Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:42, контрольная работа
Детский церебральный паралич-заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включает:
- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
Введение……………………………………………………………………3
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..4
2. Психологическая коррекция познавательных процессов………………6
3. Принципы психокоррекции ребенка…………………………………….8
4. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений……………..12
5. Коррекция нарушений речи………………………………………………14
6. Специальные коррекционные учреждения………………………………16
7. Психолого-педагогическая коррекция в дошкольном учреждении…….17
Заключение………………………………………………………………….19
Список используемой литературы…………………………………………20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Медицинская коррекция…………………………………………………..
2. Психологическая коррекция познавательных
процессов………………6
3. Принципы психокоррекции ребенка…………………………………….8
4. Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений……………..12
5. Коррекция нарушений речи………………………………………………14
6. Специальные коррекционные учреждения………………………………16
7. Психолого-педагогическая коррекция
в дошкольном учреждении…….17
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………20
Введение
Детский церебральный
паралич-заболевание
При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.
Речевые нарушения у детей с ДЦП включает:
- фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии;
- специфические
особенности усвоения
- нарушения грамматического
строя речи, которые неразрывно
связаны с лексическими и
- нарушения формирование
связной речи и понимания
- все формы
дисграфии и дислексии. В генезисе этих
нарушений большая роль пренадлежит несформированности
зрительно-моторных и оптико-пространственных
систем.
Основной целью коррекционной работы
при ДЦП является оказание детям медицинской,
психологической, педагогической, логопедической
и социальной помощи; обеспечение максимально
полной и ранней социальной адаптации,
общего и профессионального обучения.
Очень важно развитие позитивного отношения
к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Эффективность лечебно-педагогических
мероприятий определяется своевременностью,
взаимосвязанностью, непрерывностью,
преемственностью в работе различных
звеньев. Лечебно-педагогическая работа
должна носить комплексный характер. Важное
условие комплексного воздействия — согласованность
действий специалистов различного профиля:
невропатолога, психоневролога, врача
ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога,
воспитателя. Необходима их общая позиция
при обследовании, лечении, психолого-педагогической
и логопедической коррекции.
1.Медицинская
коррекция.
Лечебная физическая
культура – составная часть медицинской
реабилитации больных, метод комплексной
функциональной терапии, использующий
физические упражнения как средство
сохранения организма больного в
деятельном состоянии, стимуляции его
внутренних резервов в предупреждении
и лечении болезней, вызванных
вынужденной гиподинамией
Средства лечебной физической культуры
– физические упражнения, массаж, закаливание,
пассивная гимнастика (мануальная терапия),
трудовые процессы, организация всего
двигательного режима больных с ДЦП–
стали неотъемлемыми компонентами лечебного
процесса, восстановительного лечения
во всех лечебно-профилактических учреждениях
и реабилитационных центрах.
Положительный эффект, который наблюдается
при использовании средств лечебной физкультуры
у больных с ДЦП, является результатом
оптимальной тренировки всего организма.
Принципы и механизмы развития тренированности
совершенно одинаковы как в норме, так
и при патологии. Для получения положительного
реабилитационного эффекта у детей с ДЦП
необходима продолжительная и упорная
работа. Задачи ЛФК в период остаточных
явлений:
• снижение гипертонуса приводящих мышц
и мышц сгибателей, укрепление ослабленных
мышц;
• улучшение подвижности в суставах, коррекция
порочных установок ОДА;
• улучшение координации движений и равновесия;
• стабилизация правильного положения
тела, закрепление навыка самостоятельного
стояния, ходьбы;
• расширение общей двигательной активности
ребенка, тренировка возрастных двигательных
навыков;
• обучение вместе с воспитателями и родителями
самообслуживания, усвоению основных
видов бытовой деятельности с учетом умственного
развития ребенка.
Для решения поставленных задач используются
следующие группы упражнений:
• упражнения на расслабление, ритмичное
пассивное потряхивание конечностей,
маховые движения, динамические упражнения;
• пассивно-активные и активные упражнения
из облегченных исходных положений (сидя,
лежа), упражнения на мяче большого диаметра;
• упражнения с предметами под музыку,
переключение на новые условия деятельности,
развитие выразительности движений; упражнения
в различных видах ходьбы: высоко, низко,
«скользко», «жестко», с подталкиванием;
упражнения для головы в и.п. сидя, стоя;
• принятие правильной осанки у опоры
со зрительным контролем; упражнения в
различных исходных положениях перед
зеркалом;
• упражнения для развития и тренировки
основных возрастных двигательных навыков:
ползание, лазание (по скамейке), бег, прыжки,
(вначале на мини-батуте), метания; упражнения
в движении с частой сменой исходного
положения;
• игровые упражнения «как я одеваюсь»,
«как я причесываюсь» и т.д.
В период остаточных явлений расширяется
комплекс средств лечебной физкультуры.
В программу физической реабилитации
включены массаж, прикладные виды физических
упражнений, трудотерапия, гидрокинезотера-пия,
физиотерапия (теплолечение, электрофорез,
УВЧ), иппотерапия, ортопедия (ходьба в
лангетах, ортопедических ботинках, космическом
костюме «Адели»). Объем суточной двигательной
активности детей по мере роста и развития
постепенно возрастает.
2. Психологическая коррекция познавательных процессов.
Сложная структура интеллектуального
дефекта у детей с церебральным
параличом требует
Основные задачи психологической коррекции
сенсорноперцептивных процессов:
· Обучение детей усвоению сенсорных эталонов
и формирование перцептивных операций.
· Развитие константности, предметности
и обобщенности восприятия.
· Развитие скорости восприятия объектов.
С этой целью используются разнообразные
занятия с детьми по обучению их адекватному
восприятию формы и величины предметов.
Занятия проводятся поэтапно, с возрастающей
сложностью заданий.
Сам процесс коррекции должен проходить
параллельно с обучением детей продуктивным
видам деятельности: конструированию,
рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание
уделяется формированию конструктивной
деятельности. Конструктивная деятельность
является сложным познавательным процессом,
в результате которого совершенствуется
восприятие формы, величины предметов
и их пространственных соотношений (Лурия,
1948; Венгер, 1969).
Важным направлением психокоррекции является
развитие нагляднодейственного и нагляднообразного
мышления. В связи с этим психологическая
коррекция должна решать следующие задачи:
1. Обучение детей многообразным предметно-практическим
манипуляциям с предметами различной
формы, величины, цвета.
2. Обучение использованию вспомогательных
предметов (орудийные действия).
3. Формирование нагляднообразного мышления
в процессе конструктивной и изобразительной
деятельности.
Психокоррекционные занятия с детьми
по развитию познавательных процессов
могут проводиться как индивидуально,
так и в группе. На занятиях должно соблюдаться
единство требований к ребенку со стороны
педагога, психолога и других специалистов,
особенно при коррекции способности контролировать
свои действия. Это успешно достигается
при соблюдении режима дня, четкой организации
повседневной жизни ребенка, исключении
возможности незавершения начатых ребенком
действий.
Направления и задачи
психологической коррекции
детей с ДЦП в сочетании
с задержкой психического
развития
Наименование и содержание блока |
Психокоррекционные
задачи и приемы |
Формы ДЦП |
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия |
Формирование познавательных мотивов: - создание проблемных учебных ситуаций; - стимулирование активности ребенка на занятии; - анализ типа семейного воспитания (при доминантном типе снижается познавательная активность у ребенка). Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры |
Задержанное развитие у детей с двигательными нарушениями, обусловленное социально педагогической запущенностью |
Операционно-регуляторный. Неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию |
Обучение ребенка планированию деятельности во времени. Предварительная организация ориентировки в задании. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности. |
Все формы ДЦП в сочетании с ЗПР церебральноорганического генезиса |
Блок контроля. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы |
Обучение контролю по результатам деятельности. Обучение контролю по способу деятельности. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности. Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям |
Задержанное развитие у детей с ДЦП |
Очень важна при психокоррекции
детей с церебральным параличом
работа с родителями.
3.
Принципы психокоррекции
ребенка.
Принципы как основополагающие идеи психологической
коррекции базируются на следующих фундаментальных
положениях психологии:
• Психическое развитие и формирование
личности ребенка возможны только в процессе
общения со взрослыми (Лисина, Ломов и
др.).
• Важную роль в психическом развитии
ребенка играет формирование ведущего
вида деятельности (в дошкольном детстве
— игра, в младшем школьном детстве —
учебная деятельность) (Д.Б. Эльконин и
др.).
• Развитие аномального ребенка происходит
по тем же законам, что и развитие нормального
ребенка. При наличии определенных, строго
продуманных условий все дети обладают
способностью к развитию (Л.С. Выготский,
М. Монтессори).
Важным принципом психологической
коррекции аномального развития является
принцип комплексности психологической
коррекции, которую можно рассматривать
как единый комплекс клинико-психолого-
Второй принцип психологической коррекции
— это принцип единства диагностики и
коррекции. Прежде чем решать, нужна ли
психологическая коррекция ребенку, необходимо
выявить особенности его психического
развития, уровень сформированности определенных
психологических новообразований, соответствие
уровня развития умений, знаний, навыков,
личностных и межличностных связей возрастным
периодам. Задачи коррекционной работы
могут быть правильно поставлены только
на основе полной психологической диагностики
как зоны актуального, так и ближайшего
развития ребенка. Л.С. Выготский подчеркивал,
что «...в диагностике развития задача
исследователя заключается не только
в установке известных симптомов и их
перечислении или систематизации и не
только в группировке явлений по внешним,
сходным чертам, но исключительно в том,
чтобы с помощью мыслительной обработки
этих внешних данных проникнуть во внутреннюю
сущность процессов развития».
Третий принцип психологической коррекции
- принцип личностного подхода. Личностный
подход - это подход к ребенку как целостной
личности с учетом всей ее сложности и
всех ее индивидуальных особенностей.
В процессе психологической коррекции
мы рассматриваем не какую-то отдельную
функцию или изолированное психическое
явление у человека, а личность в целом.
К сожалению, этого принципа не всегда
придерживаются в процессе групповых
тренингов, психорегулирующих тренировок.
При использовании разнообразных приемов
психокоррекционных воздействий психолог
не должен оперировать такими понятиями,
как обобщенная норма (возрастная, половая,
нозологическая). В процессе психологической
коррекции мы ориентируемся не на один
какой-то параметр.
Четвертый принцип — принцип деятельностного
подхода. Личность проявляется и формируется
в процессе деятельности. Соблюдение этого
принципа является чрезвычайно важным
в процессе психологической коррекции
детей и подростков. Психокоррекционная
работа должна строиться не как простая
тренировка умений и навыков ребенка,
не как отдельные упражнения по совершенствованию
психической деятельности, а как целостная,
осмысленная деятельность ребенка, органически
вписывающаяся в систему его повседневных
жизненных отношений. Психокоррекционный
процесс должен проводиться с учетом основного
ведущего вида деятельности ребенка: если
это дошкольник — в контексте игровой
деятельности.
Пятый принцип — это иерархический
принцип психологической коррекции, базирующийся
на положениях Л. С. Выготского, который
считал, что в качестве основного содержания
коррекционной работы необходимо создание
зоны ближайшего развития личности и деятельности
ребенка. Поэтому психологическая коррекция
должна строиться как целенаправленное
формирование психологических новообразований,
составляющих сущностную характеристику
возраста. Упражнение и тренировка уже
имеющихся у ребенка психологических
способностей не делает коррекционную
работу эффективной, так как обучение
в этом случае лишь следует за развитием,
совершенствуя способности в чисто количественном
направлении, не поднимая их на более перспективный
качественный уровень. В центр коррекции
помещается наличный уровень психического
развития ребенка, понимаемый как чисто
количественный процесс усложнения сенсомоторных
функций. Коррекция с ориентацией на зону
ближайшего развития ребенка требует
максимальной активности ребенка, и носит
опережающий характер. Обучение ребенка
использованию мыслительных операций
в процессе запоминания материала повысит
эффективность запоминания лучше, чем
просто тренировка памяти.
Шестой принцип — каузальный принцип
психологической коррекции, реализация
которого направлена на устранение причин
и источников отклонений в психическом
развитии ребенка.
4. Психологическая
коррекция эмоциональных
нарушений.
Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений у детей — это целесообразно
организованная система психологических
воздействий. Основное ее направление
— смягчение эмоционального дискомфорта
у детей и подростков, повышение их активности
и самостоятельности, устранение вторичных
личностных реакций, таких как агрессивность,
повышенная возбудимость, тревожная мнительность
и др., обусловленных эмоциональными нарушениями.
Важным этапом работы с этими детьми является
коррекция самооценки, уровня самосознания,
формирование эмоциональной устойчивости
и саморегуляции (И. И. Мамайчук).
Немаловажное значение в психокоррекции
эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют
игровые методы. Опыт, накопленный в результате
длительной работы, говорит об эффективности
проведения сюжетно-ролевых игр, зависящих
от интеллектуальных и физических возможностей
ребенка, его социального опыта, от особенностей
его представлений о людях, их чувствах
и взаимоотношениях. Игровую психокоррекцию
в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется
применять при работе с детьми с ДЦП с
потенциально сохранным интеллектом,
а также с выраженными межличностными
конфликтами и с нарушением поведения.
В процессе коррекции целесообразно предложить
детям не только игровое воспроизведение
прошлого или настоящего опыта, но и моделирование
нового опыта в возможных стрессовых условиях,
например на этапах послеоперационного
лечения, в ситуации вынужденного общения
и т. п.
Для детей с ограниченным вследствие физической
и психической неполноценности социальным
опытом используются игры драматизации
на темы знакомых сказок. Основной целью
игр драматизаций является коррекция
эмоциональной сферы ребенка. Проведению
игры драматизации предшествуют подготовительные
занятия с ребенком. Психолог вместе с
ребенком обсуждает содержание знакомой
ему сказки по заранее намеченным вопросам,
которые помогают ребенку воссоздать
образы персонажей сказки и проявить к
ним эмоциональное отношение. Сказка активизирует
воображение ребенка, развивает у него
умение представлять игровые коллизии,
в которые попадают персонажи. Создается
образ персонажа. Способность ребенка
входить в роль и уподобляться образу
это важное условие, необходимое для коррекции
не только эмоционального дискомфорта,
но и негативных характерологических
проявлений. Свои отрицательные эмоции
и качества личности дети переносят на
игровой образ, наделяя персонажи собственными
отрицательными эмоциями и чертами характера.
Групповые методы психокоррекции достаточно
широко используются психологами и психотерапевтами
при коррекции эмоциональных нарушений
у детей и подростков (Спиваковская, 1988;
Захаров, 1995).
Во время проведения групповых занятий
по психокоррекции детей с ДЦП особое
внимание следует уделять положительной
установке родителей и детей на сам процесс
занятий. С этой целью используются разнообразные
психотехнические приемы: организация
веселой, эмоционально насыщенной игры
с детьми в начале психокоррекции с привлечением
родителей, организация встречи родителей,
дети которых успешно закончили курс психокоррекции,
с начинающими. Место, где проводятся занятия,
играет не последнюю роль в установочном
этапе психокоррекции. Это должно быть
просторное, хорошо оборудованное помещение
с мягким освещением, со специальными
креслами и ходунками для детей, помещение,
где ребенок должен чувствовать себя безопасно.
В процессе групповой психокоррекции
каждый участник моделирует свою реальную
жизненную ситуацию, использует привычные
для него типы эмоционального реагирования
на ситуацию, реализует конкретные эмоциональные
установки и отношения. В атмосфере откровенности
и доверия ребенок свободно делится своими
эмоциональными проблемами, получает
эмоциональную поддержку, модифицирует
свои эмоциональные отношения, переживания
и способы реагирования.
Основными целями этих занятий являются:
смягчение эмоционального дискомфорта,
формирование приемов релаксации, развитие
навыков саморегуляции и самоконтроля
поведения. Занятия проводятся через день,
поэтапно с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических
особенностей ребенка, с небольшой (до
пяти человек) группой детей.
5.
Коррекция нарушений
речи.
В последние годы широко внедрена в
практику ранняя диагностика ДЦП. Несмотря
на то, что уже в первые месяцы жизни можно
выявить этиологию доречевого развития
и нарушения ориентировочно-познавательной
деятельности, коррекционно-педагогическая,
и в частности логопедическая, работа
с детьми нередко начинается после 3 —
4 лет. В этом случае работа чаще всего
направлена на исправление уже сложившихся
дефектов речи и психики, а не на их предупреждение.
Раннее выявление патологии психического
и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое
воздействие в младенческом и раннем возрасте
позволяют уменьшить, а в некоторых случаях
и исключить психоречевые нарушения у
детей с церебральным параличом в старшем
возрасте. Необходимость ранней коррекционно-логопедичсской
работы при ДЦП вытекает из особенностей
детского мозга — его пластичности и универсальной
способности к компенсированию нарушенных
функций, а также из того, что наиболее
оптимальными сроками созревания речевой
функциональной системы являются первые
три года жизни ребенка. Коррекционная
работа строится не с учетом возраста,
а с учетом того, на каком этапе психоречевого
развития находится ребенок.
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в младенческом возрасте (в доречевой
период) являются:
· - развитие
эмоционального общения со взрослым (стимуляция
«комплекса оживления», стремления продлить
эмоциональный контакт со взрослым, включения
ребенка в практическое сотрудничество
со взрослым);
· - нормализация
тонуса мышц и моторики артикуляционного
аппарата (уменьшение степени проявления
двигательных дефектов речевого аппарата
— спастического пареза, гиперкинезов,
атаксии, тонических нарушений типа ригидности).
Развитие подвижности органов артикуляции;
· - стимуляция
голосовых реакций, звуковой и речевой
активности (недифференцированной голосовой
активности, гуления, лепета и лепетных
слов);
· - развитие
сенсорных процессов (зрительного сосредоточения
и плавного прослеживания; слухового сосредоточения,
локализации звука в пространстве, восприятия
различно интонируемого голоса взрослого;
двигательно-кинестетических ощущений
и пальцевого осязания);
· - развитие
речевого дыхания и голоса (вокализация
выдоха, увеличение объема, длительности
и силы выдоха, выработка ритмичности
дыхания и движений ребенка);
· - формирование
подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в раннем возрасте являются:
· - формирование
речевого и предметно-практического общения
с окружающими (развитие понимания обращенной
речи, активизация собственной речевой
активности; формирование всех форм неречевой
коммуникации — мимики, жеста и интонации);
· развитие знаний и представлений об окружающем
(с обобщающей функцией слова);
Основными направлениями коррекционно-педагогической
работы в дошкольном возрасте являются:
· развитие речевого общения с окружающими
(со сверстниками и взрослыми). Увеличение
пассивного и активного словарного запаса,
формирование связной речи. Развитие и
коррекция нарушений лексического, грамматического
и фонетического строя речи;
· расширение запаса знаний и представлений
об окружающем;
· развитие ручной умелости и подготовка
руки к овладению письмом;