Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

 

Однако, как свидетельствует  статистика и научные исследования, школа постепенно теряет свои общественные позиции, снижаются её социальная роль и референтная значимость в развитии и формировании личности ребёнка, в  воспитательном воздействии на педагогически  запущенных и трудновоспиту е  мых подростков. Более 40% учащихся с  девиантным поведением к учёбе относятся  равн о душно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а  свыше 15% учащихся относятся к учёбе  отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоня ю щимся  поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систем а тическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая  неуспеваемость (и как причина, и  как показатель педагогич е ской запущенности подростов). Отсюда снижен интерес к учёбе, ослаблена м  о тивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень  конфликтности в учебном процессе с уч и телями и одноклассниками [6, стр. 212].

 

Таким образом, «образовательно-коррекционная  деятельность в ходе учебно-воспитательного  процесса представляет собой единый процесс эмоци о нального, оперативного и содержательного свойства, что  даёт возможность корректировать не только внешнюю сторону учебно-познавательной деятел ь ности, проявляющуюся в  выполнении учебных заданий, но и  внутреннюю, в ы ражающуюся в отношении  учащихся к учебному предмету вообще и в школе в частн о сти» .

 

Наряду с учебно-познавательной деятельностью подростки с девиантным поведением являются участниками и  других видов деятельности: общественно-полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, и г  ровой и др.

 

Коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит  в том, что педагогически запуще н ным и трудновоспитуемым  подросткам предоставляется возможность  удовлетворить свои интересы, реализовать  свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным  другими в ходе участия во внеклас  с ной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений  со сверстниками и учителями и  выбрать приемлемую форму п о  ведения.

 

Внеурочная воспитательная деятельность (в отличие от учебно-познавательной) предоставляет возможность подростку  не только свободы в ы бора действия, но и создаёт условия для упражнения и тренировки определённых эмоци  о нально-волевых и нравственно-поведенческих  качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

 

Целесообразно отметить, что  участие в нравственно-правовой деятельн о сти формирует систему  знаний о нравственных нормах и правилах, об эстет и ческих требованиях  к человеку, развивает отношение  к другим людям, к самому себе, моральным  нормам и общечеловеческим ценностям, формир у ет основы культуры поведения, а также является профилактикой  ранних правонарушений и девиан т  ного поведения подростков.

 

Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия  в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учит ы вать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов  делает их средством перестройки  личностной сист е мы подростков.

 

А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление  отклоняющегося поведения личн о  сти: [6, стр. 169].

 

- метод разрушения отрицательного  типа характера (метод «взрыва» (по А. С. Макаренко) и метод  реконструкции характера);

 

- метод перестройки мотивационной  сф е ры и самосознания:

 

а) объективного переосмысления своих до с тоинств и недостатков;

 

б) переориентировки самосознания;

 

в) переубеждения;

 

г) прогнозирования отрицательного повед е ния;

 

- метод перестройки жизненного  опыта:

 

а) предписания;

 

б) ограничения;

 

в) переучивания;

 

г) переключения;

 

д) регламентации образа жизни;

 

- метод предупреждения  отрицательного и стимулирования  положител ь ного поведения:

 

а) поощрения и наказания;

 

б) соревнования;

 

в) положительной перспективы.

 

А.Д. Гонеев отмечает, что  сочетание индивидуального и  коллективного педагогического  и психологического во з действия, применение различных форм, методов  и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и  психологической работе с подростками  с отклоняющимся п о ведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодол е  ния недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств  его личности вполне осущ е ствимыми [6, стр. 77].

 

Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками  отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции  общения в семьях подростков с  девиантным поведением зависит от умелого  сочетания как прямого (психологическое  просвещение родителей), так и  опосредованного (осуществляется через  подростков, через организацию совместной деятельн о сти и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) возде й ствия на семью.

 

2.2 Коррекционная программа

 

О пыт в работ е с  девиантными подростками в системе  образовани я, обобщение опыта, привели  к попытке создания целостной  коррекционной программы. Предлагаемая программа ориентирована на наиболее сложных детей и подростков, относящихся  по своим социальным и психологическим  х а рактеристикам к группе риска. Выделенные компоненты, с одной  стороны являются общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены в зависимости от во з раста  подростка и условий реализации программы.

 

Цель: коррекция девиантного  поведения подростков, психологическая  и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы  личности, повышение личностного  статуса школ ь ника.

 

Задачи:

 

1. Развитие у подростков  способности к эмоциональной  и поведенческой саморегуляции,  сотрудничеству, адекватному проявлению  активности, иници а тиве и  самостоятельности.

 

2. Снижение тревожности,  эмоционально-психического напряжения  в различных ситуациях.

 

3. Расширение сферы самосознания  и повышение уверенности в  своих возможностях.

 

4. Повышение социально-психологической  компетентности подрос т ков  и развитие способности эффективно  взаимодействовать с окружающими.

 

5. Развитие способности  к самоуправлению; формирование  адекватных способов реагирования  в ситуациях взаимодействия со  сверстниками и взро с лыми.

 

6. Развитие навыков рефлексии,  приёма и подачи конструктивной  обра т ной связи.

 

7. Развитие навыков уверенного  поведения, умения добиваться  результ а тов.

 

8. Оптимизировать положительный  опыт, нивелировать опыт девиантного  поведения; создать и закрепить  поз и тивные образцы поведения.

 

Принципы организации  работы в группе

 

1. Недирективность позиции  ведущего группы.

 

2. Принцип учёта психофизиологических  особенностей подростков.

 

3. Принцип доверительного  стиля и и с кренности в  общении.

 

4. Принцип безоценочного  отношения участников друг к  другу.

 

5. Принцип стимулирования  самосто я тельных выводов  и выборов.

 

6. Принцип «обратной связи».

 

7. Принцип «здесь и сейчас»  (позволяет ограничить групповую  дискуссию событиями, происходящими  в данной группе и в данный  м о мент).

 

8. Принцип высказывания  от своего лица (исключение речевых  форм, типа: «мы», «по нашему мнению»  и т. п.).

 

9. Принцип акцентирования  языка чувств (описание собственного  эмоционального состо я ния).

 

10. Принцип доверительности.

 

11. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в  группе за её пределами).

 

12. Принцип «Стоп!» (даёт  право члену группы не отвечать  на какой-либо вопрос или не  участвовать в работе).

 

Предлагаемая программа  предназначена для работы с девиантными  подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из кот о рых - основные.

 

1. Вводная часть предназначена  для знакомства с тренинговой  группой и активизацию на дальнейшую  работу.

 

Основные:

 

2. Эмоциональный блок, который  нацелен на изменение сложившегося  положительного отношения у школьников  к девиантному поведению, на  отр и цательное.

 

А.С. Макаренко в своей  работе «О взрыве» отмечал, что причиной данн о го поведения является «дефективность»  сознания, возникшая в результате с о циальных явлений, деформации отношений между личностью и  обществом. По мнению Макаренко, «Единственным  методом является в таком случае не оберегать это дефективное  отношение, не п о зволять ему  раст и, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].

 

Изменившееся отношение  у подростка нужно закрепить  в поведении. На это направлен:

 

3. Поведенческий блок. Его  цель: блокировать подпитку отрицательного  опыта в поведении и сформировать  иные поведенческие формы.

 

После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личн о  сти. Это:

 

4. Когнитивный блок, целью  которого является раскрытие  нравстве н ных аспектов подростка.

 

5. Заключительная часть  : подведение итогов совместной  работы, рит у ал прощания и  чаепитие.

 

Основные этапы организации  работы:

 

1. Предварительный этап:

 

- ознакомление с запросом  учителя, родителя на реабилитационную  и абилитационную р а боту;

 

- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.

 

2. Этап первичной диагностики:

 

- диагностика по методикам  ПДО, СОП, проективная методика  «Несуществующее живо т ное»;

 

3. Этап коррекции типового  плана и с о держания работы.

 

4. Этап реализации коррекционно-развивающих  мероприятий:

 

- беседы;

 

- проблемно-ориентированные  тренинги;

 

- упражнения по саморегуляции;

 

5. Заключительный этап:

 

- итоговая диагностика  подростков;

 

- выработка рекомендаций  педагогам школы и родителям;

 

- индивидуальное консультирование  по д ростков по их запросу;

 

- индивидуальная работа  с родителями;

 

- выступление психолога  на педсовете школы;

 

- подведение итогов, выделение  задач психолого-педагогического  сопровождения пр о блемных  школьников.

 

Структура тренингового занятия [24, стр. 23]

 

Каждое занятие имеет 3 этапа.

 

Первый этап – разминка 10 минут.

 

Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе а т мосферы  доверия.

 

Второй этап – основной. Его продолжител ь ность - 30-40 минут.

 

Цель: данный этап занятия  направлена на р е шение задач, поставленных в данной программе.

 

Сюда включена теоретическая  часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, с о стоящая из тренинговых  упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного  с о стояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания  с элементами муз-терапии и арт-терапии  с целью предотвращения возможного перенапряж е ния участников группы.

 

Третий этап – заключительный – 10-15 минут.

 

Цель последнего этапа: подведение итогов р а боты.

 

Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного  на занятии, закрепление позитивного  состояния и ритуал прощания. Пол  у чение домашнего задания.

 

Состав группы

 

В тренинговую группу могут  входить подростки от 14 до 17 лет  в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чт о бы группа была разнополой.

 

Продолжительность занятий  от 45 до 60 м и нут.

 

Занятия проводятся 1 раз  в неделю.

 

Общее в организации занятий

 

Из-за необходимости адаптации  тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие  имело логически завершённую  стру к туру. Это даёт возможность  делать значительные перерывы между  встречами.

 

Каждая встреча, кроме  первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они  отдохнули, что и н тересного  произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики  – оце н ка своего настроения по пятибалльной шкале.

 

Затем ведущий объявляет  цель данной встречи и переходит  к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.

 

В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время  на ре ф лексию (высказывание участниками  своего отношения к происходящему).

 

Заканчивать занятия лучше  всего упражнением на эмоциональное  единство, направленное на позитивное отнош е ние к себе и окружающим, затем можно провести повторную  экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовл е творённость происходящим на занятии.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема