Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Во время занятия, с целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рек о мендуется использовать игры-разминки.
Можно предложить участникам
вести дома дневник, в котором
описывать всё то, что происходит
с ним в группе, свои чувства, мысли,
анализировать причины
Требования к ведущему группы .
Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились опытным психологом (тренером), который сам прошёл специальную подгото в ку и сам был в роли рядового участника.
В ходе проведения занятий ведущий должен чётко осознавать свою о с новную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].
Прежде чем приступать
непосредственно к самим
Оговаривается и периодичность дальнейших встреч.
Взаимодействие с
Заключение
В настоящее время большинство
исследователей указывают на взаимообусловленность
девиантных поступков и деструктивных
социально-политических процессов, происходящих
в обществе. При этом часто указывается
на то, что рост тех или иных нарушений
является результатом издержек и
ошибок в осуществлении социально-
В этой связи на первое место
в решении вопросов профилактики
выдвигаются экономические меры
реформирования общественных отношений,
необходимость повышения
Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Вот почему в числе причин роста девиантного поведения особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и подростками.
Лучшая профилактика девиантного
поведения – это
Отношения взаимного доверия
и уважения разрушают асоциальные
установки у
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
Список использованной литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая
коррекция отклоняющегося
2. Богданова О. С. О
нравственном воспитании
3. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
4. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.
5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое рук о водство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.
6. Гонеев А.Д. И др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сласт е лина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М., 1994.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М: 1997.
9. Змановская Е.В. Девиантология
(Психология отклоняющегося
10. Игры – обучение, тренинг,
досуг…/Под ред. В. В.
11. Касаткин В. Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.
12. Касаткин и др. Здоровье:
Предупреждение употребления
13. Кащенко В.П. Педагогическая
коррекция: Исправление
14. Коджаспирова Г.М.
15. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Социально-психологический и психиатрический аспекты. – Минск, 1988.
16. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
17. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
18. Личко А.Е. Психология и акцентуации характера у подростков. – Л.: 1983.
19. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, с. 158.
20. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
21. Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.
22. Овчарова Р.В. Технологии
практического образования
23. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.
24. Панфилова М.А. Игротерапия
общения: Тесты и
25. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Акад е мия, 2001. – 160 с.
26. Шакурова Н.В. Методика и норма работы социального педагога. – М.,