Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..

8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………

36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...

40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...

40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..

44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….

54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Волковой.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

Можно предложить возможный набор курсов технологического профиля: индустриально-технологический; агро-технологический; информационно-технологический; сервесно-технологический; технолого-экономический. Названные «примерные профили», охарактеризованные в Концепции профильного обучения [3], не составляют исчерпывающего перечня. В ряде школ с учетом потребностей обучающихся, возможностей школы, особенности местной образовательной сети вполне смогут открываться и иные профили. При этом следует иметь в виду, что общеобразовательное учреждение может стать однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что элективный курс (курс по выбору) составляет компонент образовательного учреждения Базисного учебного плана. Это обязательный курс по выбору, для него не существует образовательных стандартов. Нестандартность, вариативность и краткосрочность являются их особенностями. Курсы по выбору позволяют учащимся построить индивидуальную образовательную траекторию.

 

1.2.           Проблемы разработки содержания элективных курсов

 

При разработке содержания элективных курсов важно предусмотреть значительную дифференциацию обучения и возможность построения школьниками индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяется три компонента: федеральный базовый инвариантный компонент, вариативный профильный компонент - обязательный для изучения и элективный компонент, содержащий ряд модульных курсов, углубляющих, расширяющих базовые и профильные курсы, и позволяющих выявить специфику деятельности и требования, предъявляемые к специалистам в различных сферах деятельности.

Базовые общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки школьников. Базисный учебный план предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми курсами являются: «русский язык», «литература», «иностранный язык», «математика», «история», «физическая культура», а также интегрированный курс «обществознание» для физико-математического, естественнонаучного и технологического профилей, «естествознание» – для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей.

Профильные общеобразовательные курсы – курсы федерального компонента, повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «физика», «химия», «биология» являются профильными курсами в естественнонаучном профиле; «литература», «русский» и «иностранные языки» – в филологическом профиле; «обществоведение», «право», «экономика» и др. – в технолого-экономическом профиле и т.д.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных курсов определяет состав федерального компонента базисного учебного плана. Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения для X-XI классов представлены количеством часов, отводимых на их изучение.

Для разработки элективного курса технологического направления мы должны, знать какое место этому курсу отводиться в базисных учебных планах и региональном базисном плане.

Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования.

Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.

Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона.

Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Ученический компонент введен для индивидуальной работы с учениками, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, проводимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися.

Каково же соотношение перечисленных компонентов между собой, подход к решению поставленных вопросов был таков: содержание и объем образовательных областей на 75% определяется Федеральным органом управления образованием и на 25% – национально-региональными управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык. Такие образовательные области, как искусство, физическая культура, технология и образовательные компоненты – родной язык и окружающий мир, полностью относятся к национально-региональному компоненту.

Предметы, определяющие профиль обучения и обязательные для изучения, определяются школой. Например, для экономического профиля это могут быть математика для экономистов, деловой русский язык, деловой английский (немецкий, французский и др.), информатика для экономистов, технология для экономистов, практика в банковских и коммерческих структурах (после окончания 10 класса).

Ряд школ будут создавать и реализовывать такие модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, а еще более дифференцирование, то есть в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учебные траектории старшеклассников.

Технология конструирования содержания элективных курсов – это деятельность учителя по решению задач и достижению результатов на каждом из последующих этапов: аналитического, конструктивного, оценочного и этапа экспертизы (таблица 1 приложения 1).

На основе технологии конструирования содержания элективных курсов в профильном обучении учитель разрабатывает учебную программу элективного курса. Учебная программа является моделью деятельности учителя и ученика в обучении. Программа элективного курса должна иметь необходимое и достаточное количество компонентов, которые наглядно отражали бы как содержание курса, так и способы деятельности учащихся по его освоению.

Анализ выявил основные затруднения учителей, среди которых следует обозначить:

– неумение определить принципиальное отличие профильных курсов от элективных;

– затруднения в конструировании содержания элективных курсов в профильном обучении.

На основе результатов диагностики, направленной на установление соответствия содержания элективных курсов целям профильного обучения, можно сделать следующие выводы: учащиеся отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания элективных курсов; учащиеся высказали пожелание заранее познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, краткие аннотации которых могут быть представлены в виде красочных буклетов; учащихся интересует специфика видов деятельности, которые будут для него ведущими, в случае выбора данного элективного курса.

Результативность технологии конструирования содержания элективных курсов и его влияния на достижение целей профильного обучения проверялась критериями, представленными в таблице 2 приложения 1.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

–     подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

–     приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

–     возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

–     любопытство;

–     поддержка изучения базовых курсов;

–     профессиональная ориентация;

–     интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно. Однако целесообразно их обсуждение на сетевом МО учителей профиля.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие: ориентация на современные образовательные технологии; соответствие учебной нагрузки учащихся нормативам; соответствие принятым правилам оформления программ; наличие пособия, содержащего необходимую информацию; краткосрочность проведения курса (не более 72 часов).

Программа элективного курса должна включать следующие структурные элементы: титульный лист; пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание изучаемого курса; методические рекомендации; литературу.

Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения; сведения о том, где, когда и кем утверждена программа; название элективного курса; класс, на который рассчитана программа; ФИО, должность автора (авторов) программы; название города, населенного пункта; год разработки программы.

Пояснительная записка включает: аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе; указание на место и роль курса в профильном обучении (важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения); цель и задачи элективного курса (цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества; задача курса – что необходимо для достижения целей); сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы); основные принципы отбора и структурирования материала; - методы, формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, навыки, необходимые для построения индивидуальной образовательной программы в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения); предполагаемые результаты; инструментарий для оценивания результатов.

Учебно-тематический план включает: перечень разделов, тем; количество часов на изучение каждой темы; вид занятий.

Содержание изучаемого курса включает перечень тем и их реферативное описание.

Методические рекомендации включают: основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме; описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий; дидактические материалы. Литература включает список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса как для учителя, так и для учащихся.

Т.В.Черникова определяет критерии оценки программы элективного курса:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.).

7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы [62].

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в образовательном учреждении за счет времени, отводимого на школьный компонент.

Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды