Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.
Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение
Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства: интеллектуальные (познавательные потребности), эстетические (красиво - некрасиво), моральные (плохо - хорошо), которые складываются постепенно на основе понятий. К концу дошкольного возраста высшие чувства все еще служат: мотивами поведения ребенка; регуляторами поступков; действий; желаний ребенка.
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций.
Эмоциональная сфера.
Малыши.
Восприятие аффективно окрашено.
Эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией:
- Может ли получить предмет
- Успешно ли действует с игрушкой
- Помогает ли ему взрослый
Дошкольники.
Более спокойный эмоциональный фон восприятия.
Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями:
- Желание
- Представления
- Действие
- Эмоции
Эмоциональные процессы более управляемы.
2. В общей структуре
поведения ребенка меняется
Малыши.
Включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает:
- по поводу поступка,
- по поводу его последствий
Оценка взрослого (похвала - порицание).
Аффект - последнее звено в цепочке событий.
Дошкольники.
В эмоциональном представлении ребенка содержится:
- будущий результат,
- его оценка взрослым
Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение).
Переживание после оценки взрослого.
Аффект - первое звено в цепочке развертывающихся событий.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
У ребенка к концу дошкольного возраста должны быть сформированы все виды высших чувств: эстетическое, интеллектуальное и нравственное. Их особенность том, что они слитны.
Задачи педагога:
1) научить ребенка
дифференцировать проявление
2) научит анализировать свои чувства, для того, чтобы оценивать свое поведение и поведение сверстников,
3) научить ребенка
распознавать эмоциональное
4) чувства ребенка
должны стать более
5) научить ребенка
правильно вести себя в
Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка.
Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий. 1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. Отдельные стороны психики детей на разных возрастных этапах неодинаково чувствительны к условиям воспитания. Чем младше ребенок и чем больше его беспомощность, тем значительнее обнаруживается его зависимость от условий, в которых он воспитывается. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других переживаний. Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов.
Взрослому необходимо
способствовать выделению и осознанию
собственных состояний и
Взрослый может
выделить эти переживания для
ребенка и подсказать их: «Тебе
обидно, что тебя не приняли в
игру, ты очень расстроился, да? Тебе
приятно, что тебя похвалили на занятиях?
Ты гордишься своими успехами? Ты очень
рассердился, что Сережа забрал у
тебя машинку?» и т.п. Аналогичным
образом можно открывать
2. При специально
организованной деятельности
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее. Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать
у малышей интерес к
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях.
Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их.
Включение в новую сферу коллективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новое чувство - чувство долга, ответственности перед другими, требовательность к себе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результат сопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чем обладают сверстники. Сравнивая свои действия (дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят, равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживания новых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувство превосходства, неловкости и стыда.
Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств - это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей.
3. Эмоции и чувства
очень интенсивно развиваются
в соответствующем возрасту
4. В процессе выполнения
совместных трудовых занятий
(уборка участка, группой
Начиная с работ
Л.С. Выготского, - утвердилось мнение
о многоуровности эмоций как об основной
из фундаментальных
Для детей младенческого возраста характерными являются:
· примитивные эмоции,
вызываемые удовлетворением или
неудовлетворением витальных
· основным средством общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции;
· способность к дифференциации эмоций у ребенка развиваются в ходе ситуативно - личностного общения со взрослым;
· расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления;
· закладываются основы высших чувств - любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых лежит подражание.
Для детей раннего возраста характерно то, что:
· эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
· эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняется их импульсивностью;
· более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
· особое условно - эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Ключевым моментом эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является:
· освоение социальных форм выражения эмоций;
· формирование чувства долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
· благодаря речевому развитию чувства становятся осознанными;
· эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
В зависимости от сложившейся
ситуации любые качественно