастных этапах.
На следующем этапе онтогенеза происходит расширение модального ряда эмоциональных реакций, обусловленное социализацией всего процесса развития ребенка, и в частности его эмоциональной сферы (социальные эмоции). Нельзя не отметить также специфическое для дошкольного возраста интегрирование эмоций и интеллекта (интеллектуальные эмоции). Таким образом, обобщенные представления отечественных и зарубежных исследователей о возрастных этапах появления тех или иных эмоций могут быть выражены в следующей схеме (схема 2).
Последовательность появления эмоций и чувств у детей раннего и дошкольного возраста.
1, 1,5 года | 2 2 года | 2, 2,5 года | 3 3 года | 4 4 года | 5 5 лет | 6 6 лет | ||
О обида | ||||||||
С сопереживание горю близкого человека (К.Цан-Вакслер,1992) | ||||||||
С социальные эмоции (смущение, стыд, вина) | ||||||||
С социальные формы гнева (ревность, зависть, обида) | ||||||||
У удивление (Ю.А.Макаренко, К.Изард, 1976) | ||||||||
О отзывчивость к сверстнику (Л.Н.Галигузова, 1980) | ||||||||
Го гордость достижений (М.И.Лисина, 1980) | ||||||||
С сомнение, любознательность. | ||||||||
Д дружба (Д.Готтман, 1983) |
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста