Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:30, курсовая работа

Описание работы

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гениальности.

Работа содержит 1 файл

bibliofond_564879.rtf

— 2.56 Мб (Скачать)

Базовая форма «бомбочка»:

Эту форму еще называют «водяной бомбочкой». Квадратный лист сложите пополам (вправо «горой»). Затем снова складывается, но уже влево «долиной». После этого нужно часть левого угла получившейся заготовки оттянуть вправо и расплющить. После этого заготовку нужно перевернуть и выполнить складку «долиной». Затем новый верхний слой бумаги нужно оттянуть вправо и также расплющить (примять).

Базовая форма «катамаран»:

Это довольно сложная форма, поскольку она не терпит плохих линий. Для начала следует наметить четыре линии: две крестообразно и две по диагонали. Затем нужно сложить все углы к центру и развернуть обратно. Теперь стороны листа нужно сложить к центру. Затем верхнюю и нижнюю сторону полученного прямоугольника нужно тоже свернуть к центру. После этого каждый угол нужно вытянуть изнутри.

Базовая форма «лягушка»:

Сначала нужно сложить базовую форму «квадрат». Затем наметить поочередно линии с каждой из сторон, для этого с каждой из сторон надо отвернуть влево угол по направлению к центру и расплющить. То же самое проделывается и с другой стороны заготовки.

Базовая форма «птица»:

Первый этап складывания: создать базовую форму «треугольник». После этого треугольник складывают «долиной» вправо, а верхний слой заготовки отгибают влево «горой». Теперь переверните заготовку, вновь согните ее «долиной» вправо и влево «горой». Затем все углы заготовки надо согнуть к центру. Углы разгибаются, заготовку раскрывают, отгибая ее верхний слой на себя. Теперь заготовку следует перевернуть другой стороной, вновь наметить складки, раскрыть их и выгнуть верхний слой на себя.

Виды и техники оригами:

Простое оригами - стиль оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, придуманный британским <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F> оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

При создании моделей в данной технике ищется минимальный набор складок, который бы отражал основные черты складываемой фигурки. Также одним из отступлений относительно традиционного оригами является необязательность однозначного задания новых складок уже существующими элементами - многие складки проводятся на глаз. Однако это не есть недостаток, так как в силу принципа минимального складывания, где каждая складка обладает максимальной выразительностью, невозможность сложить две одинаковые модели выливается в огромные возможности для детского творчества (особенно касается выражений лиц <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0> и фигурок животных <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5>).

Складывание по развертке (англ. crease pattern; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отстутствия для некоторых моделей иных диаграм, кроме развёртки.

Может показаться, что паттерн не так иллюстративен, как пошаговая схема складывания <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8%29>. На самом деле, паттерн даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана. При современном способе конструирования, как утверждает Роберт Лэнг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82>, сам автор может не знать всю последовательность складывания, более того, её просто может не существовать - в некоторых моделях все складки развёртки осуществляются одновременно, без промежуточных шагов.

Следует учесть, что на паттерне могут быть нанесены не все складки, он может передавать лишь основные черты окончательной модели - окончательную форму должен придать фигурке сам складывающий.

В паттернах редко применяются стандартные обозначения складок - долиной и горой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%28%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8%29>. На чертеже присутствуют сотни линий и использование штриховых и штрих-пунктирных линий делает его нечитабельным. Общепринятой системы обозначений для паттернов ещё не сложилось, каждый автор придерживается собственного стиля. На самых сложных паттернах главные части иногда обозначаются затененными кругами.

Роберт Лэнг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D0%B3,_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%82> разработал программу TreeMaker <http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=TreeMaker&action=edit&redlink=1>, являющуюся мощным средством проектирования паттернов.

Складывание по паттерну не простое занятие и фигурка получается далеко не с первого раза.

Мокрое складывание - техника складывания оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, разработанная Акирой Ёсидзавой <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%B0> и использующая смоченную водой бумагу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0> для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жёсткости. До этого идеалом оригами было проведение точно определённых плоских складок. Лучшая иллюстрация подобной тенденции - математика оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>. Однако для таких негеометричных объектов, как животные <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5> и цветы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA> прямые линии скорее исключение. Мокрое складывание, возникнув более двадцати лет назад, остаётся практически единственным способом создать красивые трёхмерные фигурки, столь похожие на оригинал.

Для мокрого складывания требуется бумага, обладающая определёнными свойствами. Как правило, чем толще бумага, тем она лучше подходит для данной техники, но единственный способ проверить пригодность бумаги - попробовать сложить из неё что-нибудь мокрым способом: чем больше и проще модель, тем плотнее должна быть бумага и наоборот.

Для смачивания можно использовать чуть влажную губку <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D0%B1_%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%A8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%8B_%28%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%29>, ткань или пульверизатор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80>. Лист не должен быть в буквальном смысле мокрым - слегка увлажняются лишь те места, где необходимо придать бумаге форму рассматриваемым способом. Если требуется сделать несколько влажных сгибов, следует дождаться высыхания предыдущей складки, прежде чем переходить к следующему шагу (высыханию можно помочь теплом собственных пальцев). Не стоит делать острые складки, тем более проводить по ним ногтем <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8C> или ножницами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B> - такие складки впитывают больше влаги и поэтому легко рвутся.

Сложенную модель необходимо высушить, при необходимости использовать различные способы фиксации (булавки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0>, прищепки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BF%D0%BA%D0%B0>, резинки <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0>) для предотвращения деформации модели до полного высыхания. Последнему процессу можно способствовать, например феном <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BD>.

Однако до сих пор многие оригамисты избегают мокрого складывания из-за некоторых его недостатков. С влажной бумагой тяжело работать и она легко рвётся. Трудно создавать многослойные складки - в них мокрая бумага расползается, а её требуемая толщина не позволяет проводить такие складки точно. Однако при использовании тонкой бумаги данная техника наоборот, позволяет сделать многослойные складки куда тоньше и острее, что важно при складывании ног и антенн у членистоногих <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B5>.

Модульное оригами - техника складывания оригами <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8>, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0>. Каждый отдельный листок складывается в модуль <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C> по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F> не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C> со сложной структурой.

Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B9> и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы трения <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5>. Однако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA> (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же - правильными многогранниками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA> или их композициями.

Вырезание из бумаги - один из интересных видов работы. Простота и четкость исполнения, симметрия отельных деталей и всего изделия доставляют подлинное эстетическое удовольствие младшим школьникам, которые занимаются этим видом деятельности.

Процесс изготовления подобных поделок прост, не требует особых инструментов, материалов, специальной подготовки. Поэтому вырезание широко распространено в народном творчестве. Наиболее известные виды вырезания - снежинки, салфетки, отдельные предметы, композиции.

Для вырезания используют тонкую белую и цветную бумагу. Основной инструмент - ножницы. Они должны быть хорошо отточены: тупые ножницы приводят к быстрой утомляемости рук, так как приходится резать бумагу в несколько сложений. Винт, скрепляющий ножницы, надо хорошо отрегулировать. Если он слишком туго закручен, работать трудно, если слабо - края бумаги получаются неровными, отчего теряются четкость рисунка и его качество.

Общие принципы вырезания основаны на складывании и удалении в местах сгиба части бумаги. Складывание - важный этап работы. Линии сгиба тщательно проглаживают, стороны, где это необходимо, должны строго совпадать. Чтобы во время работы края бумаги не смещались, их придерживают рукой.

Создание узора в вырезках - главный элемент работы, поэтому рисунку уделяется особое внимание. Он зависит, прежде всего, от назначения поделки. Обычно вырезки создаются экспромтом, без предварительного эскизирования. Опытный мастер как бы видит узор. Но на первых порах, когда еще нет опыта работы, целесообразно сделать эскиз.

Выбор узора зависит от назначения поделок. Одни могут использоваться как салфетки под стакан, чашку, на фрукты, хлеб и так далее; другие - для отделки помещений, карнавальных или маскарадных костюмов, украшений елок. Вырезки могут служить отделкой различных предметов, украшений альбомов, использоваться как аппликация.

Выделяют несколько видов вырезания:

Вырезание по одной линии симметрии. Для таких вырезок используют тонкую белую или цветную бумагу.

В природе есть много предметов, имеющих симметричное строение, поэтому для выполнения поделки используют половинное изображение. Лист Бумаги складывают пополам. Со стороны линии сгиба рисуют половину нужного предмета (можно для этой цели использовать шаблон). Держа бумагу со стороны сгиба, отрезают лишнюю бумагу.

Вырезки по одной линии симметрии привлекательны простотой исполнения, лаконичностью выразительных средств, доступных учащимся практически всех возрастных групп, не требует специальной подготовки, что дает возможность использовать такой вид работы на различных этапах обучения. Творческий простор здесь достаточно широк. Линии симметрии имеют многие предметы, изготавливая их, дети лучше познают окружающий мир, у них развивается наблюдательность, аналитическое мышление.

Бесконечный орнамент, гирлянды. Эти вырезки делают в том случае, когда надо получить многократное повторение изображения предметов, орнамента. Вырезки используют для украшения елки, зала, костюмов, помещений, альбомов.

Полоску белой или цветной бумаги складывают несколько раз пополам, пока не получат заготовку нужного размера. С одной стороны наносят половинное изображение предмета, растения, элемента орнамента и вырезают по контурным линиям. Противоположную сторону не отрезают, она служит перемычкой для соединения вырезанных частей. Изображение наносят как на одну сторону сгиба, так и на обе.

Салфетки, снежинки. Красивые салфетки и снежинки можно сделать из самой разнообразной бумаги - белой и цветной, тонкой или плотной, а так же из фольги или папиросной бумаги разных цветов.

Выбор формы и узора зависит от назначения изделия, например салфетки под чайную чашку, вазочку или снежинки на елку. Изготавливаются салфетки и снежинки из квадратных листов бумаги разных размеров. Изменить узор можно, увеличив или уменьшив число складываний. Исходный квадрат в зависимости от того, какой рисунок нужно получить в результате на готовом изделии, может складываться на разное количество частей.

Транспарантное вырезание. Это совершенно уникальный способ вырезания из бумаги пользуется большой популярностью в Гурмании, Дании, Швейцарии.

Информация о работе Психолого-педагогические основы развития творчества младших школьников