Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.
Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение
ПЛАН
Введение
I. Теоретические подходы
к проблеме изучения
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая
коррекционная работа с
II.1 Психодиагностика
эмоциональной сферы
II.2 Содержание деятельности
по преодолению эмоционального
неблагополучия у детей
III. Результаты деятельности
по преодолению эмоционального
неблагополучия у детей
Заключение
Литература
Приложение
Введение
К. Изард, известный
исследователь эмоций, считает, что
эмоциональность - это ключевой фактор,
обуславливающий жизненный
Исследованиями эмоциональной сферы ребенка занимались и занимаются многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. Такие как К. Изард, А. А. Реан, Э. Фромм, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Р. Бэрон, З. Фрейд, И. Алфорд и многие другие.
Но в истории
психологии доминировали традиции обособления
эмоциональных процессов в
Мать переживает, если ее ребенок в отличие от сверстников, не так внятно и много говорит, не читает, не считает и т.д. Но не всякую мать настораживает, что ребенок не смеется вместе со всеми, не грустит вместе с сестрицей Аленушкой, которая не уберегла братца Иванушку, не переживает если заболела любимая собака. Как часто, радуясь первой улыбке, первому сказанному слову, первому шагу ребенка игнорируют детские слезы, не спешат разделить с ребенком его радости и печали. «Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать» эти слова, сказанные Л. С. Выготским еще в 1926г., попрежнему современны (15, с16).
Детский врач Б. Спок отмечал «Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему и играли с ним, любили его и были с ним нежными. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Ребенок, которому не хватает любви, вырастает холодным и неотзывчивым» (33, с. 187).
Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей приводит к негативным последствиям: либо эмоциональное развитие ребенка оказывается пущенным на самотек, либо взрослые наносят эмоциональную травму, сами того не желая.
Поэтому работа, направлена на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна, так как эмоциональная сфера ребенка - это основа его поведения. Все дети разные, но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны. Но с некоторой категорией детей часто трудно ладить. К такой категории относятся гиперактивные дети. Их жизнь протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков и порицаний. Они слышат бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается».
И хотя в нашей стране
проблемой гиперактивных детей
занимались многие ученые: И. П. Брязгунов,
А. И. Захаров, Н. Н. Заваденко, Ю. С. Шевченко,
В. Р. Кучма, Л. Чутко, Е. К. Лютова, Г. Б. Монина
и другие. В их работах раскрывается
вопросы этиологии, диагностики, лечения,
распространенности, факторов риска, профилактики
и прогноза синдрома гиперактивности,
но вместе с тем было установлено
в частности А. И. Захаровым, что
большинство педагогов не в состоянии
не только установить причину и оказать
помощь таким детям, но даже не видят
факт эмоциональных переживаний
ребенка, не видят того, что ребенок
становится заложником своего поведения,
своих проблем. Ему не справится
с ними без помощи окружающих взрослых.
Часто отношения между
Этим и объясняется актуальность и практическая значимость данного исследования, так как только мы взрослые - родители, педагоги, можем помочь ребенку непоседе в его общении со сверстниками и взрослыми, чтобы он чувствовал себя понятым, принятым, любимым.
Объектом данного исследования является процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет).
Предметом исследования - влияние разнообразных форм работы с гиперактивными детьми на преодоления их эмоционального неблагополучия, корректировку личностных черт.
Гипотеза исследования: Процесс преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей будет осуществляться быстрее и эффективнее при реализации психолого - педагогических условий, а именно: 1) своевременное выявление таких детей;
2) использования различных форм и методов, в частности специальных игр и упражнений;
3) совместная работа педагогов и родителей.
Цель исследования: Выявление наиболее эффективных методов преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать
литературные источники по
2. Познакомится с
практическим опытом
3. Выяснить: изменяются
ли взаимоотношения родителей
с «проблемным» ребенком после
разъяснения им причин
4. Разработать и
апробировать совместно с
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (П.К. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.). Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды.
Эмоции это особый
класс психологических
Чувства это устойчивые
эмоциональные отношения
Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Д. Левитов, Р.С. Немов, К.К. Платонов.
Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными.
Проявляясь в ответ
на воздействие жизненно значимых событий,
эмоции влияют на содержание и динамику
познавательных процессов: восприятия,
внимание, воображения, память, мышления,
и все виды деятельности и поведения.
Влияние эмоций сказывается на восприятие
как, например, для радостного человека
все вокруг приятно и радует, а
рассерженный замечает в предмете своего
гнева лишь то, что усиливает его
раздражение. Хорошее настроение улучшает
процесс запоминания. Благодаря
эмоциональной памяти долго помнится
пережитые события. Люди, наделенные
эмоциональной памятью, могут живо
представить и сами чувства, которые
когда-то ими овладевали. Эмоции связаны
и с забыванием. Человек быстро
забывает то, что эмоционально нейтрально
и не имеет особого значения для
него. Эмоциональные состояния
Другое значение чувств состоит в том, что невозможна никакая деятельность без положительного эмоционального отношения к ребенку. Например, страх воспитанника перед педагогом не способствует достижениям воспитанника.
В своих работах А.В. Запорожец доказал, что эффективность обучения зависит от эмоционального отношения ребенка к обучающему его человеку, а также к предложенному ему заданию и от оценки его деятельности. Ни одна деятельность без положительного отношения не может осуществляться.
Чувства дошкольника
непроизвольны. Они быстро вспыхивают,
ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное
веселье нередко сменяется
Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети, гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально.
Маленький ребенок
не умеет управлять эмоциями. Его
чувства быстро возникают и так
же быстро исчезают. С развитием
эмоциональной сферы у
По мере того, как
ребенок растет, его эмоциональный
мир становится богаче и разнообразнее.
От базовых (страха, радости и др.)
он переходит к более сложной
гамме чувств: радуется и сердится,
восторгается и удивляется, ревнует
и грустит. Меняется и внешнее
проявление эмоций. Это уже не младенец,
который плачет и от страха, и
от голода. Пятилетний ребенок в
отличие от двухлетнего уже может
не показывать страх или слезы. Он
научается не только в значительной
степени управлять выражением своих
чувств, облекать их в культурно
принятую форму, но и осознанно пользоваться
ими, информируя окружающих о своих
переживаниях, воздействуя на них. Настроение
ребенка во многом зависит от взаимоотношений
со взрослыми и сверстниками. Если
взрослый внимателен к ребенку, уважает
его личность, то он испытывает эмоциональное
благополучие. Если взрослый приносит
огорчения ребенку, то он остро переживает
чувства неудовлетворения, перенося,
в свою очередь, на окружающих его
людей, свои игрушки негативное отношение.
С развитием эмоциональной
Развитие эмоций, чувств
ребенка связано с