Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПЛАН 777.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

Эмоции, которые они  испытывают, легко прочитываются  на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении  личности растущего человека. При  всей кажущейся простоте, распознавание  и передача эмоций - достаточно сложный  процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. В дошкольном возрасте ребенок усваивает  язык чувств - принятые в обществе формы  выражения тончайших оттенков переживаний  при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и  т.д.

В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства: интеллектуальные (познавательные потребности), эстетические (красиво - некрасиво), моральные (плохо - хорошо), которые складываются постепенно на основе понятий. К концу  дошкольного возраста высшие чувства  все еще служат: мотивами поведения  ребенка; регуляторами поступков; действий; желаний ребенка.

К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных  реакций.

Эмоциональная сфера.

Малыши.

Восприятие аффективно окрашено.

Эмоциональность обусловлена  конкретной ситуацией:

- Может ли получить  предмет

- Успешно ли действует  с игрушкой

- Помогает ли ему  взрослый

Дошкольники.

Более спокойный эмоциональный  фон восприятия.

Эмоциональность обусловлена  развивающимися представлениями:

- Желание

- Представления

- Действие

- Эмоции

Эмоциональные процессы более управляемы.

2. В общей структуре  поведения ребенка меняется функциональное  место аффекта.

Малыши.

Включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий  и не переживает:

- по поводу поступка,

- по поводу его  последствий

Оценка взрослого (похвала - порицание).

Аффект - последнее  звено в цепочке событий.

Дошкольники.

В эмоциональном представлении  ребенка содержится:

- будущий результат,

- его оценка взрослым

Ребенок предвидит  отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение).

Переживание после  оценки взрослого.

Аффект - первое звено  в цепочке развертывающихся событий.

Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта  с конца к началу деятельности. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит  в основе эмоциональной регуляции  действий ребенка.

У ребенка к концу  дошкольного возраста должны быть сформированы все виды высших чувств: эстетическое, интеллектуальное и нравственное. Их особенность том, что они слитны.

Задачи педагога:

1) научить ребенка  дифференцировать проявление чувств,

2) научит анализировать  свои чувства, для того, чтобы  оценивать свое поведение и  поведение сверстников,

3) научить ребенка  распознавать эмоциональное состояние  других людей,

4) чувства ребенка  должны стать более осмысленными, а также стать регулятором  его поведения,

5) научить ребенка  правильно вести себя в эмоционально  значимых ситуациях.

Способность ребенка  сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание  поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее»  поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности  ребенка. Идеальное отношение взрослого  к малышу - это постепенное подстраивание  под эмоциональное развитие и  становление личности ребенка.

Развитие эмоций и  чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства  формируются в процессе общения  ребенка со сверстниками. Отдельные  стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны  к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его  зависимость от условий, в которых  он воспитывается. При недостаточных  эмоциональных контактах может  быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с  другими людьми, их поступки - важнейший  источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие  у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов.

Взрослому необходимо способствовать выделению и осознанию  собственных состояний и переживаний  ребенка. Как правило, дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного  общения, не замечают своих настроений, чувств, переживаний.

Взрослый может  выделить эти переживания для  ребенка и подсказать их: «Тебе  обидно, что тебя не приняли в  игру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях? Ты гордишься своими успехами? Ты очень  рассердился, что Сережа забрал у  тебя машинку?» и т.п. Аналогичным  образом можно открывать ребенку  переживания других детей, особенно это, важно в конфликтных ситуациях.

2. При специально  организованной деятельности дети  учатся испытывать определенные  чувства, связанные с восприятием  (например, музыка, художественные произведения).

К концу преддошкольного  возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства  и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому  банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо  выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок  повторяет за мамой: ”Как красиво!”  Поэтому, общаясь с маленьким  ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений  и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета  кукла» и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.

Необходимо пробуждать у малышей интерес к произведениям  художественной литературы. Во время  рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”, “водичка, водичка, умой мое личико”  и т. д.) у детей развивается  умение вслушиваться в звуки, чувство  ритма, слуховая чувствительность и  эмоциональная выразительность  голоса. Н.А. Ветлугина писала: «…нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях» (34, с 245).

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому  очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго  и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать  у ребенка любовь к чистоте  и порядку. Очень важно уже  в этот период обращать внимание детей  на красоту окружающего мира в  самых доступных ее проявлениях.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано  со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные  эмоции не только сопровождают маленькие  открытия ребенка, но и вызывают их.

Включение в новую  сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка  новое чувство - чувство долга, ответственности  перед другими, требовательность к  себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат  сопоставления ребенком себя, своих  достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники. Сравнивая  свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение  к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых  чувств: гордости, неуверенности в  себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.

Как бы хороши, понятны  и красочны ни были рассказы, которые  взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал  свое оценочное отношение к хорошим  и плохим поступкам отдельных  персонажей, самое существенное в  формировании нравственных чувств - это  непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях  детей.

3. Эмоции и чувства  очень интенсивно развиваются  в соответствующем возрасту дошкольников  виде деятельности - в игре, насыщенной  переживаниями. Мощным фактором  развития гуманных чувств является  сюжетно - ролевая игра. Ролевые  действия и взаимоотношения помогают  дошкольнику понять другого, учесть  его положение, настроение, желание,  когда переходят от простого  воссоздания действий и внешнего  характера взаимоотношений к  передаче их эмоционально - выраженного  содержания, они учатся разделять  переживания других.

4. В процессе выполнения  совместных трудовых занятий  (уборка участка, группой комнаты)  развивается эмоциональное единство  группы дошкольников. Ежедневное  выполнение элементарных трудовых  заданий приучает детей к систематическому  труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности,  связанные с их повседневными  потребностями. Это помогает воспитывать  отрицательное отношение к безделью  и лени.

Начиная с работ  Л.С. Выготского, - утвердилось мнение о многоуровности эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей  их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при  рассмотрении возрастных этапов развития эмоций. В частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Для детей младенческого  возраста характерными являются:

· примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или  неудовлетворением витальных потребностей;

· основным средством  общения в довербальный период для  ребенка являются выразительные  эмоциональные реакции;

· способность к  дифференциации эмоций у ребенка  развиваются в ходе ситуативно - личностного общения со взрослым;

· расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение  в переживании радости от собственных  действий и развитию чувства удивления;

· закладываются основы высших чувств - любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых  лежит подражание.

Для детей раннего  возраста характерно то, что:

· эмоции также неустойчивы  и изменчивы, как и в младенческом возрасте;

· эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняется  их импульсивностью;

· более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;

· особое условно - эмоциональное  значение приобретает слово, которое  становится средством оценивания тех  или иных качеств и поступков.

Ключевым моментом эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является:

· освоение социальных форм выражения эмоций;

· формирование чувства  долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

· благодаря речевому развитию чувства становятся осознанными;

· эмоции являются показателем  общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

В зависимости от сложившейся  ситуации любые качественно разнообразные  чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут: положительными, отрицательными, неопределенные (ориентировочными). Кроме того, у детей бывают хорошие  и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем  объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском  саду, недомоганием, ревностью к  младшему брату и т.д. Другими  словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто  бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Но в большинстве  случаев лучше не придавать слишком  большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. В целом дети относятся к жизненным  ситуациям оптимистично. Им присуще  бодрое, жизнерадостное настроение. Если потребность удовлетворяется или  есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные  переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное  отношение к препятствующим факторам.

Информация о работе Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста