Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..

8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………

36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...

40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...

40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..

44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….

54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Волковой.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Элективные курсы имеют следующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле работы, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения.

К видам технологических профилей относят такие профильные курсы как «Основы делового общения», «Основы маркетинга», профориентационные курсы («Мой выбор», «Твоя профессия», «Транспорт», «Информационные технологии в управлении») и др. Все элективные курсы технологического профиля условно делятся на три группы: к первой группе относятся элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, ко второй группе – относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но широко применяющихся видов профессий, к третьей группе относятся учебно-методический комплект для профильной и профессиональной ориентации в 9-11 классах.

Одним из возможных элективных курсов для школьниц старших классов может быть элективный курс «Пошив детской одежды». Данный курс подготовит школьниц к выбору весьма редкой и нужной профессии: модельер и швея детской одежды. Курс рассчитан на 16 часов и имеет 8 тем, в которых не только лекционно, но и практически представлены различные виды детской одежды, даны понятия моделирования и изготовления детской одежды, декоративное оформление детской одежды, уход и обновление детской одежды.

На занятиях элективного курса «Пошив детской одежды» учащиеся смогут освоить навыки  моделирования и изготовления основных видов детской одежды, подготовить проект какой-либо детской модели одежды и защитить его.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Арефьев, И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников [Текст] / И.П. Арефьев // Педагогика, 2003, № 5. – С. 49-55.

2.      Артёмова, Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения [Текст] / Л.К. Артёмова // Школьные технологии. – 2003. – № 4. – С. 22-31.

3.      Афанасьева, Т.П., Немова, Н.В. Профильное обучение: педагогическая система и управление: в 2 кн. Методическое пособие [Текст] / Т.П. Афанасьева, Н.В. Немова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 136 с.

4.      Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Методические основы) [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 294 с.

5.      Безденежных, Т.С. Профильное обучение: реальный опыт и сомнительные нововведения [Текст] / Т.С. Безденежных // Директор школы. – 2003. – №1. – С. 7-11.

6.      Белова, С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилей обучения. Учебно–методическое пособие [Текст] / С.В. Белова. – М.: Глобус, 2006. – 190 с.

7.      Белогурова, Л.М. Учитель – учителю: Из опыта работы учителей Белгородской области. Серия Дисциплины социально–гуманитарного цикла [Текст] / Л.М. Белогурова. – Белгород: Константа, 2007. – 210 с.

8.      Бескоровайная, Г.П., Куренова, С.В. Проектирование детской одежды [Текст] : учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений.- 2-е изд..- М.:Академия, 2002.- 96с.

9.      Бескоровайная, Г.П., Гончарова, А. Влияние иллюзорных свойств цвета на размеры конструктивно-декоративных деталей детской одежды// Швейная промышленность. 2001. №6. 33-34.

10. Бобровская, Л.Н., Сапрыкина, Е.А., Озерова, Т.В. Технология. 10–11 классы: Рабочие программы, элективные курсы методическое пособие [Текст] / Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. – М.: Глобус, 2008. – 112 с.

11. Броневщук, С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания [Текст] / С.Г. Броневщук. – М.: Радуга, 2004. – 258 с.

12. Волкова, Н.В. Шьем одежду для самых маленьких: это просто! [Текст] / Н.В.Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 249 с.

13. Воробьева, О.Я. Технология. 9 класс: Евразийский орнамент. Искусство аранжировки икебаны. Элективные курсы [Текст] / О.Я. Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 70 с.

14. Гузеев, В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе [Текст] / В.В. Гузеев // Народное образование. – 2002. – № 9. – С. 113-123.

15. Гурбина, Е.А., Гурко, М.В., Левина, С.А. Технология. 9 класс: Традиции русской народной культуры. Элективный курс [Текст] / Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Левина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 172 с.

16. Денисенко, В.П. Программа профессиональной подготовки по специальности плотник [Текст] / В.П. Денисенко // Сельская школа. – 2009. – №1. – С. 60 – 68.

17. Дик, Ю.И., Хуторской, А.В. Профильное и предпрофильное обучение в школе. В кн.: Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования [Текст] / Ю.И. Дик, А.В. Хуторской. – М.: ИОСО РАО, 2001. – 216 с.

18. Ершов, Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности: Для учащихся 10–11 классов гуманитарного профиля обучения. Учебно–методическое пособие [Текст] / Д.А. Ершов. – М.: Глобус, 2007. – 154 с.

19. Ефимов, А.С. Организация общественного питания в условиях малых предприятий сельской местности [Текст] / А.С. Ефимов // Сельская школа. – 2009. – №1. – С. 97–101.

20. Жафяров, А.Ж. Концепция и учебные планы пропедевтики предпрофильного обучения [Текст] / А.Ж. Жафяров // Профильная школа. – 2007. – №1. – С. 47–53.

21. Журин, А.А. Программы элективных курсов для средней (полной) общеобразовательной школы [Текст] / А.А. Журин. – М.: Дрофа, 2007. – 234 с.

22. Закревская, М.Г. Шьем детям сами. Конструирование, моделирование и технология детской одежды [Текст] / М.Г.Закревская. – Новосибирск: СО ДЛ, 1991 – 128 с.

23. Зильберберг, Н.И. Модели профильного обучения [Текст] / Н.И. Зильберберг // Профильная школа. – 2003. – № 2. – С. 39-48.

24. Зильберберг, Н.И. Профильное обучение: проблемы и решения [Текст] / Н.И. Зильберберг. – Псков, 2003. – 65 с.

25. Зубрилин, А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов [Текст] / А.А. Зубрилин // Педагогика. – 2007. – №7. – С. 32.

26. Зубрилин, А.А. Элективные курсы: технология составления квалификационной характеристики учащегося [Текст] / А.А. Зубрилин // Информатика и образование. – 2007. – №2. – С. 78.

27. Иванова, В.И. Индустрия питания. Элективный курс. 9 класс [Текст] / В.И. Иванова // Мастер– класс. – 2009. – №2. – С. 2–9.

28. Иванова, Е.М. Психология профессиональной деятельности: Учеб. Пособие [Текст] / Е.М. Иванова. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 382 с.

29. Йовайша, Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л.А. Йовайша. – М.: Педагогика, 1983. – 128 с.

30. Кабанова–Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е.Н. Кабанова–Меллер. – М.: Педагогика, 1981. – 150 с.

31. Кальней, В.А. Программы элективных курсов. Технология: предпрофильное обучение. 9 класс [Текст] / В.А. Кальней. – М.: Дрофа, 2006. – 106 с.

32. Каспаржак, А.Н. Элективные курсы: типология и задачи [Текст] / А.Н. Каспаржак // Директор школы. – 2006. – №3. – С. 53.

33. Каспржак, А.Г. Организация и содержание курсов по выбору как составная часть предпрофильной подготовки [Текст] / А.Г. Каспржак // Профильное обучение в городе Москве: Опыт, проблемы, перспективы: матер. н.-пр. конф. (14-15 мая 2003 г.): Часть II. – М: НИИРО, 2003. – С. 78-80.

34. Кинзибаева, И.Г. Элективные курсы: требования к разработке [Текст] / И.Г. Кинзибаева // Мастер–класс. – 2006. – №7 – С. 10–21; №8. – С. 2–11.

35. Кирий, Н.В. Сборник элективных курсов (гуманитарный цикл) [Текст] / Н.В. Кирий. – Белгород.: БГУ, 2006. – 110 с.

36. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 400 с.

37. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2007. – 302 с.

38. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, №1756-р) [Текст] // Модернизация российского образования: документы и материалы. – М., 2002. – С. 236-282.

39. Концепция общего среднего образования [Текст] // Учительская газета, 23 августа 1988.

40. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приказ Минобразования России от 18.07.2002, №2783) [Текст] // Дидакт. – 2002. – № 5. – С.19–25.

41. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] / Ф.Котлер, Дж.Боуэн. – М.:Юнити, 1998. – 519 с.

42. Кукушин, В.С. Профильные классы в средней школе: Организация и функционирование [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 408 с.

43. Кучер, Т.В., Шипарева, Г.А. Сборник программ элективных курсов : Авторские программы учителей гимназии [Текст] / Т.В. Кучер, Г.А. Шипарева. – М.: Радуга, 2007. – 172 с.

44. Лейбович, А.Н. Элективные курсы в профильном обучении [Текст] / А.Н. Лейбович // Образовательная политика. – 2007. – №1. – С. 30.

45. Могильниченко, Т.Н. Профессиональная компетентность учителей, разрабатывающих и преподающих элективный курс [Текст] / Т.Н. Могильченко // Управление образованием. – 2009. – №2. – С. 22.

46. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России. Перспективы развития [Текст] / А.М. Новиков. – М.: ИЦ ПНПО РАО, 1997. – 254 с.

47. О выборе элективных курсов: Письмо Департамента общего и дошкольного образования № 14-51-85/13 от 01.04.2004.

48. Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования: Письмо Департамента общего и дошкольного образования № 14-51-277/13 от 13.11.2003.

49. Овчаренко, Л.А. История костюма. Основы проектирования: Технология, мировая художественная культура. 9 класс [Текст] / Л.А. Овчаренко. – Волгоград.: ИТД Корифей, 2006. – 112 с.

50. Павлова, О.В. Технология. 10 класс: Текстильный дизайн интерьера. элективный курс [Текст] / О.В. Павлова. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 208 с.

51. Профессиональная ориентация старших школьников в процессе трудового обучения [Текст] / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 2002. – 160 с.

52. Профессиональная ориентация учащихся [Текст] // Под ред. А.Д. Сазонова и др. – М.: Просвещение, 1998. – 223 с.

53. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания [Текст]. – М.: Дрофа, 2004. – 208 с.

54. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии : Пособие для руководителей образовательных учреждений / Российская академия образования; Институт управления образованием [Текст]. – М.: Классик Стиль, 2006. – 592 с.

55. Профильное обучение. Эксперимент: совершенствование структуры и содержания общего образования [Текст] / под ред. А.Ф. Киселёва. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 512 с.

56. Роботова, А.С. Элективный курс в профильной школе как введение в науку. Учебно–методическое пособие для учителей [Текст] / А.С. Роботова. – СПб.: КАРО, 2005. – 80 с.

57. Смольякова, Л.И. Программы элективных курсов по технологии [Текст] / Л.И. Смольякова. – Белгород.: БГУ, 2004. – 30 с.

58. Спирин, И.В. Транспорт: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. Учебное пособие для предпрофильной подготовки учащихся образовательных учреждений общего среднего образования [Текст] / И.В. Спирин. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 272 с.

59. Тарлавский В.П. Проектирование и реализация профильного технологического обучения в процессе подготовки выпускника школы к профессиональному образованию: Автореф. дис. … к.п.н. [Текст] / В.П. Тарлавский. – Воронеж: Родная речь, 2004. – 18 с.

60. Технология: Рекомендации по использованию учебников программы элективных курсов [Текст]:. – М.: Вентана–Граф, 2006. – 88 с.

61. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М.:Просвещение, 2004. – 266 с.

62. Федорова, Г.Г., Григорьева, А.П. Организация элективных курсов в сельской школе [Текст] / Г.Г. Федорова, А.П. Григорьева // Профильная школа. – 2009. – №4. – С. 26.

63. Цветкова, М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного обучения школьников [Текст] / М.С. Цветкова // Профильная школа. – 2008. – №5. – С. 31 – 37.

64. Челышева, Т.В., Ламыкина, Л.В. Профильное обучение в школе. Художественно-эстетический профиль [Текст] / Т.В. Челышева, Л.В. Ламыкина. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 104 с.

65. Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов [Текст] / Т.В. Черникова // Профильная школа. – 2005. – №5. – С. 11 – 16.

66. Чистякова, С.Н., Лернер, П.С., Родичев, Н.Ф. и др. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьников: учеб-метод. Пособие [Текст] / С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев и др. – М.: АПКиПРО, 2003. – 102 с.

67. Чистякова, С.Н., Родичев, Н.Ф., Черкашин, Е.О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. Учебное пособие для предпрофильной подготовки учащихся образовательных учреждений общего среднего образования [Текст] / С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – М.: Изд. центр Академия, 2004. – 176 с.

68. Шахмаев, Н.М. Дифференциация обучения в средней общеобразовательной школе. В кн.: Дидактика средней школы [Текст] / Н.М. Шахмаев / под ред. М.Н. Скаткина, – М.: Просвещение. – 1982. – 270 с.

69. Шершнева, Л. П. Основы конструирования женской и детской одежды [Текст] / Л.П.Шершенева. – М.: Легкая промышленность, 1987. – 129 с.

70. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита–Пресс, 2004. – 144с.

Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды