Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПЛАН 777.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

ПЛАН

Введение

I. Теоретические подходы  к проблеме изучения эмоционального  неблагополучия у детей дошкольного  возраста.

I.1 Значение развития  эмоциональной сферы ребенка  для полноценного развития его  личности

I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка  дошкольного возраста

I.3 Разнообразные формы  работы с импульсивными детьми

II. Психологическая  коррекционная работа с импульсивными  детьми старшего дошкольного  возраста.

II.1 Психодиагностика  эмоциональной сферы импульсивного  ребенка

II.2 Содержание деятельности  по преодолению эмоционального  неблагополучия у детей старшей  группы ДОУ № 121

III. Результаты деятельности  по преодолению эмоционального  неблагополучия у детей старшей  группы ДОУ № 121

Заключение

Литература

Приложение

Введение

К. Изард, известный  исследователь эмоций, считает, что  эмоциональность - это ключевой фактор, обуславливающий жизненный успех. Координация эмоций, развитие культуры эмоций - залог развития личности вообще. Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надежным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой  степени и изучения. И действительно, на протяжении многовековой истории  исследования эмоций они пользовались самым пристальным вниманием, им отводилась одна из центральных ролей  среди сил определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека.

Исследованиями эмоциональной  сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные  психологи и педагоги. Такие как  К. Изард, А. А. Реан, Э. Фромм, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. Бэрон, З. Фрейд, И. Алфорд и многие другие.

Но в истории  психологии доминировали традиции обособления  эмоциональных процессов в отдельную  сферу, противоположную когнитивной  сфере, например, различие разума и  сердца, чувства и познания, интеллекта и аффекта. Достаточно выраженной является также тенденция признавать при  этом первичность и преимущество процессов познания.

Мать переживает, если ее ребенок в отличие от сверстников, не так внятно и много говорит, не читает, не считает и т.д. Но не всякую мать настораживает, что ребенок  не смеется вместе со всеми, не грустит  вместе с сестрицей Аленушкой, которая  не уберегла братца Иванушку, не переживает если заболела любимая собака. Как  часто, радуясь первой улыбке, первому  сказанному слову, первому шагу ребенка  игнорируют детские слезы, не спешат разделить с ребенком его радости  и печали. «Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» эти слова, сказанные  Л. С. Выготским еще в 1926г., попрежнему современны (15, с16).

Детский врач Б. Спок отмечал «Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались  ему и играли с ним, любили его  и были с ним нежными. Он нуждается  в этом не меньше, чем в витаминах  и калориях. Ребенок, которому не хватает  любви, вырастает холодным и неотзывчивым» (33, с. 187).

Невнимание или  недостаточное внимание к эмоциональной  жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят эмоциональную  травму, сами того не желая.

Поэтому работа, направлена на развитие эмоциональной сферы, очень  актуальна и важна, так как  эмоциональная сфера ребенка - это  основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей  любви, ласке, заботе. И все они  достойны этой награды и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Но с некоторой категорией детей  часто трудно ладить. К такой категории  относятся гиперактивные дети. Их жизнь протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Они слышат бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается».

И хотя в нашей стране проблемой гиперактивных детей  занимались многие ученые: И. П. Брязгунов, А. И. Захаров, Н. Н. Заваденко, Ю. С. Шевченко, В. Р. Кучма, Л. Чутко, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина и другие. В их работах раскрывается вопросы этиологии, диагностики, лечения, распространенности, факторов риска, профилактики и прогноза синдрома гиперактивности, но вместе с тем было установлено  в частности А. И. Захаровым, что  большинство педагогов не в состоянии  не только установить причину и оказать  помощь таким детям, но даже не видят  факт эмоциональных переживаний  ребенка, не видят того, что ребенок  становится заложником своего поведения, своих проблем. Ему не справится  с ними без помощи окружающих взрослых. Часто отношения между гиперактивным  ребенком и его воспитателем, родителями омрачается разочарованием и раздражением последних, основой для этого  в большинстве случаев является элементарное незнание причин поведения  ребенка.

Этим и объясняется  актуальность и практическая значимость данного исследования, так как  только мы взрослые - родители, педагоги, можем помочь ребенку непоседе в  его общении со сверстниками и  взрослыми, чтобы он чувствовал себя понятым, принятым, любимым.

Объектом данного исследования является процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).

Предметом исследования - влияние разнообразных форм работы с гиперактивными детьми на преодоления их эмоционального неблагополучия, корректировку личностных черт.

Гипотеза исследования: Процесс преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей будет осуществляться быстрее и эффективнее при реализации психолого - педагогических условий, а именно: 1) своевременное выявление таких детей;

2) использования различных  форм и методов, в частности  специальных игр и упражнений;

3) совместная работа  педагогов и родителей.

Цель исследования: Выявление наиболее эффективных методов преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  литературные источники по данной  проблеме.

2. Познакомится с  практическим опытом психодиагностики  и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в  периодической печати.

3. Выяснить: изменяются  ли взаимоотношения родителей  с «проблемным» ребенком после  разъяснения им причин возникновения  и способов профилактики поведения  ребенка.

4. Разработать и  апробировать совместно с родителями  систему методов, направленные  на преодоления эмоционального  неблагополучия (импульсивности) ребенка  старшего дошкольного возраста.

I. Теоретические подходы  к проблеме изучения  эмоционального неблагополучия  у детей дошкольного  возраста

I.1 Значение развития  эмоциональной сферы  ребенка для полноценного  развития его личности

Эмоциональная сфера  является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы  жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.). Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных  процессов и быстрее всего  реагируют на любые воздействия  окружающей среды.

Эмоции это особый класс психологических процессов  и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания  значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления  его жизнедеятельности. Эмоциональное  реагирование формируется как первичный  механизм взаимодействия с внешним  миром.

Чувства это устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи  с его потребностями и мотивами. Чувств являются высшим продуктом развития эмоциональных процессов в общественных условиях, порождаемые миром объективных  явлений. В отличие от эмоций и  аффектов, которые связанны с конкретными  ситуациями, чувства выделяют в воспринимаемой и представляемой действительности явления, имеющие для человека стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, который непременно связан с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием и т.п.).

Вопросы изучения эмоциональной  сферы рассматривались многими  известными отечественными психологами, среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Р.С. Немов, К.К. Платонов.

Несмотря на различные  точки зрения, практически все  ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат  удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно  судить, что в данный момент волнует  индивида, т.е. какие потребности  и интересы являются для него актуальными.

Проявляясь в ответ  на воздействие жизненно значимых событий, эмоции влияют на содержание и динамику познавательных процессов: восприятия, внимание, воображения, память, мышления, и все виды деятельности и поведения. Влияние эмоций сказывается на восприятие как, например, для радостного человека все вокруг приятно и радует, а  рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его  раздражение. Хорошее настроение улучшает процесс запоминания. Благодаря  эмоциональной памяти долго помнится пережитые события. Люди, наделенные эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, которые  когда-то ими овладевали. Эмоции связаны  и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет особого значения для  него. Эмоциональные состояния связанны с качеством мышления. Счастья  имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда  как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают  мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. Волевые процессы тесно связанны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании  мотива, принятия решений и развертывание  процесса достижения цели завершающегося выполнением принятого решения. Так эмоциональная привлекательность  цели умножает силы человека, облегчает  выполнения решения. Способность к  волевому усилию снижена у людей, находившихся в угнетенном состоянии. Равнодушный человек с тусклыми эмоциями не может быть волевым.

Другое значение чувств состоит в том, что невозможна никакая деятельность без положительного эмоционального отношения к ребенку. Например, страх воспитанника перед  педагогом не способствует достижениям  воспитанника.

В своих работах  А.В. Запорожец доказал, что эффективность  обучения зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему его человеку, а также к предложенному  ему заданию и от оценки его  деятельности. Ни одна деятельность без  положительного отношения не может  осуществляться.

Чувства дошкольника  непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами.

Вся жизнь ребенка  раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять  своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче  огорчить или обидеть, так как  они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот  почему они способны пережить целую  гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или  прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять  заразительно смеяться. Подобное поведение  детей совершенно нормально.

Маленький ребенок  не умеет управлять эмоциями. Его  чувства быстро возникают и так  же быстро исчезают. С развитием  эмоциональной сферы у дошкольника  чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы  морали и соотносит с ними свои поступки.

По мере того, как  ребенок растет, его эмоциональный  мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной  гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует  и грустит. Меняется и внешнее  проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и  от голода. Пятилетний ребенок в  отличие от двухлетнего уже может  не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих  чувств, облекать их в культурно  принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих  переживаниях, воздействуя на них. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками. Если взрослый внимателен к ребенку, уважает  его личность, то он испытывает эмоциональное  благополучие. Если взрослый приносит огорчения ребенку, то он остро переживает чувства неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его  людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы  дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения  от объекта переживаний.

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными  социальными ситуациями. Нарушение  привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у  ребенка в кризисный период может  вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние).

Информация о работе Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста