Разработка элективного курса по пошиву детской одежды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..

8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………

36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...

40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...

40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..

44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….

54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

Диплом Волковой.doc

— 842.50 Кб (Скачать)

По курсам первой очереди в настоящее время разработаны программы и ведется разработка учебных и методических пособий для учащихся (объемом 5–10 печатных листов каждое). Элективные курсы второй очереди разрабатываются с учетом опыта, полученного при разработке материалов для курсов первой очереди. Таким образом, проект открыт для дальнейшего насыщения учебного процесса в профильном обучении новыми элективными курсами и соответствующим учебно-методическим материалом.

По каждому из курсов подготавливается комплект учебно-методических разработок, включающий программу курса, учебное пособие для учащихся, методические рекомендации к проведению уроков для учителей, справочно-информационные материалы и проч. В частности, но указанным направлениям первой очереди уже в настоящее время завершается работа над томами профессиоведческой энциклопедии, охватывающей тематику указанных элективных курсов.

В дальнейшем для информационно-методического обеспечения предпрофильной и профильной подготовки предполагаются подготовка к изданию хрестоматий по профилям обучения, разработка и издание комплектов плакатов и видеокассет, содержащих наглядные материалы для проведения занятий со школьниками.

Комплект разрабатывается с учетом следующих основных подходов:

1) доступность и наглядность материалов без излишнего упрощенчества;

2) первоочередной учет потребности в литературе для наиболее массовых, экономически и стратегически значимых профилей обучения;

3) сквозное рассмотрение профессий в рамках определенного профиля (от рабочих профессий к профессиям, требующим среднего и высшего профессионального образования). Обращается внимание на возможность постепенного карьерного роста по мере повышения квалификационно-образовательного статуса в рамках рассматриваемого направления деятельности;

4) модульность учебных пособий и других материалов;

5) комплексность разработки учебно-методического обеспечения. Основным принципом при разработке материалов УМК является модульность их построения. Это позволяет как учащимся, так и педагогам производить индивидуальный набор информационных средств для обучения посредством их конструирования и синтеза из отдельных фрагментов учебных пособий и методических рекомендаций, подобно сборке сооружения из отдельных блоков-«кубиков». Возможность стыковки отдельных «кубиков» комплекта друг с другом обеспечена комплексностью разработки проекта. Разумеется, это не исключает и целостного использования всего учебного материала определенного профиля (профилей). Поэтому в практической ситуации могут использоваться в различном сочетании базовый модуль, отдельные элективные модули, отдельные главы и подразделы или части текста, иллюстрации и т.п., взятые из того или иного элективного модуля.

Учебные пособия будут пригодны и для самостоятельного ознакомления с ними учащихся. Это обеспечивается доступностью изложения материалов, иллюстрациями и наличием глоссария, дающего содержательное описание всех специфических терминов и понятий, без которых невозможно раскрытие темы учебного пособия. В учебных пособиях делается акцент на взаимосвязь знаний, полученных при изучении традиционных дисциплин школьной программы, с рассматриваемыми профориентационными проблемами.

В учебных пособиях также приведены рекомендуемые основные и дополнительные литературные источники, сайты в Интернете. Указанные литературные источники представляют в основном популярные издания, учебники и учебные пособия для начального и среднего профессионального образования, то есть по образовательному цензу пригодны для использования в рассматриваемой читательской аудитории.

Таким образом, в идеале по каждому направлению профессиональной деятельности ученики и педагоги получат полное методическое обеспечение и рекомендации по самостоятельному его углублению. Использование этого обеспечения должно проходить на фоне учета местных условий и возможностей. Программами элективных курсов предусмотрены ознакомительные поездки учащихся на соответствующие предприятия, организации, посещение музеев и выставок, соревнований по техническим прикладным видам спорта, конкурсов профессионального мастерства. Экскурсии целесообразно сочетать с выступлениями перед школьниками специалистов предприятий. Специалисты кадровых служб этих организаций могут рассказать о порядке обучения профессиям, об оплате и условиях труда, пригласить школьников на временную работу. Помимо этого изучение курса предполагает работу учащихся вне класса чтение рекомендованной литературы, поиск и изучение информации в Интернете, подготовку выпускной работы (реферата). Занятия в классе предусматривают чтение лекций и проведение практических занятий. Изучение курса рекомендуется завершать защитой выпускной работы (реферата). Рекомендуется увязывать изучение курса с работой учащихся в различных кружках технического творчества.

Элективный курс «Информационные технологии в управлении» предназначен для профессиональной ориентации молодежи в области современных информационных технологий. Курс раскрывает в популярной и доступной для учащихся форме информацию об основных профессиях, тесно связанных с использованием информационных технологий. В нем содержится большое количество практических заданий, дающих представление о применении информационных технологий в практической деятельности.

Цель курса – формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, путях получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями. Основные задачи обучения: привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений, углубление знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных информационных системах в различных областях экономики и управления.

Курс преподается в течение одного полугодия и предусматривает 35 ч занятий, при этом примерно две трети времени отводится практическим занятиям по применению компьютерных информационных технологий в приложении к управленческой деятельности. Помимо этого курс предусматривает самостоятельную внеклассную работу написание реферата, подготовку выпускной работы с использованием дополнительных материалов, в том числе полученных из сети Интернет.

Цель изучения элективного модуля УМК «Транспорт» [55] состоит в формировании у учащихся собственного взгляда на выбор профессии этой крупной сферы экономики. Основные задачи курса – воспитание уважения к труду работников транспорта; углубление знаний об особенностях транспорта как важнейшей инфраструктурной составляющей экономического комплекса и возможного объекта приложения профессиональных интересов; развитие самостоятельности и умения делать обоснованный выбор.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, в данной главе мы определили место элективному курсу, согласно всем нормам СанПиНами, рассмотрели базисные и региональные учебные планы, что позволяет распределить учебные часы на базовые, профильные предметы и элективные курсы. Учитывая возможности школы и интересы учащихся, учитель сможет разработать свою тематику элективного курса технологического направления, что позволит учитывать конкретную школу ее возможности реализации данного курса и учесть интересы конкретных учащихся.

Таким образом, к видам технологических профилей относят такие элективные курсы как «Основы делового общения», «Основы маркетинга», профориентационные курсы («Мой выбор», «Твоя профессия», «Транспорт», «Информационные технологии в управлении») и др.

 

 

 

 

 

 

1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы

 

Предмет «Технология» с 8 класса изучается как самостоятельный предмет. Образовательное учреждение имеет возможность из вариативной части (компонент образовательного учреждения):

                  добавить часы для изучения обязательных предметов БУП, в том числе и с целью углубленного изучения;

                  ввести изучение новых учебных курсов, модулей, факультативов, спецкурсов, практикумов, с учетом направления развития школы или по выбору учащихся;

                  выделить часы для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, музеях, библиотеках.

                  Выделить часы на проведение индивидуальных и групповых занятий, часы развития и коррекции.

Предметы, вводимые в ОУ, должны быть обеспечены УМК (программы, учебники, методические рекомендации для учителя и т.д.)

Выбирая индивидуальную траекторию своего образования, ученик знает объемы содержания на каждом из предложенных уровней. Ученики, сгруппированные в класс по одинаковым образовательным траекториям, могут удовлетворить свои потребности в образовании, работая в режиме классно-урочной системы. Это возможно в многопрофильной школе, реализующей широкий спектр познавательных интересов.

Программы ориентировочных курсов определяют максимальное когнитивное пространство по направлениям деятельности и имеют надпредметный интегративный характер. Учитель с учетом своих и школы возможностей, образовательных запросов и интересов, учащихся на основе предлагаемых программ разрабатывает (быть может, для каждой учебной группы) свою собственную рабочую программу, которая может быть рассчитана на 8, 12, 16, 24 и любое другое количество учебных часов. При этом основной способ представления знаний: лабораторно-практические работы, семинарские занятия с элементами лекций, собеседования. Основной способ оценивания результативности учащихся: психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся, рейтинговые оценки, выполнение и защита выполняемых заданий и проектов. Предполагается, что организацию и преподавание ориентирующих курсов будут осуществлять учителя-предметники. Например, курсы по металлообработке, деревообработке, ремеслам, автомобилю – учителя технологии; курсы по электрорадиоэлектронике, исследовательской работе - учителя физики; курсы по дизайну, полиграфии - учителя изобразительного искусства или технологии. Исходя из основных задач, которые решаются в рамках реализации вышеназванных курсов, учебное заведение определяет необходимую направленность и перечень курсов.

В качестве примера реализации одной из систем профильного обучения можно предложить пять возможных вариантов реализации технологического профиля предложенного в приложении 1: индустриально-технологический, информационно-технологический, агро-технологический, сервесно-технологический, технолого-экономический.

Подчеркнем еще раз, что это только пример, показывающий, как можно по-разному «наполнить» предлагаемую схему учебного плана профильного обучения. На основе курсов трех типов - базовых общеобразовательных, профильных и элективных - возможно такое построение учебного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных курсов дадут самые различные формы профилизации для школы в целом, для отдельных классов в ней, для группы учащихся.

Содержание профильного обучения обязательно предусматривает базовый (инвариантный) общеобразовательный компонент, который составляет – 50%; профильный компонент (профильные курсы – 30%), элективный компонент (курсы, изучаемые по выбору – 20%).

Отметим несколько отправных точек:

максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами – 36 часов;

примерное распределение учебных часов: 18 ч в неделю – базовые предметы; 10 ч – на профильные предметы, включая 2 ч на региональный компонент; 6 ч – на элективные курсы; учебные практики, проекты, исследовательская деятельность – 72 учебных часов за два год обучения;

каждый учебный предмет может быть представлен в учебном плане либо на базовом, либо на профильном уровне.

Таким образом, школа должна иметь столько учебных планов, сколько сформировано профильных классов (подгрупп).

Выводами теоретической части исследования стали следующие тезисы:

Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного план. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Элективные курсы имеют следующие достоинства: они позволяют ориентировать обучение на реальный интерес школьников, позволяют поддерживать высокий уровень языковой подготовки, дают администрации школы свободу в планировании нагрузки (как правило, элективные курсы преподаются во второй половине дня), дают возможность учителю повысить свою квалификацию и расширить поле работы, а также позволяют ученикам сделать выбор из множества направлений для углубленного изучения.

К видам технологических профилей относят такие профориентационные курсы, как «Мой выбор», «Твоя профессия», «Транспорт», «Информационные технологии в управлении» и др. Все элективные курсы технологического профиля условно делятся на три группы: к первой группе относятся элективные курсы, направленные на освоение ряда ключевых компетенций «надпрофессионального» характера, ко второй группе – относятся элективы, которые ставят своей задачей ввести учащихся в атмосферу конкретных, но широко применяющихся видов профессий, к третьей группе относятся учебно-методический комплект для профильной и профессиональной ориентации в 9-11 классах.

Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды