Психолого-педагогическое сопровождение школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
Теоретический анализ литературы по теме исследования;
Дать сущностную характеристику процесса сопровождения;
Рассмотреть виды сопровождения детей в образовательном процессе;
Обозначить особенности психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.
Сформулировать выводы.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические аспекты изучения проблемы сопровождения школьников в образовательном процессе

1.1
Анализ различных подходов к сопровождению как особому типу образовательной деятельности.
6
1.2
Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
15
1.3
Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном процессе как система
25

Заключение
36

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание-новый курсовик.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

3

1. Теоретические аспекты изучения проблемы сопровождения  школьников в образовательном процессе

 

1.1

Анализ различных  подходов к сопровождению как особому типу образовательной деятельности.

6

1.2

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения

15

1.3

Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном  процессе как система 

25

     

Заключение

36

   

Список  использованной литературы

38




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Современная политика нашего государства в области образования направлена на решение вопроса гармоничной социализации путем гуманизации обучения и воспитания, что в значительной мере должно способствовать ускорению процесса социально-психологической адаптации личности как в образовательном пространстве, так и социальной среде.

В системе образования  усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).

В современной  социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует  практика, многие родители, ориентированные  на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру. Работу с родительской общественностью, таким образом, следует рассматривать как важнейшую задачу, решаемую в системе психолого-педагогического сопровождения как в традиционных формах консультирования и просвещения, так и в достаточно новой для системы сопровождения форме совместных (родители и дети) семинаров-тренингов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения [1].

В современном  обществе сложился целый ряд неблагоприятных  условий, существенно осложняющих  психическое развитие и воспитание детей. Составляющими этого положения  является комплекс социально-психологических и биологических факторов. К ним следует отнести органические предпосылки психического недоразвития детей, последствия родовых травм, недостатки медицинского контроля и помощи. К наиболее значимым социально-психологическим факторам относятся: усложнение материально-экономического положения в обществе, социальная напряженность.

Позиция ребенка  в обществе очень уязвима, и поэтому  проблема выбора образовательного маршрута для ребенка, организация профилактической и коррекционной помощи ему становится чрезвычайно важной.  Актуальность этих задач и поиск путей их практического решения приводит к выводу о том, что современная школа нуждается в тесном сотрудничестве специалистов различного профиля: педагогов, врачей, психологов, объединенных в рамках существующей организационной структуры. Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.

Построение  эффективной системы сопровождения  позволит решать проблемы развития и  обучения детей внутри образовательной  среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка  внешним службам, сократить число  детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.

Цель нашего исследования: изучить теоретические  основы сопровождения школьников, его  виды и значение.

Объект исследования: сопровождение как особый тип  профессиональной деятельности.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.

Задачи:

  1. Теоретический анализ литературы по теме исследования;
  2. Дать сущностную характеристику процесса сопровождения;
  3. Рассмотреть виды сопровождения детей в образовательном процессе;
  4. Обозначить особенности психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе.
  5. Сформулировать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты изучения проблемы сопровождения  школьников в образовательном процессе

1.1 Анализ различных подходов к сопровождению как особому типу образовательной деятельности

 

В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе «сопровождение» означает содействие.

Технология  сопровождения в образовании - это  область научно-практической деятельности целого ряда специалистов. Это относительно новое направление в психологии образования в России, которое  развивается на основе мультидисциплинарного  подхода к онтогенезу. Воплощая на практике идеи гуманистического и личностно-ориентированного образования, технология сопровождения становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей.

Концепция сопровождения как образовательная технология разработана Е.И. Казаковой. Источниками создания данной концепции послужили исследования и опыт оказания комплексной помощи детям в специализированных учреждениях, а так же опытно-экспериментальная и инновационная деятельность специалистов, взаимодействующих с детьми в системе образования. В основе данной концепции лежит системно-ориентационный подход к развитию человека. Одним из основных положений концепции Е.И. Казаковой является приоритет опоры на индивидуально-личностный потенциал субъекта, приоритет ответственности за совершаемый выбор. Таким образом, автор считает, что для осуществления права свободного выбора личностью различных вариантов развития необходимо научить человека разбираться в сущности проблемы, вырабатывать определенные стратегии принятия решения [2].

Е.И. Казакова  в своем исследовании четко разделяет  сопровождение как метод, как  процесс и как службу. Согласно ее взглядам, метод сопровождения - это способ практического осуществления  процесса сопровождения, а служба сопровождения развития - это средство реализации процесса сопровождения.

В теории сопровождения  Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем  проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители. Автор считает, что сам процесс сопровождения развития ребенка осуществляется на основе следующих принципов:

– рекомендательный характер советов сопровождающего;

– приоритет  интересов сопровождаемого;

– непрерывность  сопровождения;

– мультидисциплинарность сопровождения;

– стремление к  автономизации.

Эти принципы помогают осуществлять на практике различные  виды психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное и системное [2, с.65].

Рассмотрим  различные виды психолого-педагогического  сопровождения. Индивидуальное сопровождение  детей в образовательных учреждениях  «предполагает создание условий  для выявления потенциальной  и реальной «групп риска» и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются». Следовательно, можно рассматривать такое сопровождение как форму организации деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, как модель осуществления психолого-педагогической работы с дошкольниками.

Системное сопровождение, по мнению Л.М. Шипицыной, осуществляется независимыми центрами и службами в  нескольких направлениях: в реализации определенных программ образования; в  проектировании новых типов образовательных  учреждений; в создании профилактико-коррекционных программ. На практике, по мнению ряда авторов, системное сопровождение осуществляется либо по запросу администрации, либо запросу родителей, либо в ходе массового обследования детей. В данном случае индивидуальная работа с ребенком находится в соподчиненном отношении [2, с.94].

Опираясь на описанную выше концепцию сопровождения  Е.И. Казаковой, многие исследователи  разрабатывают и внедряют различные  системы и модели сопровождения, как в образовательных учреждениях, так и в профессиональной деятельности. Для нашей работы интересна теория сопровождения М.Р. Битяновой, воплощенная в модели деятельности школьного психолога или школьной психологической службы,

М.Р. Битянова определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами, автор считает, что психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса[3].

Автор выделяет три взаимосвязанных компонента сопровождающей деятельности педагога-психолога в школе:

– систематическое  отслеживание психолого-педагогического  статуса ребенка и динамики его  развития в процессе школьного обучения;

– создание социально-психологических  условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

– создание специальных  социально-психологических условий  детям, имеющим проблемы в развитии.

Эти компоненты охватывают практически все стороны  и направления деятельности психолога, и не только в образовательном учреждении. Для нас важны содержательные аспекты теории сопровождения М.Р. Битяновой, а именно:

1. Безусловная  ценность внутреннего мира ребенка.

2. Создание условий  для самостоятельного творческого  освоения ребенком мира и отношений  с ним.

3. Создание условий  в рамках объективной данной  ребенку педагогической среды  для максимального раскрытия  индивидуально-личностного потенциала.

4. Осуществление  сопровождения преимущественно  педагогическими средствами и  при ведущей роли педагога.

Данные принципы работы вполне приемлемы в практике сопровождения развития познавательных процессов детей дошкольного возраста [3, с.81].

Дальнейший  анализ термина «сопровождение»  показывает необходимость определения  методологических основ его применения. Г.А. Берулава  в книге «Методологические основы практической психологии» рассматривает сопровождение с позиции субъектной парадигмы развития личности. Автор считает, что «примат интегративных личностных конструктов» реализуется на основе всех уровней индивидуальности, поэтому основная задача практического психолога - психологическое сопровождение развития личности. Г.А. Берулава определяет цель сопровождения как создание необходимых условий для ее наиболее эффективного становления.

Другие исследователи (Э.М. Александровская, Г.Л. Бардиер, Н.С. Глуханюк, Н.И. Кокурекина, Н.В. Куренкова, Р.В. Овчарова, Н.Г. Осухова, И.В. Ромазан, Т.С. Чередникова, Т.Г. Яничева и др.) отмечают, что сопровождение предусматривает поддержку естественных реакций, процессов и состояний личности. При этом успешно организованное психолого-педагогическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в «зону ближайшего развития». Среди видов психологической деятельности в модели сопровождения выделяются следующие приоритеты и их этапность: психологическое просвещение, профилактика, пропедевтика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекция, экспертиза[4].

Т.Г. Яничева понимает под сопровождением систему организационных, диагностических, развивающих мероприятий для педагогов, родителей и учащихся, создающих оптимальные условия для функционирования образовательной среды, дающей личности самореализоваться.

Т.Л. Порошинская  анализировала  особенности сопровождения в  негосударственных образовательных  учреждениях, понимая данный процесс как модель деятельности психологической службы. Она отмечает, что психологическое содержание поддержки основывается на диагностике и создании программы развития ребенка, которая является отправной точкой для моделирования и построения развивающего и коррекционного компонента образовательной среды.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение школьников