Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:00, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной проблеме.
2. Познакомится с практическим опытом психодиагностики и коррекции эмоционального неблагополучия (импульсивности), опубликованной в периодической печати.
3. Выяснить: изменяются ли взаимоотношения родителей с «проблемным» ребенком после разъяснения им причин возникновения и способов профилактики поведения ребенка.
4. Разработать и апробировать совместно с родителями систему методов, направленные на преодоления эмоционального неблагополучия (импульсивности) ребенка старшего дошкольного возраста.
Введение
I. Теоретические подходы к проблеме изучения эмоционального неблагополучия у детей дошкольного возраста.
I.1 Значение развития эмоциональной сферы ребенка для полноценного развития его личности
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
I.3 Разнообразные формы работы с импульсивными детьми
II. Психологическая коррекционная работа с импульсивными детьми старшего дошкольного возраста.
II.1 Психодиагностика эмоциональной сферы импульсивного ребенка
II.2 Содержание деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
III. Результаты деятельности по преодолению эмоционального неблагополучия у детей старшей группы ДОУ № 121
Заключение
Литература
Приложение
У ребенка постепенно
появляется способность управлять
своими эмоциями, то есть произвольность
поведения. Для психического здоровья
необходима сбалансированность эмоций,
то есть наличие как положительных,
так и отрицательных эмоций. Но
если часто возникают отрицательные
ситуации, то это приводит к разбалансировки
чувств, что нередко наблюдается
у импульсивных детей. Разбалансировка
чувств вызывается тем, что у гиперактивного
ребенка эмоциональная сфера
развивается очень медленно, у
него не формируется механизм эмоционального
предвосхищения, поэтому ему трудно
управлять своими эмоциями. Что и
выражается в его поведении, которое
редко вызывает положительные эмоциональные
реакции у взрослых и сверстников,
что еще больше усиливает эмоциональное
неблагополучие таких детей. Ведь его
взаимоотношения с другими
I.2 Понятие «импульсивность». Портрет импульсивного ребенка дошкольного возраста
В последние годы число
гиперактивных детей
У подростков с детским диагнозом СДВГ рано развивается тяга к алкоголизму, наркотикам, правонарушениям. Поэтому за рубежом и в нашей стране профилактика и лечения этого заболевания используется как превентивная мера для снижения детской и подростковой преступности. Для профилактики подростковой преступности, алкоголизма и наркомании и в целом для обеспечения нормальной и полноценной жизни детям с СДВГ. Необходимо уметь своевременно выявить (до поступления ребенка в школу) и правильно диагностировать это состояние.
СДВГ - патология, требующая
своевременной диагностики и
комплексной коррекции: психологической,
медицинской и педагогической. Но
это состояние имеет более
оптимистичные возможности
Необходимо помнить, что отсутствие вообще какой - либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.
Дети, страдающие СДВГ, требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с этими детьми должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться детям и быть успешными.
Основными проявлениями СДВГ считается гиперактивность, дефицита внимания и импульсивность.
Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах - черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.
Импульсивность свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабость контроля за своим поведением.
Импульсивное поведение
детей, как никакое другое, вызывает
множество нареканий и жалоб
родителей и педагогов. Первое, что
бросается в глаза при
Гиперактивность необходимо
отличать от обычной активности, которая
свойственна большинству детей
дошкольного возраста. Для этого
сравним поведение
Таблица № 1
Гиперактивный ребенок | Активный ребенок | |
- Находится
в постоянном движении и не
может себя контролировать. Даже
при сильной усталости - Не может играть
в тихие игры, отдыхать, сидеть
спокойно, заниматься чем-то Быстро и много говорит, задает много вопросов, при этом, не дослушав ответа, перебивает. - Очень плохо засыпает и спит беспокойно. - Часты кишечные расстройства. - Не реагирует на
запреты и ограничения, - Не контролирует свою агрессию - кусается, дерется, толкается. - Плаксив, беспокоен, капризен, часто отрицает все подряд. - Часто жалуется на головные боли и повышенную утомляемость. - Не способен удерживать
или сосредоточивать внимание
на деталях, из-за чего - Не умеет доводить
выполняемую работу до конца,
так как не в состоянии - Часто теряет свои вещи. - Отличается неповоротливостью,
постоянно что-нибудь |
- Большую часть
дня не сидит на месте, - Быстро и много
говорит, а также задает - Для него нарушение
сна и пищеварения, скорее - Активен, но не везде и не всегда. - Не агрессивен, но
умеет постоять за себя в
случае необходимости, однако
сам редко провоцирует скандал. |
|
Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно сидеть на одном месте, молчать, подчинятся инструкциям. Они создают определенные трудности в работе учителям и воспитателям, потому что гиперактивные дети, очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственные. Они часто задевают и роняют предметы, толкают сверстников, создают различные конфликтные ситуации, часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризовал этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». (25, с.228)
Синдром дефицита внимания
проявляется преждевременным
Двигательная гиперактивность
означает не только выраженную потребность
в движениях, но и чрезмерное беспокойство,
которое особенно выражено тогда, когда
ребенку требуется вести себя
относительно спокойно. В зависимости
от ситуации это может проявляться
в беганье, прыжках, во вставании
с места, а также в выраженной
болтливости и шумном поведении,
раскачивании и вертлявости. Прежде
всего, это наблюдается в
Импульсивность или
склонность к слишком быстрым, необдуманным
действиям проявляется как в
повседневной жизни, так и в ситуации
обучения. В любой деятельности у
таких детей наблюдается «
В большинстве случаев
импульсивность нельзя назвать преходящим
симптомом, она сохраняется в
процессе развития и взросления детей
наиболее долго. Импульсивность, часто
сочетается с агрессивностью и оппозиционным
поведением, приводит к трудностям
в контактах и социальной изоляции.
Трудности в контактах и
Проявления гиперактивности
определяется не только избыточной двигательной
активностью и импульсивностью
поведения, но также нарушением когнитивных
функций (внимание и памяти) и двигательной
неловкостью, обусловленной статико-
Эти особенности в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности и указывает на важную роль дисфункций префронтальных отделов больших полушарий головного мозга в генезе СДВГ.
Кроме перечисленных симптомов, многие авторы указывают на часто встречающиеся симптомы: агрессивность, негативность, упрямство, лживость, а также низкую самооценку (Брязгунов, Касаткина, 2002; голик, Мамцева, 2001; Бадалян и др., 1993)
Однако вышеописанные особенности поведения все же не дают полной характеристики этого типа детей, хотя и лежат на поверхности в виде повышенной двигательной активности и недостаточно сформированных действий самоконтроля. Может быть, не столь ярко выступающими, но имеющими чрезвычайно большое значение и для понимания природы гиперактивного поведения детей, и для коррекции отдельных ее проявлений являются разнообразные симптомы и нарушения эмоциональной сферы.
Во-первых, дети этого типа часто или возбудимы, или внутренне напряжены. Для них характерны смена настроений, переживание, чувства страха, проявления тревожности, негативизма.
Во-вторых, обследования
подтверждают, что эти дети бедны
эмоциональными ощущениями: у них
не выразительны в цветовом отношении
рисунки, стереотипны и поверхностны
образы; беден эмоциональный отклик
на музыкальные, художественные произведения;
неглубоки эмоциональные
В-третьих, чему следует
уделить особое внимание, подобная
картина эмоционального поведения
дошкольника может быть существенно
дополнена изучением
Практически все окружающие гиперактивного ребенка люди (родители, педагоги, сверстники) пребывают в уверенности, что ребенок вполне может избавиться от всех проблем и недостатков, попросту «взять себя в руки», «собравшись» и так далее.
К сожалению, они ошибаются.
Некоторое время каждый
гиперактивный ребенок будет
пытаться соответствовать ожиданиям
окружающих людей «направлять волю»,
«следить за собой». Постепенно, однако,
и он, и другие люди убеждаются в
том, что никаких успехов это
не приносит. Более того, чем больше
ребенка стыдят и ругают, тем хуже
у него идут дела. Дальше ситуация может
развиваться несколькими
Ребенок может «опустить руки» и просто плюнуть на мнение окружающих. «Ну и пусть я буду самым плохой. Чем хуже - тем лучше!» - так звучит его лозунг. Понятно куда приблизительно ведет этот путь. Довольно быстро такой ребенок находит место, где его особенности принимают и одобряют. Это место - улица, двор.
Другой ребенок, с более слабым здоровьем начинает много и разнообразно болеть, так как во время болезни его не ругают и делают все, что он хочет.
Третий ребенок, самым сильный и мужественный, несмотря на все колоссальные трудности, продолжает бороться за место под солнцем, пытаясь хоть как-нибудь, приспособиться к обстоятельствам. Но когда место найдено, все вздыхают с облегчением - проявления синдрома резко идут на убыль.
Конечно, поведение
ребенка, в значительной мере определяется
стилями воспитания в семье. К
сожалению, из-за того, что поведение
такого ребенка отличается от обычного,
родители зачастую не могут «принимать»
его так, как других детей. Обычная
система «проступок - наказания» в
данном случае не эффективна, поведение
ребенка не улучшается, несмотря на
старания родителей. Ребенок и сам
встревожен состоянием взаимоотношений
с родителями, но поведения своего
не меняет. Родителям и педагогам
необходимо понять, что гиперактивный
ребенок не «вредный» и не «плохой»,
просто ему труднее, чем другим детям
сдерживать свою двигательную активность,
он в этом не виноват и что бесконечные
замечания и одергивания
В чем же причины возникновения гиперактивности?
Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин заболевания, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов. Все точки на причину заболевания можно объединить в три большие группы: биологические, психосоциальные, генетические.
Биологические факторы.
Биологические факторы по времени их воздействия подразделяются на перинатальную и раннюю постнатальную патологию.
К факторам перинатальной
патологии могут быть отнесены токсикозы
во время беременности, обострения
хронических заболеваний у