Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:23, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Сообразительный, смышленый ребёнок, но замкнут и неразговорчив. Другой ребёнок – не по годам интеллектуально развит, но капризен, плачет по любому поводу, быстро утомляется. Этот дошкольник уже освоил и чтение, и счет, а общение со сверстниками ему всё никак не даётся, к тому же он обидчив, задирист, агрессивен.
Введение……………………………………………………………………….....3.
Глава 1. Развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте как
психолого-педагогическая проблема.
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста…………………………………………………………………………...7.
1.2. Влияние особенностей семейного воспитания на развития эмоциональной сферы ребёнка………………………………………………..14.
Выводы по первой главе……………………………………………………….27.
Глава 2 Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
2.1. Организация психологического исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, характеристика выборки……..31.
2.2. Методы исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………33.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста…………………………………………………….40.
Выводы по второй главе……………………………………………………….50.
Заключение……………………………………………………………………...51.
Библиографический список………………
Эксперимент проводился в течение года.
На первом этапе: с детьми была проведена проективная игра «Буратино», для выявления степени адекватности эмоционального реагирования;
Второй этап: определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада с помощью методики «Паровозик».
Третий
этап: выявление особенностей внутри
семейных отношений на основе проективной
методики «Моя семья».
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики:
№ | Название методики, автор. | Цель | Методическое обеспечение. |
1. | Проективная игра «Буратино» | Выявить степень адекватности эмоционального реагирования. | ВайнерМ.Э.(37) (Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников Учебное-методическое пособие. - М.: педагогическое общество России 2006. |
2. | Методика «Паровозик» автор ЛюбинаГ. Микулик Л. | Определение эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада. | Велеева С.В. диагностика
психологических состояний |
3. | Рисунок семьи | Выявление особенностей внутри семейных отношений. | Велеева С.В. диагностика
психологических состояний (28) |
Цель: выявить степень адекватности эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности дошкольника.
Показателями адекватности эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности детей служат: активность ориентировочно – исследовательских действий при воздействии сенсорных стимулов; выразительность и разнообразие мимики, жестикуляции, пантомимики; эмоционально – оценочные суждения о качествах сенсорных стимулов и субъективных ощущениях; и в целом, взаимное соответствие субъективного ощущения, знака и качества испытываемой ребенком эмоции, её выразительного внешнего моторного оформления.
Диагностирование в этом случае проводится индивидуально.
Предлагая ребенку принять участие в игре «Буратино», диагностируемый ребенок –«Буратино» , сталкивается с необычными явлениями, требующими объяснения.
В заданиях, провоцирующее свойственное детям любопытство, предполагается, что ребенок эмоционально откликнется (эмоционально от реагирует) на ощущения, возникающие при воздействии на анализаторы различных сенсорных стимулов раздражителей.
Стимулами - раздражителями является:
свет и величина – для зрительного анализатора;
Звук – для слухового;
Запах – для обонятельного;
Материал с поверхностью разного качества – для осязательного;
Ориентация в пространстве с закрытыми глазами – для вестибулярного.
В соответствии с этим ребенку - «Буратино» предлагается;
гладкий);
Эмоциональные реакции детей фиксируются в индивидуальных картах –характеристиках и уточняется и дополняется словесным описанием особенностей эмоционального реагирования и сенсомоторной компетентности.
По результатам начального констатирующего среза каждый ребенок может быть отнесен к одной из четырех типологических групп (где первым уровнем оценивается наивысший результат сенсомоторной компетентности и эмоциональной выразительности, четвертый – самый низкий).
В первую типологическую группу входят дети, продемонстрировавшие самый высокий уровень сенсорной компетентности и адекватности эмоционального реагирования. Точное дифференцированное восприятие сенсорной информации они сопровождали яркими эмоциями, вбиравшими в себя нюансы субъективного эмоционального тона ощущений. Эмоциональная экспрессия, кроме сбалансированности всех её компонентов, отличалась разнообразием и самобытностью.
Вторую типологическую группу составляют сенсорно восприимчивые дети. От остальных они отличаются выраженной положительной эмоциональной направленностью на восприятие сенсорной информации. Однако источником эмоциональных откликов этих детей являются сенсорные стимулы с достаточно высоким коэффициентом новизны или интенсивности, а моторной выразительности эпизодически присуща стереотипность.
В третью типологическую группу входят сенсорно менее восприимчивые дети. Для большинства из них характерна отрицательная установка на сенсорные стимулы, неадекватность эмоционального реагирования на некоторые сенсорные воздействия вследствие дефицита сенсорного опыта. Эти дети не ожидают и не испытывают удовольствия от воздействия положительных сенсорных стимулов. Репертуар эмоциональной экспрессии у них чрезвычайно ограничен.
Четвертую типологическую группу составляют дети с индифферентным отношением к разномодальным ощущениям. Не проявляя активности и инициативы, тенденции сближения ил удаления при воздействии сенсорных стимулов, они не выражают ни радости, ни неприязни. Эмоциональная внешняя выразительность у этих детей отсутствует.
отсутствуют. Мышечный тонус повышен. От игры удовольствия не получил.
Методика направлена на определения степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
Применяется индивидуально.
В качестве
стимульного материала
Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.»
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается:
1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию;
Черный, серый, коричневый – на третью; красный, желтый, зеленый – на шестую.
Если в результате суммирования баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4 -6 баллах – как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
При 7 -9 баллах – как НПС средней степени;
Больше 9 баллов – НПС высокой степени.
Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100%
70% и
выше – высокая степень
42-69% - средняя сБПК;
26- 41,9% - незначительная сБПК;
0 до 25%
- начальная степень
-1до -25% - средняя сНПК;
-26% и
ниже _сильная сНПК.
Цель: выявления особенностей внутрисемейных отношений. На основе выполнения изображения, оценить особенности восприятия, переживаний ребенком отношений в семье. Тест представляет субъективную информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Он помогает выявить отношения ребенка к членам своей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу или конфликты для рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в ней.
Материал для работы: лист белой бумаги А-4, карандаши, ластик.
Инструкция: «Нарисуй свою семью».
При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья» а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь ещё раз повторить инструкцию.
Для выполнения задания даётся около 30 минут.
Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.
Кроме этого следует отмечать в протоколе:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 сек.;
в) стирание деталей;
г) эмоциональные реакции и их связь с содержанием рисунка;
д) спонтанные комментарии обследуемого.
После того как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:
Обработка данных: анализ основывается на системе интерпретации, разработанной Р.Бенсом, С. Кауфманом (1972г.) и П.Хоментаускасом (1983г.).
Необходимо знать:
возраст исследуемого.
Состав его семьи, возраст братьев и сестер.
Оцениваем:
Интерпретация
результатов см. приложение.
2.3. Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
После
реализации методик были получены
следующие результаты:
Карта характеристика сенсомоторной компетентности и
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста