Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

 

Во время занятия, с  целью снятия усталости, напряжения, а также для более быстрого включения в работу, рек о мендуется  использовать игры-разминки.

 

Можно предложить участникам вести дома дневник, в котором  описывать всё то, что происходит с ним в группе, свои чувства, мысли, анализировать причины возникновения  тех или иных переживаний, реакций  на происходящее. Кроме того, в конце  занятия ведущий предлагает участникам задание на сам о познание, которое  направлено либо на закрепление полученных знаний и умений, либо на подготовку к сл е дующей встрече.

 

Требования к ведущему группы .

 

Очень важно, чтобы подобные занятия в школе проводились  опытным психологом (тренером), который  сам прошёл специальную подгото  в ку и сам был в роли рядового участника.

 

В ходе проведения занятий  ведущий должен чётко осознавать свою о с новную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении [24, стр. 156].

 

Прежде чем приступать непосредственно к самим занятиям, руководителю группы (тренеру) необходимо встр е титься с будущими участниками. В ходе предварительной беседы психолог разъясняет задачи предстоящей работы, принципы, на которых она будет  базироваться. В доступной для  учащихся форме необходимо объяснить, чем они будут заниматься. Обязательно  огов о рить вопрос добровольности участия. На предварительной встрече  нужно у б у дущих участников сформировать установку на дальнейшую работу: заинтересованность в успехе тренинга, подготовить к эмоциональным  нагру з кам.

 

Оговаривается и периодичность  дальнейших встреч.

 

Взаимодействие с администрацией школы заключается в необходимости  оказания материальной помощи: выделение  помещения, музыкальное оснащение, снабжение канцелярскими принадлежн о стями и др.

 

Заключение

 

В настоящее время большинство  исследователей указывают на взаимообусловленность  девиантных поступков и деструктивных  социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается  на то, что рост тех или иных нарушений  является результатом издержек и  ошибок в осуществлении социально-экономических  реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами  воспитания, кризису традиционной системы  ценностей.

 

В этой связи на первое место  в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального  уровня и социальной защищенности российских граждан.

 

Наблюдение за подростками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в  условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей  не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.

 

Вот почему в числе причин роста девиантного поведения  особо следует выделить недостатки воспитательной работы с детьми и  подростками.

 

Лучшая профилактика девиантного  поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные  возможности воспитания намного  эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают  и начинают действовать тогда, когда  поступок уже совершен. Для того, чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно  достичь путем целенаправленного  воспитательного воздействия.

 

Отношения взаимного доверия  и уважения разрушают асоциальные  установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны  людям и всему обществу. Хочется  обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное  не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в  достижении своих жизненных целей  будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

 

Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.

 

Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения  с родителями и педагогами - все  это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем  осторожно относиться к своим  и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену  активных и трудолюбивых людей. Характер детей в руках взрослых - пусть  эти руки будут нежными, разумными  и справедливыми!

 

Список использованной литературы

 

1. Бадмаев С.А. Психологическая  коррекция отклоняющегося поведения  школьн и ков. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

 

2. Богданова О. С. О  нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещ е ние, 1979. – 111 с.

 

3. Волков Б.С. Психология  подростка. – М.: Педагогическое  общество России, 2001. – 160 с.

 

4. Воспитание трудного  ребёнка: Дети с девиантным  поведением /Под ред. М.И, Рожкова.  – М.: Владос, 2001. – 240 с.

 

5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая  профилактика наркомании: Практическое  рук о водство для педагогов  и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

 

6. Гонеев А.Д. И др. Основы  коррекционной педагогики: Учеб. Пособие  для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева,  Н. В. Ялпаева; Под ред. В.  А. Сласт е лина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

 

7. Галагузова М.А. Социальная  педагогика. – М., 1994.

 

8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение  в общую психологию. – М: 1997.

 

9. Змановская Е.В. Девиантология  (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

 

10. Игры – обучение, тренинг,  досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского.  – М.: Н о вая школа, 1994. –  368 с.

 

11. Касаткин В. Н. и  др. Здоровье: Программа профилактики  курения в школе. – М.: 2003. –  132 с.

 

12. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя  и нарк о тиков в школе.  – М., 2003. – 136 с.

 

13. Кащенко В.П. Педагогическая  коррекция: Исправление недостатков  характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 2000. – 304с.

 

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический  словарь – М: 2000.

 

15. Кондрашенко В.Т. Девиантное  поведение у подростков. Социально-психологический  и психиатрический аспекты. –  Минск, 1988.

 

16. Коррекционная педагогика  в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э.  Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под  ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. – 320с.

 

17. Лидерс А.Г. Психологический  тренинг с подростками: Учеб. пособие  для студ. высш. учеб. заведений. –  М.: Академия, 2003. – 256 с.

 

18. Личко А.Е. Психология  и акцентуации характера у  подростков. – Л.: 1983.

 

19. Макаренко А.С. Педагогические  сочинения. Т. 3, с. 158.

 

20. Мухина В.С. Возрастная  психология. – М., 2000.

 

21. Немов Р.Н. Общие основы  психологии. – М., 1999.

 

22. Овчарова Р.В. Технологии  практического образования психолога.  – М.: 2000.

 

23. Осипова А.А. Общая  психокоррекция: Учеб. пособие для  студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

 

24. Панфилова М.А. Игротерапия  общения: Тесты и коррекционные  игры. Практич е ское пособие  для психологов, педагогов и родителей.  – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

 

25. Психокоррекционная и  развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений. /Под ред. И. В.  Дубровиной. – М.: Акад е мия, 2001. – 160 с.

 

26. Шакурова Н.В. Методика  и норма работы социального  педагога. – М.,


Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема