Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Работа содержит 1 файл

bibliofond_564879.rtf

— 2.56 Мб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Мы живем в мире результатов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Важную роль в развитии творчества у детей играет начальная школа. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, способностью, позволяющей эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них, но часто бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развивать в себе творчество.

Трудовое обучение - важное средство творческого и эстетического развития. Возможность работать с различными материалами формирует умственные, творческие способности младших школьников, также нравственные представления, трудовые имения, художественный вкус. Учащиеся приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Дети учатся видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и ассиметричном чередовании, вариативной трактовке. У них формируется культура труда, совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка, пробуждения интереса к творчеству.

Но все это становится возможным при систематическом, плановом проведении занятий, организации самостоятельной творческой деятельности, последовательном выполнении программных требований, постепенном усложнении знаний по мере приобретения опыта.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.

В связи с вышесказанным дипломная работа посвящена теме: «Художественное изображение сказочного мира в работе с бумагой на уроках технологии».

Исходя из этого, была сформулирована проблема исследования: развитие творческих способностей младших школьников на уроках чтения будет эффективно, если:

создаётся подлинно творческая атмосфера, способствующая свободному проявлению творческого мышления ребенка;

обеспечивается включение младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи;

осуществляется выбор форм и методов развития творческих способностей;

Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является творческая деятельность детей младшего школьного возраста, а его предметом - процесс развития творчества младших школьников на уроках технологии при работе с бумагой на основе сказочных текстов.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творчества;

Рассмотреть особенности развития творчества у младших школьников;

Определить наиболее эффективные методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста с использованием сказочной литературы и бумаги;

Выявить отношение младших школьников к урокам труда;

Определить творческие задания на уроках технологии для младших школьников.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические (практические):

работа с учащимися (беседа, наблюдение, сравнение, тестирование);

коллективная и индивидуальная работа учащихся;

анализ результатов творческой работы учащихся.

Исходя из целей и задач, можно выдвинуть следующую гипотезу: развитие творчества младших школьников будет осуществляться эффективнее с использованием сказочных сюжетов в работе с бумагой на уроках технологии, при соблюдении следующих условий:

в задания систематически включать задачи, требующие поисков самостоятельного решения;

применять сочетание репродуктивных и поисковых методов в работе с детьми;

работа должна закончиться видимым, осязаемым результатом.

Экспериментальной базой являлся Центр Образования № 1485 города Москвы.

 

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

 

.1 Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке

 

Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию ученика.

Рассмотрим понятия «творчество» и «детское творчество».

Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими и психофизиологическими предпосылками; изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общественном смысле означает «искать, изобретать и создать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте - индивидуальном или общественном».

Творчество - это продукт, форма активности и самостоятельности человека. Его результатом являются научные открытия, изобретения, создание новых музыкальных, художественных произведений. Творчество предполагает точность наблюдения за явлениями, избирательное запоминание существенного, волевое и умственное направление, эмоциональный подъем, яркое воображение.

Творчество понимается как механизм продуктивного развития. К полноценной творческой деятельности способен лишь человек, обладающий развитым внутренним планом действий. И не только потому, что иначе он не сможет ассимилировать нужным образом сумму «специальных знаний той или иной области трудовой деятельности, необходимую для ее дальнейшего развития, но и потому, что иначе он не сможет полноценным образом сформировать свои убеждения, мотивы, интересы, притязания, то есть личностные особенности, без которых невозможно подлинное творчество».

Для творчества решающее значение имеет не само по себе содержание знаний, а их структура, психологический тип усвоенных знаний, определяемый типом деятельности, в которой они приобретались. Без развитого внутреннего плана действий осуществлять требуемый тип деятельности невозможно. Развитый внутренний план действий - необходимое условие психологического уровня организации творчества.

В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс. Совокупность психических свойств, характерных для творческой личности, стала объектом научного изучения с изобретением текстов и методик их обработки и анализа. Основоположником этого направления стал Ф. Гальтон.

В 1865 году Ф. Гальтон говорил о необходимости резко улучшить способности людей. Он изучал родословные выдающихся людей, и результаты изучения были такими, что ровно половина из числа наиболее знаменитых людей имеет одного или нескольких выдающихся родственников. Гальтон истолковал это как доказательство своей теории наследственного происхождения таланта.

Интерес к исследованию психологических аспектов творчества резко вырос в середине ХХ века. Разрабатываются новые системы тестов для определения творческих признаков личности. Особая роль придается воображению, дивергентному мышлению (расходящемуся в различных направлениях), гибкости ума, а также внутренней мотивации творчества (Х. Леман, У. Деннис, США). Разрабатываются методики стимуляции группового творчества. Предпринимаются попытки технического моделирования процесса и открытия нового знания (эвристика - наука, изучающая эвристическую деятельность; раздел науки о мышлении). Основным объектом является творческая деятельность. Эвристика развивается на стыке психологии, теории искусственного интеллекта, структурной лингвистики, теории информации, важнейшие проблемы - задачи, связанные с моделями понятия решений (в условиях нестандартных проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества, структурирования описаний внешнего мира (на основе классификаций типа периодической системы или систематики К. Линнея).

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и др.), опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, заложили теории психического развития ребенка. Развитию воображения и детского творчества большое внимание уделял Л.С. Выготский. Он подчеркивал, что во всех видах детского творчества (рисование, лепка, сочинение сказок, конструирование) деятельность фантазии является направленной на определенную цель - чем богаче опыт ребенка, тем ярче продукты его воображения.

Некоторые исследователи: Л.А. Венгер, Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, считают, что мышление и воображение - необходимые компоненты творчества, и обучение творчеству возможно, если одновременно активизировать эти процессы.

Так что же такое творчество?

Творчество - это создание нового и прекрасного, оно противостоит шаблону, тупости, отсталости, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знаниях, усиливает заботу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска, создавая новые духовные и материальное ценности.

Творчество - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, узнает связь явлений закономерностей. Учиться исследовать - значит учиться самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Формирование творческой личности - это одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в младшем школьном возрасте.

В современной педагогике и психологии под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный замысел ребенка. Если их нет, нет и творчества.

Стимулом к творческой деятельности ребенка служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся - данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от продуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их в развитии.

В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество дает материал изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности.

Творчество присуще любому человеку, любому ребенку - нужно лишь суметь вовремя раскрыть и развить его. Существует «множество талантов», от крупных и ярких до средних и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.

 

1.2 Особенности развития творчества младших школьников на уроках технологии

Информация о работе Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников