Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПЛАН 777.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

Большое значение имеет  возраст родителей. Также на развитие заболевания влияют осложнения в  родах, преждевременные, скоротечные  или затяжные роды, стимуляция родовой  деятельности, отравление наркозом при  кесаревом сечении - все это может  иметь отрицательные последствия  на развитие ребенка.

Родовые осложнения могут  повлечь за собой внутренние мозговые кровоизлияния, различные травмы, в  том числе плохо диагностируемые  легкие смещения шейных позвонков. Любые  заболевания в младенчестве, сопровождаются высокой температурой и приемом  сильнодействующих лекарств, могут  отрицательно сказывается на созревания мозга.

Сотрясения, сильные  ушибы и травмы головы серьезно нарушает деятельность мозга в любом возрасте. Такие заболевания, как астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность, невропатия, нарушение обмена веществ, частые аллергии, могут выступать  как постоянные факторы, негативно  влияющие на нормальную работу мозга.

Биологические факторы  играют решающую роль в первые два  года жизни ребенка, в последующем  они опосредуются психосоциальными факторами.

Психосоциальные факторы.

Развитие ребенка  во многом определяется характером его  окружения, прежде всего в семье.

Исследование И.П. Брязгунова показали, что две трети  детей с синдромом - это дети их семей высокого социального риска:

- с неблагополучным  экономическим положением (один  или оба родителя безработные,  неудовлетворительные материальные  бытовые условия, отсутствие постоянного  места жительства);

- с неблагополучной  демографической ситуацией (неполные  и многодетные семьи, отсутствие  обоих родителей);

- семьи с высоким  уровнем психологической напряженности  (постоянные ссоры, конфликты  между родителями, трудности во  взаимоотношениях между родителями  и детьми, жестокое обращение  с ребенком);

- семьи, ведущие  асоциальный образ жизни (родители, страдающие алкоголизмом, психическими  заболеваниями, ведущие аморальный  образ жизни, совершающие правонарушения).

В подростковом возрасте такие же дети часто попадают в  асоциальные компании.

Генетические факторы.

В пользу наследственной природы СДВГ свидетельствуют результаты генеалогических исследований. Были обнаружены нарушения нескольких генов, связанных с симптомами заболевания.

Многолетний опыт И.П. Брязгунова показывают, что в большинстве  случаев причиной заболевания являются наследственность предрасположенность, отягощенная неблагоприятным акушерским анамнезом. Хочется подчеркнуть  немаловажный фактор: СДВГ - это заболевание  не только ребенка, но и часто матери. Поэтому матери гиперактивных детей  должны проходить психологическое  обследование и лечение проводить  одновременно матери и ребенка.

Конечно, СДВГ - это  заболевание, наличие которого, врач - невропатолог ставит, после проведения специальной диагностики, но как  справедливо замечает профессор  Шевченко Ю.С. «…ни одна таблетка не может  научить человека как надо себя вести» (43,с. 118). Неадекватное же поведение, возникшее  в детстве, способно зафиксировать  и привычно воспроизводиться, несмотря на терапевтическую и возрастную компенсацию.

I.3 Разнообразные формы  работы с импульсивными  детьми

Процесс психолого-педагогической коррекции неконструктивного поведения  дошкольников будет успешным, если педагог создаст такие условия, в которых систематическое и  планомерное обращение к игровым  технологиям, другим методам не нарушит  естественной логики жизни детей  в детском саду.

На основании проведенных  исследований А. И. Захарова, Ю. А. Клейберга, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, Ю. С. Шевченко и др. выделены разнообразные формы  работы с импульсивными детьми.

Профессор Ю. С. Шевченко говорит о следующем: «Общим принципом, позволяющим развивать желательные  качества, являются создание такой  ситуации, при которой необходимость  их мобилизации диктуется самим  содержанием осуществляемой деятельности, а удовольствие от этой деятельности обеспечивает требуемые усилия по проявлению дефицитных качеств. Известно, например, что самый невнимательный и непоседливый ребенок может часами просиживать за столом, собирая модели из детского конструктора, рисуя любимую тему ли играя с компьютером» (43, с. 121).

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой  и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и  быть успешными.

Часто ошибкой родителей  и педагогов при воспитании ребенка  с синдромом гиперактивности, основными  характеристиками которого является дефицит  внимания, двигательная расторможенность и импульсивность, является то что, пытаясь развить дефицитные качества, они одновременно требуют от него сосредоточенности, то есть возлагают  на ребенка триединую задачу, с  которой не всякий взрослый может  справиться.

Организация коррекционно-педагогической работы с гиперактивными детьми должна соответствовать обязательным условиям:

- развитие и тренировку  слабых функций следует проводить  в эмоционально привлекательной  форме, что существенно повышает  переносимость предъявляемой нагрузки  по самоконтролю. Это условие  вполне удовлетворяет игровая  форма психокоррекционных приемов  подбор игр, которые, обеспечивая  тренировку одной функциональной  способности, не возлагал бы  одновременно нагрузки на другие  дефицитарные способности.

В работе с гиперактивными детьми используют три направления:

Во-первых, по развитию дефицитных функций (внимание, контроля поведения, двигательного контроля);

Во-вторых, по отработке  конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

В-третьих, при необходимости  должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям осуществляется параллельно или, в  зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Например, обработка навыков  взаимодействия с окружающими. Рассмотрим каждое направление.

Развитие дефицитарных функций.

При развитии дефицитарных функций необходимо руководится  следующими правилами. Коррекционную  работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной  функции. Это связано с тем, что  гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно  переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля поведения или дефицита внимания и контроля двигательной активности. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитарные функции  одновременно.

Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми  и сверстниками.

Первоначально работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучать ребенка  не только слушать, но и слышать - понимать инструкцию взрослого: проговаривать  их в слух, формировать самому правила  во время занятий и правила  выполнения конкретного задания. Желательно на этом этапе выработать совместно  с ребенком систему поощрений  и наказаний, которая поможет  ему впоследствии адаптироваться в  детском саду.

Следующий этап - вовлечение гиперактивного ребенка в групповые  виды деятельности (во взаимодействие со сверстниками) - тоже должен проходить  постепенно. Сначала желательно включить гиперактивного ребенка в работу и в игру подгруппой детей (2 - 4 человека) и только после этого можно  приглашать его участвовать в  обще групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудается, что приводит в свою очередь, к дефициту активного внимания. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребенка форме. Поэтому с данной категорией детей надо больше играть.

Прежде всего, игра является деятельностью привлекательной  и близкой дошкольникам, поскольку  исходит из их непосредственных интересов  и потребностей, из их контактов  с миром, опосредованных всеми человеческими  отношениями, в которых дети включены с самого начала. Как ведущая деятельность, определяющая психическое развитие ребенка дошкольного возраста, игра является и наиболее адекватной для  коррекции различных нарушений  не только в развитии личности в  целом.

Приобретая опыт общения  со сверстниками посредством игры, ребенок подготавливается к свободному самопроявлению эмоций, активному общению, освобождается от эмоциональной  напряженности.

Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), перед родителями и педагогами стоит  задача в полном объеме и с большей  функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное  образовательное пространство семьи  и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие  богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому, и вместе с тем, целенаправленному  поведению, чем их сверстники с дефицитом  игровой практики.

Игры с правилами  хороши тем, что в них четко  предусмотрены требования к поведению  детей. Ребенок вынужден, подчинятся этим требованиям (то есть не нарушать правила), если он желает играть.

В играх-соревнованиях  правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет  ребенок правила или нарушает - это сразу замечают другие игроки, что создает наилучшие условия  для самостоятельного контроля над  собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры - соревнования - наиболее сильное «испытание» для  импульсивного и нетерпеливого  ребенка, особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание  вытесняются безудержным стремлением  ребенка к выигрышу, желание быть первым и лучшим.

Популярная настольная игра лото - это пример с правилами  и одновременно игры - соревнования, от ребенка в ней понадобится  быть внимательным и собранным, чтобы  не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции; быть терпеливым и не обижаться в случае проигрыша  и т.п.

Народные игры - этика  народной игры усваивается дошкольниками  естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что  позволяет детям, незаметно для  себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения. Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней  начало игровой деятельности, как  правило, предшествует зачин (игровая  прелюдия). Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит  тому водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и  терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных детей.

При подборе игр (особенно подвижных) следует учитывать такие  индивидуальные особенности гиперактивных  детей, как не умение длительное время  подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать  и выполнять инструкции. В игре им трудно дождаться своей очереди  и считаться с интересами других.

Начинать можно  с индивидуальной работы, затем подключать ребенка в играх с малыми группами, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой И. В. игру «Разговор руками», игру Черепановой Г. Д. «Послушай  тишину», «Сделай так», «Маленькая птичка», «Археология», «Шариковый бой».

Информация о работе Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста