Коррекционная работа с детьми с ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включает:
- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4

2. Психологическая коррекция познавательных процессов………………6

3. Принципы психокоррекции ребенка…………………………………….8

4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений……………..12

5. Коррекция нарушений речи………………………………………………14

6. Специальные коррекционные учреждения………………………………16

7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении…….17
Заключение………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………20

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по логопедии.docx

— 48.08 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

 
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..
 
2. Психологическая коррекция познавательных процессов………………6 
 
3. Принципы психокоррекции ребенка…………………………………….8 
 
4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений……………..12 
 
5. Коррекция нарушений речи………………………………………………14 
 
6. Специальные коррекционные учреждения………………………………16 
 
7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении…….17
 

Заключение………………………………………………………………….19 

Список используемой литературы…………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Детский церебральный паралич-заболевание центральной  нервной системы при ведущем  поражении двигательных зон и  двигательных проводящих путей головного  мозга.

При детском  церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых  расстройств. Это проявляется в  общности нарушений скелетной и  речевой мускулатуры.

Речевые нарушения  у детей с ДЦП включает:

- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках  различных форм дизартрии;

- специфические  особенности усвоения лексической  системы языка, обусловленные  спецификой самого заболевания;

- нарушения грамматического  строя речи, которые неразрывно  связаны с лексическими и фонетико-фонематическими  расстройствами, их формирование  осуществляется как неразрывный  процесс;

- нарушения формирование  связной речи и понимания речевого  сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича;

- все формы  дисграфии и дислексии. В генезисе этих нарушений большая роль пренадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем.    
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Медицинская коррекция. 

Лечебная физическая культура – составная часть медицинской  реабилитации больных, метод комплексной  функциональной терапии, использующий физические упражнения как средство сохранения организма больного в  деятельном состоянии, стимуляции его  внутренних резервов в предупреждении и лечении болезней, вызванных  вынужденной гиподинамией 
 
Средства лечебной физической культуры – физические упражнения, массаж, закаливание, пассивная гимнастика (мануальная терапия), трудовые процессы, организация всего двигательного режима больных с ДЦП– стали неотъемлемыми компонентами лечебного процесса, восстановительного лечения во всех лечебно-профилактических учреждениях и реабилитационных центрах.  
 
Положительный эффект, который наблюдается при использовании средств лечебной физкультуры у больных с ДЦП, является результатом оптимальной тренировки всего организма. Принципы и механизмы развития тренированности совершенно одинаковы как в норме, так и при патологии. Для получения положительного реабилитационного эффекта у детей с ДЦП необходима продолжительная и упорная работа. Задачи ЛФК в период остаточных явлений: 
 
• снижение гипертонуса приводящих мышц и мышц сгибателей, укрепление ослабленных мышц; 
 
• улучшение подвижности в суставах, коррекция порочных установок ОДА; 
 
• улучшение координации движений и равновесия; 
 
• стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы; 
 
• расширение общей двигательной активности ребенка, тренировка возрастных двигательных навыков; 
 
• обучение вместе с воспитателями и родителями самообслуживания, усвоению основных видов бытовой деятельности с учетом умственного развития ребенка. 
 
Для решения поставленных задач используются следующие группы упражнений: 
 
• упражнения на расслабление, ритмичное пассивное потряхивание конечностей, маховые движения, динамические упражнения; 
 
• пассивно-активные и активные упражнения из облегченных исходных положений (сидя, лежа), упражнения на мяче большого диаметра; 
 
• упражнения с предметами под музыку, переключение на новые условия деятельности, развитие выразительности движений; упражнения в различных видах ходьбы: высоко, низко, «скользко», «жестко», с подталкиванием; упражнения для головы в и.п. сидя, стоя; 
 
• принятие правильной осанки у опоры со зрительным контролем; упражнения в различных исходных положениях перед зеркалом; 
 
• упражнения для развития и тренировки основных возрастных двигательных навыков: ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки, (вначале на мини-батуте), метания; упражнения в движении с частой сменой исходного положения; 
 
• игровые упражнения «как я одеваюсь», «как я причесываюсь» и т.д. 
 
В период остаточных явлений расширяется комплекс средств лечебной физкультуры. В программу физической реабилитации включены массаж, прикладные виды физических упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия, физиотерапия (теплолечение, электрофорез, УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в лангетах, ортопедических ботинках, космическом костюме «Адели»). Объем суточной двигательной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психологическая коррекция познавательных процессов.

 
Сложная структура интеллектуального  дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного  подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести, специфику нарушения психических функций и возраст больного с ДЦП. 
 
Основные задачи психологической коррекции сенсорноперцептивных процессов: 
 
·        Обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций. 
 
·        Развитие константности, предметности и обобщенности восприятия. 
 
·        Развитие скорости восприятия объектов. 
 
С этой целью используются разнообразные занятия с детьми по обучению их адекватному восприятию формы и величины предметов. Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей сложностью заданий. 
 
Сам процесс коррекции должен проходить параллельно с обучением детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений (Лурия, 1948; Венгер, 1969). 
 
Важным направлением психокоррекции является развитие нагляднодейственного и нагляднообразного мышления. В связи с этим психологическая коррекция должна решать следующие задачи: 
 
1.        Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета. 
 
2.        Обучение использованию вспомогательных предметов (орудийные действия). 
 
3.        Формирование нагляднообразного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности. 
 
Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. На занятиях должно соблюдаться единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий. 
 
Направления и задачи психологической коррекции детей с ДЦП в сочетании с задержкой психического развития

 
Наименование и  содержание блока 
 
Психокоррекционные задачи и приемы 
 
 
Формы ДЦП
 
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
 
Формирование познавательных мотивов: 
-   создание проблемных учебных ситуаций; 
-   стимулирование активности ребенка на занятии; 
-   анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка). 
Приемы: 
-   создание игровых учебных ситуаций; 
-   дидактические и развивающие игры
 
Задержанное развитие у детей с  двигательными нарушениями, обусловленное  социально педагогической запущенностью
 
Операционно-регуляторный. Неумение планировать  свою деятельность по времени и содержанию
 
Обучение ребенка планированию деятельности во времени. 
Предварительная организация ориентировки в задании. 
Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
 
Все формы ДЦП в сочетании с  ЗПР церебральноорганического генезиса
 
Блок контроля. Неумение ребенка  контролировать свои действия и вносить  необходимые коррективы
 
Обучение контролю по результатам  деятельности. 
Обучение контролю по способу деятельности. 
Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.  
Приемы: 
-   дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; 
-   обучение конструированию и рисованию по моделям
 
Задержанное развитие у детей с  ДЦП

 
Очень важна при психокоррекции детей с церебральным параличом  работа с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Принципы психокоррекции ребенка. 
Принципы как основополагающие идеи психологической коррекции базируются на следующих фундаментальных положениях психологии: 
• Психическое развитие и формирование личности ребенка возможны только в процессе общения со взрослыми (Лисина, Ломов и др.). 
 
• Важную роль в психическом развитии ребенка играет формирование ведущего вида деятельности (в дошкольном детстве — игра, в младшем школьном детстве — учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и др.). 
 
• Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори). 
Важным принципом психологической коррекции аномального развития является принцип комплексности психологической коррекции, которую можно рассматривать как единый комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий. Эффективность психологической коррекции в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. 
Второй принцип психологической коррекции — это принцип единства диагностики и коррекции. Прежде чем решать, нужна ли психологическая коррекция ребенку, необходимо выявить особенности его психического развития, уровень сформированности определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных связей возрастным периодам. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики как зоны актуального, так и ближайшего развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал, что «...в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития». 
Третий принцип психологической коррекции - принцип личностного подхода. Личностный подход - это подход к ребенку как целостной личности с учетом всей ее сложности и всех ее индивидуальных особенностей. В процессе психологической коррекции мы рассматриваем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. К сожалению, этого принципа не всегда придерживаются в процессе групповых тренингов, психорегулирующих тренировок. При использовании разнообразных приемов психокоррекционных воздействий психолог не должен оперировать такими понятиями, как обобщенная норма (возрастная, половая, нозологическая). В процессе психологической коррекции мы ориентируемся не на один какой-то параметр. 
Четвертый принцип — принцип деятельностного подхода. Личность проявляется и формируется в процессе деятельности. Соблюдение этого принципа является чрезвычайно важным в процессе психологической коррекции детей и подростков. Психокоррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков ребенка, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная, осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. Психокоррекционный процесс должен проводиться с учетом основного ведущего вида деятельности ребенка: если это дошкольник — в контексте игровой деятельности. 
Пятый принцип — это иерархический принцип психологической коррекции, базирующийся на положениях Л. С. Выготского, который считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка. Поэтому психологическая коррекция должна строиться как целенаправленное формирование психологических новообразований, составляющих сущностную характеристику возраста. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень. В центр коррекции помещается наличный уровень психического развития ребенка, понимаемый как чисто количественный процесс усложнения сенсомоторных функций. Коррекция с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка требует максимальной активности ребенка, и носит опережающий характер. Обучение ребенка использованию мыслительных операций в процессе запоминания материала повысит эффективность запоминания лучше, чем просто тренировка памяти. 
 
Шестой принцип — каузальный принцип психологической коррекции, реализация которого направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка. 
4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений. 
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основное ее направление — смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др., обусловленных эмоциональными нарушениями. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции (И. И. Мамайчук).  
 
Немаловажное значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы. Опыт, накопленный в результате длительной работы, говорит об эффективности проведения сюжетно-ролевых игр, зависящих от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Игровую психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется применять при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и т. п. 
 
Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом используются игры драматизации на темы знакомых сказок. Основной целью игр драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры драматизации предшествуют подготовительные занятия с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Создается образ персонажа. Способность ребенка входить в роль и уподобляться образу это важное условие, необходимое для коррекции не только эмоционального дискомфорта, но и негативных характерологических проявлений. Свои отрицательные эмоции и качества личности дети переносят на игровой образ, наделяя персонажи собственными отрицательными эмоциями и чертами характера. 
 
Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1995). 
 
Во время проведения групповых занятий по психокоррекции детей с ДЦП особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на сам процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Место, где проводятся занятия, играет не последнюю роль в установочном этапе психокоррекции. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходунками для детей, помещение, где ребенок должен чувствовать себя безопасно. 
 
В процессе групповой психокоррекции каждый участник моделирует свою реальную жизненную ситуацию, использует привычные для него типы эмоционального реагирования на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные установки и отношения. В атмосфере откровенности и доверия ребенок свободно делится своими эмоциональными проблемами, получает эмоциональную поддержку, модифицирует свои эмоциональные отношения, переживания и способы реагирования. 
 
Основными целями этих занятий являются: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Занятия проводятся через день, поэтапно с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей ребенка, с небольшой (до пяти человек) группой детей. 
 
 
 
   
 

5. Коррекция нарушений речи. 
В последние годы широко внедрена в практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря на то, что уже в первые месяцы жизни можно выявить этиологию доречевого развития и нарушения ориентировочно-познавательной деятельности, коррекционно-педагогическая, и в частности логопедическая, работа с детьми нередко начинается после 3 — 4 лет. В этом случае работа чаще всего направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на их предупреждение. Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психоречевые нарушения у детей с церебральным параличом в старшем возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской работы при ДЦП вытекает из особенностей детского мозга — его пластичности и универсальной способности к компенсированию нарушенных функций, а также из того, что наиболее оптимальными сроками созревания речевой функциональной системы являются первые три года жизни ребенка. Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психоречевого развития находится ребенок. 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в младенческом возрасте (в доречевой период) являются: 
 
·       
-    развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым); 
 
·       
-    нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата — спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, тонических нарушений типа ригидности). Развитие подвижности органов артикуляции; 
 
·       
-    стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов); 
 
·       
-    развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания); 
 
·       
-    развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка); 
 
·       
-    формирование подготовительных этапов понимания речи. 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются: 
 
·       
-    формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); 
 
·       развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова); 
 
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: 
 
·       развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; 
 
·       расширение запаса знаний и представлений об окружающем; 
 
·       развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
 
 
 
 
 

Информация о работе Коррекционная работа с детьми с ДЦП