Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: изучить сущность и содержание элективных курсов в процессе технологического образования и представить структуру и содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Объект исследования: понятие и сущность элективных курсов в процессе технологического образования.
Предмет исследования: содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава I. Роль и методы элективного курса в технологии………....……...
8
1.1. Понятие элективных курсов в процессе технологического образования…………………………..………………………………...…..
8
1.2. Проблемы разработки содержания элективных курсов…..………..
17
1.3. Взаимосвязь элективного курса с предметом «технология»….……
27
1.4. Возможности и содержание элективных курсов в 8 классе общеобразовательной школы………………………………………………
36
Глава II. Тематическое планирование элективного курса для учащихся 8 класса..……………………………..……………………………………...
40
2.1. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе………………………………….…...………………………………...
40
2.2. Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе………………………………………………….……………………..
44
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды………………………………………………………….….
54
Заключение…………………………………………………………………..
65
Список литературы……………………………………
Росток. Отрезок АА1 разделить на три равные части, а отрезок АГ - на четыре части и первые точки деления соединить плавной линией.
Перед. Построить аналогично спинке, только увеличить глубину горловины на 2 см.
Для рукава покроя реглан нанести на чертеже прямую линию через точку Г1 и среднюю точку деления горловины.
Раскрой. Спинка. Ткань (тонкую хлопчатобумажную или фланель) сложить вдоль пополам, затем - поперек, т.е. в четыре слоя. Середину спинки и верхний срез рукава изготовленной выкройки (рисунок 371а) приложить к сгибу ткани и выкроить одну деталь с припусками на швы по всем срезам 0,6 см. Посередине спинки ткань разрезать для застежки.
Для раскроя распашонки с рукавами покроя реглан (рисунок 371б) середину спинки сместить от края ткани на 2 см. Совместить верхние срезы задней и передней частей рукава. Выкроить две детали.
Перед (рисунок 371в). Середину переда приложить к сгибу ткани. Выкроить одну деталь.
Последовательность обработки. Срезы стачать на машине или вручную с лицевой стороны и обработать их. Горловину обработать тонкой тканью или тесьмой, концы которой оставить для завязок. Отделка - кружево, шитье, вышивка.
Представим конспект занятия, посвященного декоративному оформлению детской одежды.
Урок «Декоративное оформление детской одежды»
Цель урока: ознакомить с основами декоративного оформления детской одежды.
Задачи урока:
1. Дать понятие о декоративном оформлении детской одежды.
2. Изучить основы ухода за детской одеждой.
Теоретические знания:
1. Знать основы и детали декоративного оформления детской одежды.
2. Знать основы ухода за детской одеждой.
Практические умения:
1. Изготовить шапочку для ребенка (с применением одного декоративного элемента, например козырька).
Лекция «Декоративное оформление детской одежды».
Чтобы детские вещи сделать более привлекательными можно использовать различные декоративные элементы: интересная аппликация, вышивание красками, применение ленточек, вышивка бисером, вышивка на ткани и др.
Вышивка бисером, отделка бисером, бисероплетение - это метод украшения одежды, тканей при помощи бисера. Вышивка бисером, выполненная квалифицированным мастером, художником может из самого заурядного элемента женской одежды сделать просто шедевр, от которого не смогут оторвать взгляд окружающие. Это касается и джинсов, и вечерних платьев, и даже нижнего белья.
Самые древние бусы - это бусы, возраст которых превышает 40 000 лет. Учёные полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка – безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Так или иначе, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером, в частности, отделка и вышивка бисером, стразами, пайетками. И это не только молодёжные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса – великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи, великолепные вечерние наряды и свадебные платья, корсеты. В последние годы стало особенно модным иметь вещи, украшенные бисером, начиная с топов и заканчивая меховыми изделиями.
Вышивка на ткани также известна с древних времён. Сначала люди вышивали амулеты, образы животных, оберегов, божеств. В древней Руси вышивали платья знатным особам. Вышивка производилась в основном красными или золотыми нитями. На этих платьях вышивали образы солнца, этот символ указывал на высокий социальный статус данной особы, его силу, богатство. Так же очень часто пользовались вышивкой простые крестьяне. Вышивали они незамысловатые узоры, простые геометрические фигуры, образы полевых цветов и т.д. В наше время вышивка в декоративном оформлении одежды используется очень редко, некоторые её элементы можно увидеть на карманах джинсовых изделий, на манжетах и рукавах.
Отделка костюмов кружевом и лентами. Кружева, как и бисер, в древности были дорогим удовольствием. Первые кружева появились в Италии. Кружева использовались для украшения платьев знатных особ и дворянства. Кружевами украшали воротники, манжеты рукавов, нижнее бельё, сорочки знатных особ. Секрет изготовления кружева держался в строгом секрете и у каждого мастера была своя «изюминка» в изготовлении конкретного вида кружева. В дальнейшем кружева стали доступны и простому народу, сегодня кружева широко используются в декоративном оформлении детской одежды. Украшают кружевами детские головные уборы, воротники, нижние срезы изделий, манжеты рукавов, иногда нижние срезы брюк. Лентами оформляют нижние срезы, используют их в качестве ремня, элементов сборок и т.д.
Практическая работа: Изготовление детской шапочки.
Шапочки (рисунок 2)
Рисунок 2. – Детская шапочка
Для построения чертежа необходимо снять следующие мерки: от затылочной впадины до лба - 25 см, от одной мочки уха до другой - 35 см; от одной височной впадины до другой - 39 см.
Вариант 1 (рисунок 3)
Построить прямоугольник (рисунок 3), по длине равный снятой мерке от затылочной впадины до лба (25 см), а по ширине равный 1/2 мерки от одной височной впадины до другой (39:2=19,5 см). Для оформления затылочной части длину прямоугольника разделить пополам. Из точки деления провести вправо горизонтальную линию и разделить ее пополам. От точки деления отложить влево 1 см, из точки 1 провести вниз вертикальную линию и разделить ее пополам. Оформить затылочную часть и перед плавными линиями, как показано на рисунке.
Рисунок 3
Раскрой. Затылочную часть выкройки можно не вырезать, а раскроить одну деталь с припусками на швы по линии шеи 0,7 см, а по переду в зависимости от вида обработки - 0,7-3 см.
Последовательность обработки. Передний срез шапочки обработать кружевом, обвязать крючком и т.д. По нижнему срезу заложить складочки и обработать обтачкой из тонкой хлопчатобумажной ткани или лентой, удлинив концы на 15 см для завязки.
Варианты 2, 3
Построить прямоугольник, по длине равный 1/2 снятой мерки от одной мочки уха до другой (35:2=17,5 см), а по ширине равный 1/2 мерки от одной височной впадины до другой (39:2=19,5 см). Для оформления затылочной части ширину прямоугольника разделить на три равные части, из левой точки деления провести вниз вертикальную линию и разделить ее на три равные части. Оформить затылочную часть и перед плавными линиями, как показано на рисунке.
Шапочку можно выполнить с козырьком. Его ширина 4-7 см, длина - от точки деления переда отложить вниз 3-5 см (на рисунке 380б - штриховая линия).
Раскрой. Затылочную и переднюю части приложить к сгибу ткани и выкроить по одной детали с припусками на швы по всем срезам 0,8 см.
Выкройку козырька разрезать и раздвинуть ее части на 1-2 см (рисунок 380в).
Последовательность обработки. Затылочную часть втачать стачным швом по лицевой стороне, срезы обработать петельными стежками или обвязать крючком. Передний и нижний срезы обработать аналогично варианту 1.
Вариант 4 (рисунок 379г)
Построить прямоугольник аналогично варианту 1. Для оформления затылочной части ширину прямоугольника разделить на три равные части. Из левой точки деления провести вниз вертикальную линию и разделить ее пополам. Оформить затылочную часть и перед, как показано на рисунке. К затылочной части можно прибавить 4-6 см на козырек (на рисунке штриховая линия).
Раскрой. Затылочную часть приложить к сгибу ткани и выкроить одну деталь. Выкроить две детали передней части с припусками на швы по всем срезам 0,8 см.
Последовательность обработки аналогична варианту 2.
2.3. Формы и методы организации элективного курса по пошиву детской одежды
Научно-педагогическое осмысление и дидактический анализ современных технологий, теория и практика трудовой подготовки показывает, что на технологическое обучение учащихся влияет совокупность различных факторов и условий. К ним можно отнести социально-экономические, психолого-педагогические, научно-технические, организационно-методические. Эти факторы определяют методы и формы обучения, в частности в ходе проведения элективного курса по пошиву детской одежды:
Теоретические занятия - ознакомительные лекции. На занятиях учитель должен ознакомить учащихся с технологическими операциями по пошиву детской одежды, с областью применения современных прокладочных материалов для детской одежды и т.д.
Практические занятия – изготовление образцов, отработка навыков, выполнение различных технологических операций по пошиву детской одежды.
Инструктажи: вводные, текущие, по технике безопасности.
Экскурсии на предприятия швейной промышленности (в том числе детской одежды).
Творческие работы учащихся, выставка готовых изделий.
Комплекс средств обучения.
-Учебная литература: учебники, справочники, технологические карты.
Наглядные средства обучения: таблицы, карточки, образцы изделий.
Оборудование швейной мастерской.
Технические средства: компьютер.
Данная программа является необходимым элементом при подготовке учащихся к обучению профессиям в области пошива детской одежды. Программа носит профессиональную и эстетическую направленность.
Межпредметные связи:
Детская психология, изобразительное искусство, черчение, биология, химия, технология.
Занятия проходят в русле проектной методики. С теорией девушки знакомятся на лекциях, её содержание расширяется на семинарских занятиях. На практикумах формируются умения и навыки создания детских изделий, защиты творческого проекта.
Итоговый контроль осуществляется в форме презентации и защиты творческого проекта.
При организации элективного курса рекомендуются следующие формы деятельности учащихся – групповая (при изучении особенностей изготовления отдельных узлов), индивидуальная (разработка коллекции одежды и её презентация).
Для эффективного изучения курса рекомендуется использование современных технических средств – компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски, электронного планшета, документ-камеры и возможности сети Internet т.д. Также неотъемлемой частью обеспечения занятий является швейное оборудование, манекен, плакаты, демонстрационные материалы и коллекции тканей.
Программа курса предусматривает осуществление учащимися профессиональной пробы для применения полученных знаний на практике в виде выполнения эскизов, описаний моделей детской одежды по выбранному направлению.
При использовании метода проектирования важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до её реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль учащегося в нужное русло самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, освещённость её в источниках информации, указывать на то, что учитель ждёт в лице своих учеников исследователей, способных найти новое решение.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Проект выполняется учащимися 8 класса в рамках предпрофильной подготовки.
Дидактические цели проекта:
Формирование навыков исследовательской деятельности;
Развитие навыков проектной и творческой деятельности;
Формирование творческого подхода к проектированию детских изделий.
Методические задачи проекта.
Учащиеся должны самостоятельно:
Рассмотреть виды детской одежды, подготовить сообщения по выбранному ими направлению;
Рассмотреть особенности моделирования и изготовления детской одежды;
Выбрать модель проектируемого детского изделия;
Разработать технологическую последовательность проектируемого изделия.
Варианты тем проектных работ учащихся:
Модели одежды для малышей.
Аксессуары для новогоднего костюма.
Сценический образ литературного героя (для новогодних и тематических праздников).
Методические рекомендации по снятию мерок и выкройке детской одежды.
Выкройки детской одежды несколько отличаются от взрослых выкроек, причина этому - особые требования к детской одежде. Поэтому, создавая или используя детские выкройки, помните, что детская одежда должна учитывать физиологию, валеологию и образ жизни ребенка.
Аналогично тому, что выкройки разнообразной женской одежды, такой как сарафаны, блузки, халаты и так далее, строятся на основе основной выкройки платья, у детской одежды тоже есть такая базовая выкройка.
Одежда для маленьких детей не должна стеснять их движений. Ребенок растет быстро, и потому выкройки детской одежды должны учитывать это, т.е. одежда должна быть «на вырост».
Нужно учесть также, что одежда для детей должна быть легкой по весу, но теплой, желательно не использовать синтетических тканей, нарушающих кожное дыхание, поэтому детские выкройки рассчитаны именно на натуральные ткани. Так что, когда будете шить детям, обязательно помните про качество ткани. Детские наряды должны быть сшиты из гигроскопичных, мягких и легко стирающихся материалов.
Для того чтобы построить эту самую основную выкройку детского платья, нам понадобится узнать размер детской одежды, для чего мы снимем следующие мерки.
Р - рост, Сш – полуобхват шеи, Сг – полуобхват груди, Ст – полуобхват талии, Сб – полуобхват бедер, Шг – ширина груди, Дтп – длина переда до талии, Дтс – длина спины до талии, Шп – ширина плеча, Шс – ширина спины, Др – длина рукава, Оп – обхват плеча, Дб – блина бокового среза, Диз – длина изделия, Опр – обхват проймы, Дбр – длина брюк.
Таблица 2.3
Таблица прибавок к различным участкам тела
Информация о работе Разработка элективного курса по пошиву детской одежды