Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

 

С детства ребенок часто  капризничает, плачет, боится всего, его  быстро утомляет даже небольшое количество людей, поэтому стремится к уединению. У таких подростков явно занижена самооценка, не могут при необходимости  постоять за себя. «Слабое звено»: внезапные  аффектные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности. Для этого типа характерны такие виды поведения: аффективное (резкие вспышки разрушительности), аутическое (его утомляет общество людей, он стремится к уединению).

 

Сензитивный тип

 

Ребенок боязлив, боится одиночества, темноты, животных. Избегает активных и шумных сверстников. Для этого  типа характерно мстительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию  и самоунижению, растерянность в  трудных ситуациях, повышенная обидчивость  и конфликтность на этой почве. Для  этого типа характерны такие виды поведения как: аутическое (замкнутость, стремление к уединению), суицидальное.

 

Психастенический тип

 

В детстве возникают различные  фобии - боязнь незнакомых людей, новых  предметов, темноты, страх остаться одному дома или за закрытой дверью. Склонность к бесконечным рассуждениям, наличие навязчивых идей, опасений.

 

Шизоидный тип

 

Дети любят играть одни избегают шумных детских забав, предпочитают общество более старших ребят. Эмоционально холодны, почти не выражают ни каких  эмоций, равнодушны к чужой беде, могут быть даже жестокими. «Слабое  звено» не переносит ситуаций, в  которых нужно устанавливать  неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних  людей в его внутренний мир. Этому  типу характерны такие виды поведения  суицидальное и аддективное.

 

Эпилептоидный тип.

 

Для детей этого типа свойственны  злобная реакция на тех, кто попытается овладеть их собственностью, проявляется  чрезмерная требовательность, приводящая к раздражительности в связи  с замеченным непорядком. «Слабое  звено» практически не переносит  подчинение и бурно восстаёт против ущемления своих интересов. Для  этого типа характерны такие виды поведения как демонстративный  суицид и самоповреждение (как форма  места), аддективное поведение (сильно пьянство), криминальное, деликвентное.

 

Паранойяльный тип.

 

Дети этого стремятся, во что бы то ни стало достичь  желаемого, характерна агрессивность, разрушительность, гневливость, которая  проявляется тогда, когда что-то или кто-то оказывается на пути к  достижению поставленной цели; отсутствие душевности в отношениях с людьми, авторитарность, чрезвычайно честолюбивы. Этому типу характерно такое поведение  как агрессивное.

 

Истероидный тип.

 

Дети этого типа стремятся  к общему вниманию и восхищению. Проявляется способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск. «Слабое звено» неспособность  переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем  более их высмеивание, что может  привести к острым аффективным реакциям и суициду.

 

Гипотивный тип.

 

Дети этого типа почти  всегда вялые, обижены на всех, на лице часто выражено недовольство. Они  обидчивы, ранимы, склонны искать у  себя недомогания, часто впадают  в апатию, проявляются унылые мысли. Для этого типа характерно аутическое поведение.

 

Конформный тип.

 

Для детей этого типа характерно: несамостоятельность, безволие, почти  полное отсутствие критичности как  в отношении себя, так и своего ближайшего окружения, что может  послужить причиной аморального  поведения. «Слабое звено» не переносит  крутых перемен, ломки жизненного стереотипа. Лишение привычного окружения может  послужить причиной реактивных реакций. Для этого типа характерно криминальное и деликвентное поведение (групповые  правонаруш ения), аддективное [18, стр. 87].

 

Таким образом, мы показали, что каждому типу характера соответствует  определенный вид или виды девиантного  поведения. Социальный педагог, который  имеет дело с «трудными» детьми, должен владеть этой информацией. Зная типы характера, психологические особенности  каждого из них, формы девиантного  поведения, к которым они склоняются и провоцирующие причины, социальный педагог сможет гораздо более эффективно строить и профилактическую, и коррекционную работу. А, следовательно, возрастут шансы помочь «трудным» подросткам.

 

1.4 Особенности отдельных  психических форм девиантного  поведения

 

К основным формам девиантного  поведения в современных условиях можно отнести:

 

1.4.1 Наркомания

 

Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники  свидетельствуют о том, что наркотики  употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет  до нашей эры. Первыми наркотиками  были продукты опиумного мака и индийской  конопли. Употребление наркотиков, по общему прави лу, было уделом «низших  слоев» [5, стр. 32].

 

Разновидностью наркомании является токсикомания. К распространенным наркотическим веществам относятся:

 

1. Морфий и героин –  алколойды опиума;

 

2. Снотворные средства, включающие  так называемые барбитураты;

 

3. Гашиш (анаша, план, марихуана);

 

4. Стимулирующие средства, обладающие эффектом возбуждения  нервной системы.

 

5. Кокаин – алколойд  растения кока.

 

Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической или психологической зависимости  от наркотиков, непреодолимом влечение к ним, что постепенно приводит организм к физическому и психологическому истощению.

 

Наркомания имеет социальные последствия. Для преступных элементов  это легкий путь добывания денег. Злоупотребление наркотиками ведет  к росту смертности, особенно среди  молодежи и развитию целого «букета» соматических и психических заболеваний.

 

На почве наркомании совершаются  преступления, так как в состоянии  «ломки» наркоман способен на любое  преступление. Приобретение наркотиков становится фоном для совершения ряда преступлений против личности: воровства, грабежа, разбоя. Наркомания отрицательно влияет на потомство. Дети рождаются  с серьезными физическими и психологическими отклонениями, что в свою очередь  ведет к распаду семьи. Наркоман деградирует как личность, так  как рабская зависимость от наркотиков заставляет его совершать аморальные поступки.

 

Одной из психологических  субъективных причин наркомании является неудовлетворенность жизнью в связи  с самыми различными обстоятельствами: личными трудностями, недостатками социально-культурной сферы, неустроенный досуг, социальная несправедливость, неустроенность быта, неудачами в учебе или  на работе, разочарование в людях. Значительное место в этнологии  причин наркомании занимает личность наркомана. Имеются в виду демографические, возрастные и социально-медицинские  аспекты. Среди наркоманов преобладают  мужчины. Другое важное обстоятельство – то, что этим недугом поражена, главным образом, молодежь.

 

Мотивы наркомании и токсикомании:

 

1. Удовлетворение любопытства  относительно действия наркотического  вещества;

 

2. Испытание чувства принадлежности  с целью быть принятым определенной  группой;

 

3. Выражение независимости,  а иногда враждебного настроения  по отношению к окружающим;

 

4. Познание приносящего  удовольствие нового, волнующего  или таящего опасность опыта;

 

5. Достижение «ясности  мышления» или «творческого вдохновения»;

 

6. Достижение чувства полного  расслабления;

 

7. Уход от чего-то гнетущего.

 

Питательной почвой для наркомании является микросреда. Большое значение играет семья, уличное окружение. Появление  хотя бы одного наркомана во дворе, на улице, в школе на работе, пагубно  влияет на окружающих. Первоначально  наркотики дают как угощение, бесплатно, потом в долг, затем требуют  деньги.

 

Токсикомания – заболевание, вызванное потреблением токсических  веществ, т.е. таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая  – чигиря, вдыханием ароматических  веществ бытовой химии. В состоянии  опьянения кроме эйфории возникают  зрительные галюцинации.1

 

1.4.2 Курение

 

Одной из основных причин начала курения, является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов; ПТУ  и студентов младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в  молодом возрасте – подражание взрослым. В некурящих семьях курящими становятся не более 25 % детей, в курящих семьях, число курящих детей превышает 50%. У многих, курение объясняется  подражание ку рящим товарищам или  героям кино [11, стр. 104].

 

В распространении этой вредной  привычки имеет значение, своеобразное принуждение детей к курению  со стороны курящих. В школах курящие, считают некурящих трусами, «маменькиными» сыночками не вышедшими из-под  опеки родителей, несамостоятельными. Желание избавиться от такого мнения товарищей, встать вровень с курящими, достигается с помощью первой выкуренной сигареты. Независимо от характера  причин, толкнувших на курение, оно, как  правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат табачного дыма и  затянуться приходит незаметно, но, к  сожалению, становится всё более  сильным.

 

1.4. 3 Пьянство и алкоголизм

 

Между этими понятиями  существуют различия. Алкоголизм –  патологическое влечение к спиртному  и последующее социально-нравственной деградацией личности. Пьянство –  это неумеренное употребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности, нарушает ее социальную адаптацию [12, стр. 3].

 

Выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом  пьянства является: развлечение, воздействие  ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.

 

Алкогольная зависимость  формируется постепенно и определяется сложными измерениями, которые происходят в организме пьющего человека. Влечение к спиртному проявляется  в поведение человека: повышенная суетливость в подготовке к выпивке, «потирание рук», эмоциональная приподнятость. Чем больше «алкогольный стаж» тем  меньше удовольствия приносит выпивка.

 

На формирование алкоголизма  влияет несколько факторов: наследственные факторы, характер, индивидуальные свойства личности и особенности окружающей среды. К факторам способствующим алкоголизации  можно отнести низкий уровень  материального положения и образование.

 

Развитию алкоголизма  у подростков способствует ранее  приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». В Тюмени при обследовании детских садов  было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый че твертый мальчик пробовали  вино.

 

Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает  как компенсирующий фактор, позволяющий  якобы сгладить дефекты личности.

 

Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления  застенчивости, от которой страдают многие подростки.

 

Алкоголизм - это поступательное заболевание, оно начинается с бытового пьянства и заканчивается на клинической  койке. Для пьяницы со стажем, чтобы  «поймать кайф» доза спиртного увеличивается  в 2-а 3-и раза по сравнению с прежней  нормой. В дальнейшем влечение к  алкоголю приобретает черты физиологической  зависимости, толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к  спиртному приобретает патологический характер. В организме человека происходит необратимый процесс, организму  необходим спирт для обменных процессов. На последней стадии алкоголизма  порог толерантности снижается, человеку достаточно выпить кружку пива для хмеля.

 

Спиртное становится главным  в жизни. Человеку уже все равно, что пить, с кем пить и сколько.

 

1.4. 4 Проституция

 

Долгое время проституцию  окружали мифы и таинственность, но у этих мифов есть две стороны: одна внешняя – приятная, другая – скрытая, нелицеприятная. Мифы о  престижности занятия проституцией, о благородных «кавалерах», о  насилии и неизбежности проституции  так и остаются мифами. Красивые номера в гостиницах обычно заканчиваются  грязными комнатами в притонах, кабинами машин и т. д., венерическими заболеваниями, наркологическими больницами или «психушками».

 

Термин «проституция»  происходит от латинского слова prostitution – осквернение, обесчещивание. Ученые выделяют в проституции, следующие  существенные признаки:

 

1. Р од занятий –  удовлетворение сексуальных потребностей  клиентов;

 

2. Х арактер занятий  – систематический промысел в  форме половых связей с разными  лицами, без чувственного влечения  и направленный на удовлетворение  половой страсти клиентов в  любой форме;

 

3. М отив занятий –  заранее согласованное вознаграждение  в виде денег или материальных  ценностей, которые являются основным  или дополнительным источником  существования проститутки.

 

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема