Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Заключение: относится к 4 типологической группе.
Задания выполнял без особого энтузиазма, хотя на предложение поиграть откликнулся согласием. Настороженность не покидала его на протяжении всей игры и мешала. Сенсорная компетентность минимальная. Речь отрывиста. Нарушает инструкцию, открывая глаза. Оценочные суждения отсутствуют. Мышечный тонус повышен. От игры удовольствия не получил.
Выводы: На основании проведенного исследования можно сделать вывод, у детей степень адекватности эмоционального реагирования различна, что свидетельствует о нарушение в работе механизма эмоционального реагирования требует устранения «сенсорного вакуума» из условий жизнедеятельности ребенка. Работа по коррекции недостатков эмоционального развития должна осуществляться в неразрывной связи со всесторонним раскрытием резервов сенсомоторного потенциала ребенка, с интенсивным пополнением сенсорного опыта разнообразными ощущениями, в разнообразном влиянии окружающей среды (в основном положительного, не исключая отрицательного), для всестороннего развития личности.
Методика
направлена на определения степени
позитивного (ППС) и негативного (НПС)
психического состояния.
Сентябрь 2006.
Ф.И | Порядок
цвета
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Результат. | |||||||
Катя | желт | крас | кор | зелен | синий | фиол | сер | черн | 1 б. ППС |
Кристина | фиол | красн | желт | зелен | кор | синий | сер | черн | 2 б. ППС |
Настя | желт | красн | зелен | синий | фиол | серый | черн | Сер | 0 б. ППС |
Никита | красн | зел | желт | кор | сер | черн | фиол | син | 2 б. ППС |
Влад | кор | желт | зелен | фиол | сер | син | крас | черн | 5 б. НПСнс |
Шифр.
баллы | Порядок выбора цвета | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Фиол | Черн
Сер кор |
Крас
Желт зелен |
|||||
2 | фиол | Черн
Сер кор |
Крас
Желт зелен |
синий | ||||
3 | Черн
Сер кор |
синий | Крас
Желт зелен |
Позитивное состояние в группе детского сада наблюдается у 4 детей из 5, они набрали менее 3 баллов.
Один ребенок (Владик), набрал 5 баллов, что говорит о его негативном психологическом состоянии низкой степени.
(1+2+0+2 ׃( 5 • 100% =100% - высокая степень благоприятности психологического климата.
Вывод: психологический климат в группе детского сада положительно влияет на эмоциональное благополучие ребенка. Негативное психологическое состояние у Владика, определим с помощью проективной методики «Моя семья»
Рисунок семьи.
Цель: выявление
особенностей внутрисемейных отношений;
эмоциональное благополучие ребенка в
семье.
Интерпретация теста. Признаки оценивания рисунка. Катя И. сентябрь- май 2006 - 2007 (рисунки см. приложение)
Вывод:
На основание интерпретации рисунка,
можно предположить, что семейные взаимоотношения
влияют на эмоциональное состояние девочки,
в сентябре на рисунке мы не увидели мамы
и папы, т. к. в этот период она ощущает
тревогу (в её жизни появляется старшая
дочь папы от первого брака), недостаточность
эмоционального общения с родителями.
На рисунке в мае, уже изображены все члены
семьи, но особого эмоционального контакта
не наблюдается, у девочки по прежнему
неуверенное психическое состояние, у
всех членов семьи наблюдается интровертность.
Необходима помощь психолога в коррекции
эмоциональных контактов в семье. У девочки
развивать уверенность в себе.
Вывод:
На основание интерпретации рисунка, можно
сделать вывод, что в сентябре девочка
чувствовала себя гораздо увереннее и
коммуникабельнее, чем в мае. Отношения
с мамой были ближе, хотя в сентябре у мамы
наблюдается тревожность и неуверенность.
Отношения с папой за этот период очень
сильно изменились, если в сентябре
Кристина папу(отчима) отвергала, то в
мае папа (отчим) стал авторитетом и отделил
её от мамы, что сказалось на эмоциональной
неуверенности и страхах девочки. Семейные
взаимоотношения у девочки не устойчивые,
что сказывается на её эмоциональном состоянии,
в общении стала раздражительной и агрессивной.
Необходима коррекционная работа с всеми
членами семьи, особенно с мамой; по развитию
эмоциональных контактов с ребенком, для
Кристины необходимы упражнения на снятия
агрессивности и раздражительности.
Вывод: На основание интерпретации рисунка, можно сделать вывод, что семейные взаимоотношения у девочки в сентябре были ближе с папой, но со его стороны проявлялась безразличие, мама в этот период заняла позицию наблюдателя. В майском рисунке мы видим главенствующую роль мамы и неуверенность, не стабильность папы. Оба рисунка подтверждают в семье нехватка положительных эмоциональных контактов, у девочки есть потребность в эмоциональной близости. Необходима коррекционная работа с всеми членами семьи, на умения выражать свои эмоции, проявлять положительные эмоции к ребенку, совместная деятельность.
Вывод: анализируя первый рисунок, можно предположить негативное отношение со всеми членами семьи (мама, папа и дедушка они на рисунки отсутствуют). Так же проявляется некоторая импульсивность по отношению с братом (сродным) (изображение выходит за край листа). На втором рисунке уже изображена вся семья, где проявляется низкая значимость интеллекта по сравнению с силой, у ребенка так же проявляется тревожность, на протяжении рисования он отрывался от рисования семьи и начинал дорисовывать облачка. Изображение маленьких фигур на краю листа может свидетельствовать о депрессивности ребенка, его неполноценности в семейной ситуации. Из беседы «Кто самый не счастливый? – «Я.» Почему? «Все кричат, я оглох, все люди говорят плохие слова, их милиция забирает, я так не люблю». Эмоциональный дискомфорт у ребенка присутствует , родители не принимают во внимание желания и интересы ребенка. Необходимо коррекционная работа; повышение самооценки, умение высказывать свои пожелания взрослым, беседа с родителями.
Вывод: анализируя рисунки можно предположить, что воспринимает свою семью как недостаточной, ущербной (в реальности папу Владик не когда не имел). Так же у ребенка присутствует страх особенно в последнем рисунке, где нет мамы, ребенок ищет поддержку. Из беседы маму не нарисовал, « у меня плохо получаются последние». Так же из беседы стало известно, что мама хочет купить ему собаку, (а ребенок не ходил почти месяц в детский сад, по причине - во дворе его покусала собака). На вопрос: «Ты хочешь собаку?» Влад ответил: «Мама сказала, мы возьмем щенка, он маленький не кусается». «Тебе какое животное нравится больше всего?» - «Кошечка».
Ребенку не хватает общения. В последнее время Влад очень задумчив, мало общается с детьми и почти не играет в подвижные игры организованные самостоятельно, что также говорит о его депрессивном состоянии. Ребенку нужна помощь психолога и обязательно беседа с мамой.
Выводы по второй главе:
На основании
диагностической работы можно сделать
вывод, что у всех детей имеются отклонения
в развитии эмоциональной сферы. Позитивное
состояние было выявлено во время посещения
детского сада, так как дети уверенны,
спокойны в эмоциональном контакте с воспитателем.
Особую тревогу вызывает эмоциональное
благополучие в семье. Где целесообразней
ввести исправления в условия жизни ребенка,
изменить среду, в которой он растет и
развивается. Взрослые должны увидеть
и исправить в себе то, что препятствует
установлению эффективного контакта с
ребенком, лишает терпения и веры в возможности
ребенка, мешает бескорыстно любить его,
уважать как личность.
Мы теряем одну из сфер человека. Эмоции это и есть душа человека, его внутренний мир. После рождения мы учимся проявлять эмоции: на улыбку ребенок отвечает улыбкой, на грубость – грубостью, обидой (ребенка ругают он плачет и машет руками, бьёт). Но прожив какое то время и выйдя из периода детства, мы накапливаем отрицательный опыт, ошибки, неудачи – становимся «чёрствыми», не способными сопереживать, любить, быть внимательными к другим, проявляя эмпатию. Со временем мы перестаем смеяться, радоваться за других, да и переживать и плакать перестаём. Если ребенок близких себе людей видит вечером перед сном уставших, озабоченных, озлобленных на весь мир, особо не обращающих на него внимания, а утром раздраженными, опаздывающими на работу, а в детском саду не повезло с воспитателем ( ведь у неё те же проблемы), то какие эмоции научится проявлять ребенок нетрудно догадаться. Ведь все что чувствуют родители, близкие люди, переживает ребенок. Ведь уже доказано, что ещё в пеленках, когда плохое настроение у мамы, то и ребенок начинает капризничать. Так почему мы забываем о этом, когда ребенок начинает контролировать свои эмоции. Он остается таким же чувствительным к нашему настроению. Весь негативизм общества взрослых мы обрушиваем на души маленького ребенка, когда и нам порой трудно с этим справится.
Мы вырастим не эмоциональных людей, не умеющих радоваться как своим так и чужим успехам, незнающих сожаления, сочувствия, уметь любить, ценить и уважать и проявлять эти чувства искренне.
Да, интеллект это важно, но мы забыли о душе, где хранятся чувства и эмоции, без них мы роботы.
Благополучно развитая эмоциональная сфера ребенка это залог благополучно развивающейся личности, ведь эмоциональное благополучие на прямую связано с интеллектуальным и физическим развитием. Это как триединое целое страдает одно, страдает все.
Именно по этому с зачатия ребенка необходимо заботится о его эмоциональном благополучии. С самого раннего детства ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Общение предполагает понимания людьми друг друга. Ребенок эгоцентричен и его нужно научить понимать других, находить выход из создавшейся сложной ситуации.
Социально эмоциональное развитие ребенка – сложный и многоплановый процесс, в котором можно выделить три основных направления: ребенок –семья – общество. Где главенствующую позицию, конечно занимает семья.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста