Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

ПЛАН 777.docx

— 49.39 Кб (Скачать)

У ребенка постепенно появляется способность управлять  своими эмоциями, то есть произвольность поведения. Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, то есть наличие как положительных, так и отрицательных эмоций. Но если часто возникают отрицательные  ситуации, то это приводит к разбалансировки  чувств, что нередко наблюдается  у импульсивных детей. Разбалансировка  чувств вызывается тем, что у гиперактивного ребенка эмоциональная сфера  развивается очень медленно, у  него не формируется механизм эмоционального предвосхищения, поэтому ему трудно управлять своими эмоциями. Что и  выражается в его поведении, которое  редко вызывает положительные эмоциональные  реакции у взрослых и сверстников, что еще больше усиливает эмоциональное  неблагополучие таких детей. Ведь его  взаимоотношения с другими людьми - наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка. Для того чтобы  ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить взрослые. Вот почему так важно как можно  раньше обратить внимание на поведение  и переживания импульсивного  ребенка, у которого часто отмечается состояние эмоционального неблагополучия и как следствие, напряженные  отношения в семье и в детском  коллективе.

I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного  ребенка дошкольного  возраста

В последние годы число  гиперактивных детей катастрофически  выросло. Многочисленные исследователи  детской гиперактивности говорят  о том, что гиперактивные дети доставляют много проблем не только родителям, педагогам, это еще и  серьезная социальная проблема.

У подростков с детским  диагнозом СДВГ рано развивается  тяга к алкоголизму, наркотикам, правонарушениям. Поэтому за рубежом и в нашей  стране профилактика и лечения этого  заболевания используется как превентивная мера для снижения детской и подростковой преступности. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма и наркомании и в целом для обеспечения  нормальной и полноценной жизни  детям с СДВГ. Необходимо уметь  своевременно выявить (до поступления  ребенка в школу) и правильно  диагностировать это состояние.

СДВГ - патология, требующая  своевременной диагностики и  комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической. Но это состояние имеет более  оптимистичные возможности реабилитации в отличие от многих других неврологических  заболеваний, при условии, если она  проводится в возрасте от 3 до 7 лет.

Необходимо помнить, что отсутствие вообще какой - либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни  этих детей и окружающих.

Дети, страдающие СДВГ, требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с этими детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и  семье может помочь адаптироваться детям и быть успешными.

Основными проявлениями СДВГ считается гиперактивность, дефицита внимания и импульсивность.

Импульсивность - особенность  поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся  в склонности действовать по первому  побуждению, под влиянием внешних  обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует  и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Импульсивность свойственна  детям дошкольного и отчасти  младшего школьного возраста в связи  с присущей этому возрасту слабость контроля за своим поведением.

Импульсивное поведение  детей, как никакое другое, вызывает множество нареканий и жалоб  родителей и педагогов. Первое, что  бросается в глаза при знакомстве с импульсивным ребенком, это его  чрезмерная и какая-то «бестолковая»  подвижность. Никакие попытки вразумления  на импульсивных детей, как правило, не действуют. Хотя у них все нормально  и с памятью и с пониманием речи. Просто они не могут удержаться.

Гиперактивность необходимо отличать от обычной активности, которая  свойственна большинству детей  дошкольного возраста. Для этого  сравним поведение гиперактивного и активного ребенка.

Таблица № 1

 
Гиперактивный ребенок Активный ребенок  
- Находится  в постоянном движении и не  может себя контролировать. Даже  при сильной усталости продолжает  бегать и прыгать. Выбившись  из сил, доводит себя до истерики. Часто беспричинно двигает кистями  рук, стопами, елозит на стуле,  постоянно оборачивается. Такая  двигательная активность не имеет  определенной цели. На него не  действуют ни просьбы, ни уговоры,  он не задерживается ни на  одном, даже на самом интересном предмете.

- Не может играть  в тихие игры, отдыхать, сидеть  спокойно, заниматься чем-то определенным.

Быстро и много  говорит, задает много вопросов, при  этом, не дослушав ответа, перебивает.

- Очень плохо засыпает  и спит беспокойно.

- Часты кишечные  расстройства.

- Не реагирует на  запреты и ограничения, неуправляем.

- Не контролирует  свою агрессию - кусается, дерется,  толкается.

- Плаксив, беспокоен,  капризен, часто отрицает все  подряд.

- Часто жалуется  на головные боли и повышенную  утомляемость.

- Не способен удерживать  или сосредоточивать внимание  на деталях, из-за чего допускает  ошибки при выполнении любых  заданий.

- Не умеет доводить  выполняемую работу до конца,  так как не в состоянии усвоить  правила этой работы.

- Часто теряет свои  вещи.

- Отличается неповоротливостью,  постоянно что-нибудь переворачивает  или опрокидывает.

- Большую часть  дня не сидит на месте, предпочитает  подвижные игры пассивным. Но  если его заинтересовать спокойной  игрой, то вполне способен достаточно  долгое время ею заниматься.

- Быстро и много  говорит, а также задает множество  вопросов.

- Для него нарушение  сна и пищеварения, скорее исключение, чем правило.

- Активен, но не  везде и не всегда.

- Не агрессивен, но  умеет постоять за себя в  случае необходимости, однако  сам редко провоцирует скандал.  Может «взрываться», но подобные  вспышки гнева при правильном  психологическом подходе родители  могут легко успокоить.

 
     

Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчинятся инструкциям. Они создают определенные трудности в работе учителям и  воспитателям, потому что гиперактивные  дети, очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственные. Они часто  задевают и роняют предметы, толкают  сверстников, создают различные  конфликтные ситуации, часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Известный американский психолог В. Оклендер так характеризовал этих детей: «Гиперактивному ребенку  трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно  говорлив, может раздражать манерой  поведения. Часто у него плохая координация  или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку  трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». (25, с.228)

Синдром дефицита внимания проявляется преждевременным прерыванием  выполнения заданий и начатой  новой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как  их отвлекают другие раздражители.

Двигательная гиперактивность  означает не только выраженную потребность  в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда  ребенку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости  от ситуации это может проявляться  в беганье, прыжках, во вставании  с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в конструктивной ситуациях, требующих высокой степени  контроля.

Импульсивность или  склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям проявляется как в  повседневной жизни, так и в ситуации обучения. В любой деятельности у  таких детей наблюдается «импульсивный  тип работы»: они с трудом ждут своей очереди, прерывают других и выкрикивают свои ответы, не отвечая  на вопрос полностью. Часть детей  из-за своей импульсивности легко  попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. Эта  склонность к риску становится причиной травм и несчастных случаев.

В большинстве случаев  импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом, она сохраняется в  процессе развития и взросления детей  наиболее долго. Импульсивность, часто  сочетается с агрессивностью и оппозиционным  поведением, приводит к трудностям в контактах и социальной изоляции. Трудности в контактах и социальная изолированность является частыми  симптомами, затрудняющими отношения  с родителями, педагогами и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют  дистанцию между собой и взрослым (психологом, педагогом), проявляют  панибратское отношение к ним. Им трудно адекватно воспринимать и  оценивать социальные ситуации, строить  свое поведение в соответствии с  ними.

Проявления гиперактивности  определяется не только избыточной двигательной активностью и импульсивностью  поведения, но также нарушением когнитивных  функций (внимание и памяти) и двигательной неловкостью, обусловленной статико-локомоторной недостаточностью.

Эти особенности в  значительной степени связаны с  недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывает на важную роль дисфункций префронтальных отделов больших  полушарий головного мозга в  генезе СДВГ.

Кроме перечисленных  симптомов, многие авторы указывают  на часто встречающиеся симптомы: агрессивность, негативность, упрямство, лживость, а также низкую самооценку (Брязгунов, Касаткина, 2002; голик, Мамцева, 2001; Бадалян и др., 1993)

Однако вышеописанные  особенности поведения все же не дают полной характеристики этого  типа детей, хотя и лежат на поверхности  в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь  ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно  большое значение и для понимания  природы гиперактивного поведения  детей, и для коррекции отдельных  ее проявлений являются разнообразные  симптомы и нарушения эмоциональной  сферы.

Во-первых, дети этого  типа часто или возбудимы, или  внутренне напряжены. Для них  характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.

Во-вторых, обследования подтверждают, что эти дети бедны  эмоциональными ощущениями: у них  не выразительны в цветовом отношении  рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям.

В-третьих, чему следует  уделить особое внимание, подобная картина эмоционального поведения  дошкольника может быть существенно  дополнена изучением эмоциональной  взаимосвязи между ребенком и  близким взрослым, в первую очередь  между ребенком и матерью.

Практически все окружающие гиперактивного ребенка люди (родители, педагоги, сверстники) пребывают в  уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем  и недостатков, попросту «взять себя в руки», «собравшись» и так далее.

К сожалению, они ошибаются.

Некоторое время каждый гиперактивный ребенок будет  пытаться соответствовать ожиданиям  окружающих людей «направлять волю», «следить за собой». Постепенно, однако, и он, и другие люди убеждаются в  том, что никаких успехов это  не приносит. Более того, чем больше ребенка стыдят и ругают, тем хуже у него идут дела. Дальше ситуация может  развиваться несколькими путями.

Ребенок может «опустить  руки» и просто плюнуть на мнение окружающих. «Ну и пусть я буду самым плохой. Чем хуже - тем лучше!» - так звучит его лозунг. Понятно  куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит  место, где его особенности принимают  и одобряют. Это место - улица, двор.

Другой ребенок, с  более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть, так  как во время болезни его не ругают и делают все, что он хочет.

Третий ребенок, самым  сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь  хоть как-нибудь, приспособиться к обстоятельствам. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением - проявления синдрома резко идут на убыль.

Конечно, поведение  ребенка, в значительной мере определяется стилями воспитания в семье. К  сожалению, из-за того, что поведение  такого ребенка отличается от обычного, родители зачастую не могут «принимать»  его так, как других детей. Обычная  система «проступок - наказания» в  данном случае не эффективна, поведение  ребенка не улучшается, несмотря на старания родителей. Ребенок и сам  встревожен состоянием взаимоотношений  с родителями, но поведения своего не меняет. Родителям и педагогам  необходимо понять, что гиперактивный  ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям  сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват и что бесконечные  замечания и одергивания ребенка  приведут не к послушанию, а к  обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Поэтому не следует  обвинять ребенка в отсутствии желания  или волевых усилий («может, но не хочет!»), необходимо понять, что проблемы, связанные с его обучением  и воспитанием являются результатом  измененной биохимической активности мозговых структур («хочет, старается, но не может»).

В чем же причины  возникновения гиперактивности?

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин заболевания, окончательной  ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество  факторов. Все точки на причину  заболевания можно объединить в  три большие группы: биологические, психосоциальные, генетические.

Биологические факторы.

Биологические факторы  по времени их воздействия подразделяются на перинатальную и раннюю постнатальную  патологию.

К факторам перинатальной  патологии могут быть отнесены токсикозы  во время беременности, обострения хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания во время  беременности, принятие больших доз  алкоголя и курения матери во время  беременности, травмы в области живота, иммунологическая несовместимость  по резус - фактору, попытки прервать беременность или угроза выкидыша.

Информация о работе Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста