Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..
8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………
36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...
40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...
40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..
44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….
54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе
С целью внедрения элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе мы составили программу.
Представим ее содержание.
Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе
Пояснительная записка
Шить на малышей сложнее, чем на взрослых людей, так как тяжело снимать мерки с этих непосед, тяжело делать примерки.
Система конструирования и моделирования, применяемая в школе, коренным образом отличается от того, что преподается в других учебных заведениях этого профиля. Изучение этой системы начинается с детской одежды. Применяемые в школе технологии пошива также отличаются от общепринятых. На детской одежде отрабатываются, доводятся до совершенства те технологические приемы, которые применяются в дальнейшем на сложных изделиях для взрослых, когда основное внимание уделяется сложному конструированию и моделированию. Основы технологии пошива закладываются именно при пошиве детской одежды.
При изучении любой профессии необходим системный подход. Весь учебный процесс – это четко разработанная система, из которой нельзя что-то убрать, не нарушив целостности системы. Требования к изготовлению детской одежды такие же жесткие, как требования к пошиву одежды для взрослых.
Содержание курса направлено на изучение: профессий, связанных с деятельностью в области пошива детской одежды; принципов композиции детской одежды; правил выполнения эскизов и моделей детской одежды; этапов проектирования и создания оригинальных изделий из ткани с учётом закономерностей дизайна детской одежды, технологий выполнения отдельных узлов детской одежды, соединения их в одно целое.
Программа курса составлена с учётом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в 8 классе в области конструирования и моделирования лёгкого женского платья.
Цель данного курса – формирование у школьниц технологических компетенций в освоении технологии изготовления детской одежды для адаптации их в современных социально-экономических условиях; заинтересованности учащихся в выборе профильного обучения в 9-11 классах (по курсу «Начальное профессиональное образование, профессия: швея II-III разряда»).
В процессе обучения учащиеся должны:
Знать:
- функции и классификацию детской одежды;
- требования, предъявляемые к детской одежде;
- виды детских стилей;
- способы художественного оформления детской одежды;
- виды детской моды;
- специфику творческих специальностей.
Уметь:
- моделировать детскую одежду;
- создавать законченный образец модели детской одежды;
- подбирать цвет, ткань детской одежды с учетом требований.
Учебные задачи курса заключаются в следующем:
- познакомить школьниц с ведущими направлениями в развитии детской одежды,
- сформировать у учащихся технологические знания, умения применительно к пошиву детской одежды;
- научить учащихся производить детскую швейную продукцию, пользующуюся спросом на рынке труда и услуг;
- подготовить школьников к профессиональному самоопределению с учётом их мотивационной сферы и индивидуальных различий.
В процессе обучения обращается внимание на развитие у учащихся творческих способностей, формирование их экологической культуры, на включение школьников в социально-оправданную коммерческую деятельность.
Овладение современными технологиями должно быть мотивировано и осуществляться на различных уровнях с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Программа предусматривает формирование у учащихся творческого решения учебных и практических задач по пошиву детской одежды:
приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере деятельности и применение их на практике;
воспитание инициативности, ответственного отношения к трудовой деятельности и к результатам труда;
развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, необходимых для дальнейшего профессионального образования.
Таблица 2.1
Тематическое планирование элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе
№ п\п |
Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Введение. Задачи курса «Пошив детской одежды». Ознакомление уч-ся с содержанием работы по данному курсу. Значение изготовления детской одежды своими руками. Техника безопасности на рабочих местах. | 1
| 1 | - |
2. | Художественное конструирование детской одежды. Основные сведения о детской одежде. Ткани, рекомендуемые для пошива детской одежды. Цвет в детской одежде. | 3 | 1 | 2 |
3. | Проведение детских примерок Одежда для детей младенческого возраста | 2 | 0,5 | 1,5 |
4. | Одежда для детей от двух лет и старше Построение основных чертежей. Основные виды детской одежды от 2 лет и старше (трусики песочника, юбка, брюки, капюшон, детали одежды) Увеличение и уменьшение выкроек | 2 | 0,5 | 1,5 |
5. | Моделирование детской одежды. Разные виды детской одежды (распашонка, ночная сорочка-кимоно, платье с рукавом «японка», летний сарафан с кокеткой, платья с рукавом реглан, курточка для мальчика) | 2 | 0,5 | 1,5 |
6. | Модели детской одежды Юбки. Брюки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста, Изготовление одежды для мальчиков | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Декоративное оформление и обновление детской одежды. Уход за детскими изделиями. | 2 | 0,5 | 1,5 |
| ИТОГО: | 16 | 5 | 11 |
Таким образом, одним из возможных элективных курсов для школьниц старших классов может быть элективный курс «Пошив детской одежды». Данный курс подготовит школьниц к выбору весьма редкой и нужной профессии: модельер и швея детской одежды. Курс рассчитан на 16 часов и имеет 8 тем, в которых не только лекционно, но и практически представлены различные виды детской одежды, даны понятия моделирования и изготовления детской одежды, декоративное оформление детской одежды, уход и обновление детской одежды.
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология».
Содержание:
Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды».
Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской одежды своими руками. Техника безопасности на рабочих местах.
Тема 2. Художественное конструирование детской одежды.
Лекция: Основные сведения о детской одежде. Ткани, рекомендуемые для пошива детской одежды. Цвет в детской одежде.
Практическая работа: Выбор ткани и цвета для детской одежды.
Тема 3. Одежда для детей младенческого возраста.
Лекция: Одежда для детей младенческого возраста.
Практическая работа. Проведение детских примерок
Тема 4. Одежда для детей от двух лет и старше
Лекция: Одежда для детей от двух лет и старше.
Практическая работа: Построение основных чертежей.
Основные виды детской одежды от 2 лет и старше (трусики песочника, юбка, брюки, капюшон, детали одежды)
Увеличение и уменьшение выкроек.
Тема 5. Моделирование детской одежды.
Лекция: Основы моделирование детской одежды.
Практическая работа: Моделирование разных видов детской одежды (распашонка, ночная сорочка-кимоно, платье с рукавом «японка», летний сарафан с кокеткой, платья с рукавом реглан, курточка для мальчика).
Тема 6. Модели детской одежды
Лекция: Модели детской одежды.
Практическая работа: Моделирование детской юбки и брюк.
Тема 7. Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста. Изготовление одежды для мальчиков
Лекция. Проектирование и изготовление детской одежды.
Практическая работа. Проектирование и изготовление платьев для девочек дошкольного возраста. Изготовление одежды для мальчиков.
Тема 8. Декоративное оформление и обновление детской одежды.
Лекция. Декоративное оформление и обновление детской одежды.
Практическая работа: Уход за детскими изделиями.
Представим конспект занятия, посвященного Теме «Моделирование детской одежды»
Лекция: «Основы моделирование детской одежды».
Детская одежда должна быть удобной и функциональной, а ее цветовая гамма - яркой, сочной, жизнерадостной. Одежде отводится важная роль в эстетическом воспитании. Красивый костюм помогает формированию вкуса, учит аккуратности и умению вести себя. Основу детского гардероба должны составлять вещи, подобранные по форме и цвету так, чтобы их можно было легко соединить в комплекты, которые дают возможность сочетать различные виды одежды и без особых затрат красиво одевать ребенка. Цветовые сочетания при этом могут быть самыми неожиданными, надо лишь помнить о гармонии. В одном случае используются контрастные сочетания чистых тонов, создающих декоративный эффект, в другом - более тонкие сочетания, строящиеся на близких оттенках.
Детская одежда выполняется из различных материалов: тканей, трикотажа, искусственного и натурального меха и т.д. Ткани и трикотаж одинаково успешно используются во всех видах детской одежды.
Для детей, особенно ясельного и дошкольного возраста, рекомендуются ткани из натуральных волокон (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые) с мелким и средней величины классическим рисунком: цветы, горошек, клетка, а также ткани с тематическим рисунком окружающих знакомых предметов или образов из детских сказок, песен, стихов.
Отделка к платью по цвету должна гармонировать с цветом основной ткани, не перегружая изделие. Лучше всего детскую одежду комбинировать из различных тканей (одноцветных - с рисунчатыми, гладких - с рельефными) или различных материалов (ткани - с трикотажем, кружевом и т.д.). Сочетания могут быть тональные или контрастные по цвету. При пошиве детской одежды можно использовать вышедшую из моды одежду взрослых.
Дети дошкольного возраста очень подвижны, и изделия для них должны быть свободной формы. Девочкам рекомендуются платья на кокетке и с расширенной юбочкой (в сборки, складки, клеш и т.д.). Форму кокетки (круглая, прямая, фигурная) нужно выбирать в соответствии с внешностью ребенка. Например, круглая кокетка подойдет девочке с узким лицом, кокетка мысом вниз - круглолицей полной девочке. Для мальчиков как наиболее удобный вид одежды можно рекомендовать полукомбинезоны и комбинезоны.
В целом детская одежда не подвержена такому влиянию моды, как одежда для взрослых, к тому же модные линии могут исказить пропорции детской фигуры. Размер изделия должен соответствовать размеру и росту ребенка, так как в противном случае одежда будет затруднять его движения, что недопустимо.
Учитывая быстрый рост ребенка, при пошиве советуем сделать необходимый запас ткани в складках, швах и в подгибке низа, чтобы в случае необходимости можно было расширить и удлинить изделие.
Для построения чертежа основы конструкции изделия определенного размера нужно снять мерки с фигуры ребенка (рисунок 1 приложения 2). В связи со сложностью снятия мерок с детей ясельного, дошкольного и младшего школьного возраста (22-36-й размеры) можно определить только размер (измерить мерку полуобхвата груди второго Сг2) и рост, а остальные мерки, соответствующие возрасту, росту и размеру ребенка, взять из помещенной ниже таблицы измерений детских фигур. Затем на изготовленную выкройку-основу нанести фасонные линии и по ней раскроить изделие.
Практическая работа:
Для построения чертежа необходимо снять следующие мерки, см:
Распашонка (рисунок 1)
Рисунок 1. Моделирование распашонки.
Рост, Р=60
Полуобхват груди, Сг=22
При построении чертежа дается прибавка на свободное облегание к мерке полуобхвата груди: Пг=3 см.
Спинка. Построить прямой угол с вершиной в точке А. От точки А по вертикальной линии, соответствующей середине спинки, отложить вниз отрезок АН (длина изделия), равный 1/2 роста ребенка:
АН=Р:2=60:2=30 см.
Ширина рукава. От точки А по вертикальной линии отложить вниз отрезок АГ, равный 1/2 полуобхвата груди:
АГ=Сг:2=22:2=11 см.
Из точек Г и Н провести вправо перпендикулярно к отрезку АН горизонтальные линии произвольной длины. От точки Г отложить вправо отрезок ГГ1, равный 1/2 мерки Сг плюс 3 см:
ГГ1=Сг:2+3=22:2+3=14 см.
От точки Г1 отложить вправо длину рукава, равную 10-15 см и поставить точку Г2. Из точек Г1 и Г2 провести вверх перпендикулярно к отрезку Г1Г2 вертикальные линии и на пересечении их с горизонтальной поставить точки А1 и А2. Рукава удлинить и оформить рукавичку, как показано на рисунке. С тыльной стороны рукавички можно сделать разрез.
От точки Н по линии низа отложить вправо ширину изделия, равную отрезку ГГ1 плюс 2 см, и поставить точку Н1:
НН1=ГГ1+2=14+2=16 см.
Угол Г1 разделить пополам и на линии деления отложить 2 см. Оформить боковой срез, как показано на рисунке.
Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды