Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..
8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………
36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...
40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...
40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..
44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….
54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………
42
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского
Технолого-экономический факультет
(ТЭФ)
Кафедра теории и методики преподавания технологии и предпринимательства
(ТМПТП)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Разработка элективного курса по пошиву детской одежды
Выполнила: студентка ТП (5) -06-5 ТЭФ ОЗО, Волкова Наталья Николаевна,
Научный руководитель: Леонтьева Оксана Валентиновна
Чита, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… | 3 |
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……... | 8 |
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………… |
8 |
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..……….. | 17 |
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….…… | 27 |
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы……………………………………………… |
36 |
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………… |
40 |
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...……………… |
40 |
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….………… |
44 |
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….… |
54 |
Заключение…………………………………………………… | 65 |
Список литературы…………………………………………………… | 67 |
Приложение…………………………………………………… | 74 |
Введение
Актуальность исследования. Основой построения обучения в профильной школе является выбор учащимися профиля. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения. Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего профессионального пути. Именно для этого следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Вместе с тем, определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательных интересов учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций.
Профильное обучение и информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется в первую очередь, школьными предметами и элективными курсами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности. Реализация идей профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении возможных путей продвижения образования.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики заявлено создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. При этом в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» (2002 г.) обозначены следующие цели введения профильного обучения:
1) обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам среднего (полного) общего образования;
2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3) установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Профильное обучение через введение в школьное обучение элективных курсов рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности построения обучающимся индивидуальной образовательной траектории, обеспечивается более высокий уровень его подготовки для продолжения обучения в избранном направлении.
Анализ итогов, полученных при проведении федерального эксперимента по введению элективных курсов позволил выявить ряд проблем. Среди них:
– несоответствие принципам и механизмам профильного обучения существующей нормативно-правовой базы, в частности, которая не позволяет зачитывать и интегрировать образовательные результаты конкретного школьника, достигнутые учащимся в нескольких учебных заведениях при их сетевом взаимодействии;
– потребность в новом экономическом механизме работы школы и новой системе оплаты труда педагогов, возникшая в связи с введением профильного обучения;
– необходимость обновления механизмов управления школой, что предполагает расширение общественного участия в определении путей развития профильного обучения для каждого конкретного общеобразовательного учреждения и всей муниципальной образовательной сети;
– необходимость совершенствования методик преподавания предметов, изучаемых на базовом и профильном уровнях;
– необходимость создания элективных курсов и разработки методик их преподавания.
В связи с обозначенными проблемами существует важный аспект, который заключается в недостаточном количестве исследований и методических разработок по вопросам организации элективных курсов в рамках технологического профиля.
Вместе с тем в педагогике довольно широко рассмотрены вопросы организации элективных курсов в работах И.П.Арефьева, Т.П. Афанасьвой, Т.С.Безденежных, С.В.Беловой, С.Г.Броневщука, Ю.И.Дика, А.В.Хуторского, Н.И.Зильбербергера, А.Н.Каспаржака, В.С. Кукушина, А.Н.Лейбовича и др.
Однако недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке в аспекте преломления к технологическому профилю, а также необходимость повышения эффективности и качества управления введением и распространением элективных курсов в рамках технологического профиля и определение его перспектив обусловили выбор темы исследования: «Разработка элективного курса по пошиву детской одежды».
Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Задачи:
1. Изучить понятие и сущность содержания элективных курсов в процессе технологического образования.
2. Рассмотреть теоретические аспекты разработки содержания и реализации элективных курсов.
3. Разработать структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения:
теории построения концепции профильного обучения (Л.С. Выгодского, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцова, И.С. Якиманской и др.);
концептуальные подходы к организации профильного обучения старшеклассников (С.Н. Чистяковой, Н.Ф. Родичева, П.С. Лернера, В. П. Бондарева и др.);
концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (Ю.А. Дик, С.Н. Чистяковой, И.А. Сасовой, В.А. Орлова, И.С. Якиманской, Заруба и др.);
теория личностно-ориентированного подхода (В.В. Давыдова, А.Н. Лентьева и др.);
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретический, системно-структурный, сравнительно-сопоставительный и историко-педагогический анализ нормативно-правовых документов и литературных источников в области профильного обучения; изучение, анализ и обобщение отечественной практики совершенствования старшей ступени общего образования; педагогическое и организационное моделирование.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
На основе изучения нормативных и методических материалов по предпрофильной и профильной подготовке
предложены пять возможных вариантов реализации элективных курсов технологического профиля в школах;
разработаны тематика и содержание элективного курса по пошиву детской одежды технологического направления, которые могут быть использованы в учебном процессе школы;
проанализированы подходы к организации элективных курсов в процессе технологического образования.
Практическая значимость определяется возможностью внедрения элективного курса по пошиву детской одежды в практику преподавания технологии в 8 классе. Представленные конспекты занятий помогут учителям технологии проводить конкретные занятия в школе.
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования
Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучения и обозначают некоторую специализацию ученика. Если элективные курсы предлагаются образовательным учреждением, то выбор каких-то из этих курсов для ученика обязателен.
Понятие «элективный» (лат. electus избранный) – избирательный. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) Базисного учебного плана.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору, учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Л.К.Артемова условно выделяет следующие типы элективных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды