Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Работа содержит 1 файл

bibliofond_564879.rtf

— 2.56 Мб (Скачать)

При ознакомлении детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия творчества сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребенка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую. А значит, должен реализовать три группы задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с художественным произведением не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к творчеству.

Любая работа с художественными произведениями не должна быть стихийной. Для этого нужна особая методика знакомства с произведениями искусства, направленная на развитие разных способов выражения детьми своих мыслей и переживаний.

Работа с произведением творчества сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с творчеством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения «расшифровывать» художественные произведения. Систематическое рассматривание художественных произведений на уроках труда является важным моментом, потому что постоянное обращение к творческим работам, рассматривание средств и методов их выполнения развивают наблюдательность и умение «читать» художественное произведение, а это ведет к получению выразительной детской творческой деятельности.

Интеграция литературы играет важную роль в развитии умственных способностей, активизации мышления, развитии пространственного представления, а также в развитии речи и эмоциональной выразительности ребенка. Содружество искусств помогает обучающимся ярче представить художественный образ, понять специфику литературы, развить чувство прекрасного, усилить нравственное, эстетическое и эмоциональное воздействие литературного произведения.

Концепцию полихудожественного образования и воспитания детей на интегрированной основе впервые обосновал Б.П. Юсов в 80-е годы XX века. Определяя основные цели полихудожественного воспитания детей на интегрированной основе, Б.П. Юсов особо подчеркивает значение воображения в формировании культуры человечества вообще: «Вектор будущего - воображение, фантазия, мечта. Мы сегодня даем детям в массе искусство прошлого, немного - современного, и совсем не приучаем к размышлению о том, что нового могут сказать дети…».

В системе полихудожественного подхода литература приобретает силу обращения к чувствам, живому проявлению личности, а не только к рациональной сфере человека. Ученики, ярко представляющие себе происходящее, получают удовольствие от прочитанного, ассоциируясь с ситуацией и героями, имеют устойчивые внутренние образы слов, расширяют свой словарный запас, развивают воображение и гибкость мышления. По мнению ученого, данный подход позволяет формировать у учащихся устойчивую мотивацию к литературному творчеству. Интеграция различных видов искусств и литературы на глубинном содержательном уровне открывает возможности для общего эстетического развития учащихся.

 

2.3 Методы работы с бумагой, используемые на уроках технологии

 

Дети рано начинают воспринимать окружающий мир, но, чтобы они могли оценить увиденное, отличить действительно красивое от пестроты и пошлости, этому необходимо учить - и чем раньше, тем лучше. Работа по развитию художественного вкуса ребенка начинается в семье и в дошкольных учреждениях.

Бумага располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. В процессе художественно-трудовой деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем), учится анализировать явления и предметы окружающего мира, складывать бумагу по образцу, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой и т.п. У него развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.

На занятиях младшие школьники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материалы и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной художественной деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенное усложнение заданий по мере приобретения опыта.

Выбирая для изготовления на занятии те или иные изделия, необходимо точно определить, в каких конкретных элементах знаний и умений дети продвинутся вперед, что научатся делать нового, в чем просто потренируются, как используют уже имеющиеся представления и умения при изготовлении нового изделия.

Сгибание и складывание бумаги - простейшие способы работы с бумагой, при помощи которых можно сделать много интересных игрушек.

Несмотря на то, что сам процесс сгибания и складывания требует лишь незначительных навыков, само же изготовление поделок этим способом представляет определенную трудность. Поэтому в работе нужна не только аккуратность, но и внимательность, точность выполнения отдельных операций.

Сгибают и складывают бумагу в различных направлениях: к себе, от себя, влево, вправо. Чаще всего без помощи инструментов, иногда используя линейку или гладилку.

 

Рис. 1

 

Приступая к работе, надо знать некоторые правила. Чтобы получить четкую, ровную линию сгиба, перед сгибанием ее хорошо проглаживают гладилкой (рис. 1). Если линию сгиба надо получить посередине листа, его складывают так, чтобы противоположные стороны и углы совпали (рис. 5). Если бумага плотная (рисовальная, ватман, настольная), необходимо по линии сгиба сделать небольшой надрез. Выполняют его так: вдоль линии кладут металлическую линейку и концом ножниц или специальным ножом с небольшим усилием проводят по линии сгиба (рис. 1). В этом месте образуется надрез или канавка, то есть разрезаются или надламываются волокна, поэтому сгиб получается ровный. Надрез делают с внутренней стороны поделки. Если в дальнейшем получившееся на месте сгиба ребро будет оклеено, то надрез можно сделать на внешней стороне.

При складывании бархатной (велюровой) бумаги место сгиба предварительно смачивают водой, чтобы избежать заломов. Заглаживание ребра ведут легкими движениями гладилки, не прилагая значительных усилий. Направление волокон в бумажных, картонных заготовках должно совпадать с длинной стороной изготавливаемых деталей. Особенно важно это соблюдать в выполнении работ имеющих изогнутую, криволинейную форму.

Чтобы выполнить игрушку, имеющую коническую или цилиндрическую поверхность, лист бумаги, из которой она будет сделана, протягивают между рабочей поверхностью стола и прижатой к нему линейкой (рис. 1). Эту операцию можно выполнить, протягивая бумагу о край стола.

При сгибании и складывании с материалом происходят существенные изменения, имеющие свои минусы и плюсы. К негативным моментам можно отнести: потерю прочности материала, так как в месте сгиба нарушается целостность волокон; изменение первоначального вида, ведь по месту сгиба образуются четко выраженные складки, поэтому данную операцию проводят только по предварительно выполненной разметке (когда это необходимо и целесообразно), чтобы предотвратить появление лишних складок.

Положительной стороной приема являются: трехмерность получаемого изделия; образование по линиям сгиба ребер жесткости - важнейшего конструктивного элемента, значительно повышающего прочность изготавливаемого изделия, частично компенсирующего потерю прочности, появляющуюся после обработки линий сгиба; способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, то есть устойчивость.

Структура материалов и свойства, определяемые ею, влияют на качество изготавливаемых изделий в технике сгибания и складывания. Учет их - основное условие работы. В частности следует помнить, что сгибание и складывание листа тонкой бумаги (писчей, тетрадной, типографской, газетной и др.) ведут только на столе или иной твердой, ровной поверхности, чтобы избежать образования случайных заминов, вмятин, складок.

Известно много игрушек, которые изготовляют способом складывания. Они могут быть как чисто игрового характера (лебедь, пингвин, лягушка, самолетик и т.п.), так и практического характера (пилотка, буденовка, коробочка, стаканчик и т.п.). К игрушкам, изготавливаемым способам складывания, относят простое оригами, модульное оригами, складывание по развертке, кусудамы, мокрое складывание.

Оригами - древнейшее искусство складывания бумаги. Слово «оригами» японского происхождения и состоит из двух слов: «ори» - сложенный и «ками» - бумага. Это способ создания из бумажного квадрата разнообразных поделок и игрушек.

С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.

Оригами - идеальный конструктор, состоящий из одной детали - листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания, представленные в виде серии рисунков - чертежей, и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир. Помимо фигурок животных и птиц методом оригами можно сложить маски и цветы, кораблики и самолетики, геометрические фигуры и знаки Зодиака, орнаменты всевозможных форм и размеров и многое другое.

Для большинства фигурок оригами существуют изначальные формы складывания. Таких форм одиннадцать. Все они придуманы в Японии очень давно, и каждая изначальная форма имеет свое название.

детский творчество технология бумага

Рис. 2

 

Базовая форма «книжка»:

Наиболее простая форма. Квадратный лист бумаги складывается пополам.

Базовая форма «треугольник»:

Это также одна из самых простых форм. Равносторонний лист бумаги складывают по диагонали.

Базовая форма «дверь»: Эта форма делается поэтапно. Наметьте по центру листа серединную линию (лист складывается пополам). Эта линия разделила лист на две равные части. Каждая из частей поочередно складывается к середине.

Базовая форма «воздушный змей»:

Форма выполняется в три этапа. Для начала необходимо наметить линию, для этого квадрат складывают по диагонали складкой «долина». Затем полученную форму в виде треугольника распрямляют. После этого боковые стороны квадрата нужно сложить к диагональной линии.

Базовая форма «Квадрат»:

Возьмите равносторонний (квадратный) лист бумаги. Этот лист сгибается по диагонали. Полученный треугольник сгибается «долиной» вправо. После этого верхний угол заготовки отгибается влево сгибом «гора», а заготовку переворачивают. Затем еще раз осуществляется сгиб «долиной», и еще раз сгиб «горой». В результате получается базовая форма «квадрат».  Базовая форма «двойной квадрат»:

Равносторонний лист бумаги складывается по диагонали на себя. Лист разворачивается. Складывание повторяется с другой стороны. В итоге получается две намеченные диагонали. Лист вновь разворачивается. По горизонтали складывается «горой» и вновь разгибается. Операция повторяется по вертикали. В итоге часть складок прогибает лист вниз, другая часть - вверх. Затем лист необходимо согнуть по намеченным линиям в ту сторону, куда направлены складки.

Базовая форма «блин»:

Через центр равностороннего листа из его углов проводятся диагональные линии. Затем каждый угол складывается в направлении центра листа, соприкасаясь носом с другими тремя.

Базовая форма «рыба»:

Следует выполнить базовую форму «воздушный змей». После этого полученную форму распрямить и проделать туже базовую форму с другой стороны листа. После того, как лист размечен (видны четко все линии), нужно сложить лист пополам, разогнуть его и сложить изделия по линиям.

Базовая форма «дом»:

Квадрат дважды складывается пополам, лист после каждого раза распрямляется. Затем боковые стороны складываются к средней линии, которая наметилась. Верхние слои бумаги раскрывают вправо и влево и расплющивают.

Информация о работе Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников