Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..

8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………

36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...

40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...

40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..

44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….

54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Волковой.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Элективные курсы учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. Это обычно небольшие по количеству часов курсы (модули). Их содержание может выходить за рамки базовых и профильных курсов, могут быть весьма разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (подготовка учителей и преподавателей, материально-техническая база, запросы учащихся и региональной специфики рынка труда и рынка образовательных услуг). Образовательные сети предпрофильного обучения должны предоставить всем учащимся равные возможности в выборе курсов обучения. При выборе курсов следует учитывать следующее:

– набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным», то есть у ученика должна быть возможность реального выбора, название курсов должно быть привлекательным для ученика. Набор курсов желательно определить в конце 8 класса, на основе опросов, анкетирования, собеседования и т.п.;

– необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

Реализация такой системы требует, в первую очередь, подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения в процессе всего обучения в основной школе. Успешному решению этой задачи способствуют:

– признание права ребенка на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения учебного материала, на всех этапах учебного процесса, желательно - на каждом уроке;

– расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора ребенка на основной ступени обучения;

– осуществление «допрофессиональной» подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору; углубленного изучения отдельных предметов; занятий по индивидуальным программам.

Правильному выбору элективного курса способствуют также организация диагностических обследований, оказание учащимся психолого-педагогической консультативной помощи, проводимые педагогами собеседования и анкетирования, прежде всего, на самопознание школьников, на выявление истинных мотивов их выбора, их реальных образовательных потребностей. Исключительно важное значение на этом этапе имеют разъяснительные беседы с родителями.

Важным этапом в организации профильного обучение является момент непосредственного выбора, составление школьником проекта собственного индивидуального плана. Проведение этого этапа требует большой подготовительной работы, в которую включается весь педагогический коллектив школы. Необходимо:

– разработать и уточнить перечень востребованных курсов (профильных и элективных) по каждой образовательной области;

– согласовать содержание профильных курсов с имеющимися программами, учебниками, программами вступительных экзаменов в вузы, с программой школьных выпускных экзаменов;

– разработать программы, подобрать учебные пособия для элективных курсов;

– разработать рекомендации по составлению индивидуального плана, адресованные учащимся, подготовить памятку для выпускника основной школы, чистые бланки с сеткой учебного плана, которые будут заполняться учащимися, и другие необходимые материалы;

– разъяснить учащимся и их родителям особенности организации учебного процесса, особо выделив ограничительные факторы (в индивидуальном учебном плане должны быть, представлены все предметы базового уровня, определены профильные предметы, составлен перечень элективных курсов, при этом учетная нагрузка должна быть в пределах от 30 до 36 ч/нед.). Провести индивидуальную работу с каждым ребенком и его родителями, включая итоговое собеседование;

– разработать новые принципы организации учащихся в группы, поскольку классно-урочная система не соответствует используемой технологии. (За основу при этом можно взять хорошо зарекомендовавшие себя в практике экспериментального обучения группы переменного “плавающего” состава, меняющегося от урока к уроку, от предмета к предмету);

– разработать технологию составления расписания занятий и ведения школьной документации, в частности, проработать вопрос об изменении структуры классного журнала на журнал учителя.

Таким образом, элективные курсы во многом восполняют «пробелы» базовых и профильных предметов. В этой связи, помимо уже названных выше функций, они направлены на формирование умений и способов деятельности (ключевых компетенций), связанных с решением практических задач, на получение дополнительных знаний, интегрирующих полученные ранее в единую научную картину мира, на приобретение образовательных результатов, востребованных на рынке труда.

 

1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»

 

Особенностью элективных курсов по технологии является то, что они являются частью и первыми результатами большой программы по созданию учебно-методического комплекса для профессиональной ориентации учащихся. Отличительной чертой всех курсов является и то, что они знакомят учащихся с определенными, достаточно широкими направлениями деятельности.

Эти элективные курсы технологического профиля можно разбить условно на три группы.

К первой группе можно отнести элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, то есть таких компетенций, которые необходимы практически в любой деятельности (даже необязательно профессиональной). К такого рода компетенциям относят обычно способность к коммуникациям, умение решать проблемы, работать в команде, использовать информационные технологии и т.п.

Представителем этой группы элективных курсов является курс «Основы делового общения», рассчитанный на 68 ч. Цель курса: дать знания об основах делового общения и сформировать профессионально-ориентированные умения в рамках деловой коммуникации. Значительную часть отводимого на курс времени предполагается использовать для проведения практических занятий: деловых и ролевых игр, составления деловых текстов, тестирования. Методическая направленность занятий на диалогическую технологию позволяет обеспечить коммуникативную и культурологическую подготовку учащихся к эффективному, бесконфликтному, грамотному деловому общению в микро- и макросреде организации, усвоению правил письменных форм делового общения и деловой переписки. Курс делового общения является в принципе частью более широкой программы, направленной на формирование коммуникативных компетенций.

Ко второй группе курсов этого раздела относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но чрезвычайно широко применяющихся видов профессиональной деятельности. Оправданием конкретности предмета изучения в данном случае является общепризнанное значение этих видов деятельности, их самостоятельное значение в большинстве практических применений трудового потенциала работника независимо от уровня решаемых профессиональных задач. Примером таких конкретных видов деятельности являются менеджмент и маркетинг. Несмотря на то, что эти виды деятельности всегда имеют определенную специфику в каждой отдельно взятой социально-экономической сфере, в мире разработаны и используются отдельные квалификации, в основе которых лежат менеджмент и маркетинг. Например, квалификации в области бизнес-администрирования (NBA) и т.п. Учитывая растущую популярность этих квалификаций и значительную долю занятых в этой области, представляется совершенно оправданным предложить учащимся познакомиться с ними поближе через элективный курс [68, с. 12].

Курс этой группы «Основы маркетинга». Маркетинг является сегодня философией любого бизнеса. По существу это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям (для предприятия – производить, а для торговли – продавать то, что желает потребитель). Целью курса «Основы маркетинга» является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга и особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей. Курс рассчитан на 70 аудиторных часов (в условиях ограниченности времени возможно применение сокращенной программы, включающей 35 аудиторных часов, при этом изучаются только первые 6 тем).

При изучении курса маркетинга наряду с традиционными формами проведения уроков обязательным является широкое использование активных форм обучения (работа в малых группах, мозговой штурм, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры).

Учитывая, что курс «Основы маркетинга» раньше читался в небольшом количестве школ, автором курса подготовлен учебно-методический комплект (УМК), позволяющий любому учителю быстро овладеть необходимыми знаниями в области маркетинга и создать в процессе преподавания все условия для реализации целей курса. Полный УМК курса состоит из учебника; практикума с вопросами для повторения и обсуждения; практических заданий, дифференцированных по степени сложности; методического пособия для учителя (включающего программу курса, описание форм проведения уроков и контроля за уровнем достижений учащихся; требования к результатам; список проблем, обсуждаемых методом мозгового штурма; примеры решений практических заданий; конкретные ситуации для анализа; дополнительный теоретический материал; деловые игры и практикумы; список рекомендуемой литературы; тестовые задания; словарь основных терминов; список вопросов для проведения зачета; список тем для рефератов).

Учитель также может воспользоваться специально разработанным вебсайтом, на котором расположены материалы, позволяющие изготовить наглядные пособия, фолии для кодоскопа, электронную презентацию. На веб-сайте также представлены ссылки на ресурсы Интернета и информация об обучающих семинарах для учителей.

К третьей группе элективных курсов этого раздела, наиболее полно отвечающих задачам профильной и профессиональной ориентации, относится учебно-методический комплект (серия элективных учебных курсов) для профильной и профессиональной ориентации в 9–11 классах общеобразовательной школы.

Основная цель разработки, УМК состоит в создании системы информационной и психолого-педагогической поддержки учащихся школ в выборе профиля обучения, пути дальнейшего образования и профессиональной карьеры. Выше уже отмечалось, что в России отсутствует система, помогающая молодому человеку целенаправленно спланировать и осуществить профессиональную карьеру. В итоге наблюдается разрыв между школой и жизнью, средней общеобразовательной и профессиональными школами. Чтобы избежать этого, необходимо создать ситуацию, когда уже на школьной скамье ученик будет видеть свою профессионально-образовательную перспективу, а не просто решать сиюминутные задачи [28].

Разрабатываемый комплект включает учебные и методические пособия, справочную литературу, хрестоматии, плакаты и прочие материалы, издаваемые двумя сериями.

Каждый из элективных курсов рассчитан на 35 ч занятий.

Первая серия комплекта под названием «Мой выбор» ориентирована на обеспечение предпрофильной подготовки (9 класс) и вводит школьников в специфику соответствующей сферы деятельности. Многие авторы книг серии стали победителями 11-го тура конкурса, проведенного Национальным фондом подготовки кадров по поручению Минобразования России. Разработаны примерные программы курсов, изданы модульные учебные пособия (программы двух из них включены в сборник).

Вторая серия курсов «Твоя профессия» ориентирована на использование в 10 и 11 классах. Эта серия практически является энциклопедией профессий, и ее книги подробно характеризуют сферы профессиональной деятельности в соответствии с избранным учеником профилем. В книгах приводятся справочный материал, требования к кандидатам на получение профессионального обучения или подготовки, показано, как выбрать образовательное учреждение.

Структура УМК предусматривает подразделение разрабатываемых материалов в соответствии с направлениями профессиональной деятельности и видами учебно-методических разработок.

Базовым служит курс предпрофильной подготовки «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования». Его назначение – ввести обучаемых в проблему выбора будущей профессии, раскрыть принципы ее выбора, дать общие рекомендации. Таким образом, этот курс является своеобразным «компасом» в океане профессиональной деятельности. Остальные элективные курсы комплекта, образно говоря, это «модули направлений», раскрывающие определенный профессиональный путь. По курсу «Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования» в настоящее время разрабатывается учебное пособие для учащихся.

Из множества потенциально возможных элективных курсов в технологическом профиле, раскрывающих содержание определенных направлений деятельности, в настоящее время разрабатываются учебно-методические материалы первой очереди. Формирование курсов первой очереди определилось частотой востребованности специалистов соответствующих профессий, наличием авторов, имеющих необходимые заделы и опыт, необходимостью провести «обкатку» достаточно нового и во многом еще не устоявшегося направления в современной российской педагогике.

Принципиальной особенностью УМК является унификация разрабатываемых материалов по форме подачи и внутренней структуре.

Элективные курсы первой очереди посвящены таким массовым секторам занятости, как «Транспорт» (в транспортной отрасли с учетом индивидуальных предпринимателей работает более 10 % всех занятых в экономике России) [55] и «Информационные технологии» (как одна их важнейших основ происходящей в настоящее время информационно-технологической революции на основе компьютеризации производства и управления) [54].

Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды