Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Однако, как свидетельствует
статистика и научные исследования,
школа постепенно теряет свои общественные
позиции, снижаются её социальная роль
и референтная значимость в развитии
и формировании личности ребёнка, в
воспитательном воздействии на педагогически
запущенных и трудновоспиту е
мых подростков. Более 40% учащихся с
девиантным поведением к учёбе относятся
равн о душно, около 20% школьников учатся
в школе с явной неохотой, а
свыше 15% учащихся относятся к учёбе
отрицательно. Среди многообразия причин
такого отношения к учебной
Таким образом, «образовательно-коррекционная
деятельность в ходе учебно-воспитательного
процесса представляет собой единый
процесс эмоци о нального, оперативного
и содержательного свойства, что
даёт возможность корректировать не
только внешнюю сторону учебно-
Наряду с учебно-познавательной
деятельностью подростки с
Коррекционная направленность
внеурочной воспитательной работы состоит
в том, что педагогически запуще
н ным и трудновоспитуемым
подросткам предоставляется возможность
удовлетворить свои интересы, реализовать
свои потребности, проявить свои способности,
оценить самого себя и быть оцененным
другими в ходе участия во внеклас
с ной работе, наконец, попытаться
найти оптимальный вариант
Внеурочная воспитательная
деятельность (в отличие от учебно-познавательной)
предоставляет возможность
Целесообразно отметить, что участие в нравственно-правовой деятельн о сти формирует систему знаний о нравственных нормах и правилах, об эстет и ческих требованиях к человеку, развивает отношение к другим людям, к самому себе, моральным нормам и общечеловеческим ценностям, формир у ет основы культуры поведения, а также является профилактикой ранних правонарушений и девиан т ного поведения подростков.
Используя те или иные приёмы и методы педагогического воздействия в коррекционной работе с молодыми «девиантами», необходимо учит ы вать и то, что методы исправления личности влияют как на сознание, чувства, поведение, так и на развитие личности в целом. Комплексное применение методов делает их средством перестройки личностной сист е мы подростков.
А.Д. Гонеев выделяет четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личн о сти: [6, стр. 169].
- метод разрушения
- метод перестройки
а) объективного переосмысления своих до с тоинств и недостатков;
б) переориентировки самосознания;
в) переубеждения;
г) прогнозирования отрицательного повед е ния;
- метод перестройки жизненного опыта:
а) предписания;
б) ограничения;
в) переучивания;
г) переключения;
д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения
отрицательного и
а) поощрения и наказания;
б) соревнования;
в) положительной перспективы.
А.Д. Гонеев отмечает, что сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического во з действия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся п о ведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодол е ния недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности вполне осущ е ствимыми [6, стр. 77].
Особая роль в психокоррекционной работе с девиантными подростками отводится семье. Следует отметить, что результативность коррекции общения в семьях подростков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого (психологическое просвещение родителей), так и опосредованного (осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельн о сти и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства) возде й ствия на семью.
2.2 Коррекционная программа
О пыт в работ е с
девиантными подростками в
Цель: коррекция девиантного поведения подростков, психологическая и социальная адаптация девиантов, гармонизация эмоциональной сферы личности, повышение личностного статуса школ ь ника.
Задачи:
1. Развитие у подростков
способности к эмоциональной
и поведенческой саморегуляции,
2. Снижение тревожности,
эмоционально-психического
3. Расширение сферы самосознания и повышение уверенности в своих возможностях.
4. Повышение социально-
5. Развитие способности
к самоуправлению; формирование
адекватных способов
6. Развитие навыков рефлексии,
приёма и подачи
7. Развитие навыков уверенного поведения, умения добиваться результ а тов.
8. Оптимизировать положительный
опыт, нивелировать опыт девиантного
поведения; создать и
Принципы организации работы в группе
1. Недирективность позиции ведущего группы.
2. Принцип учёта
3. Принцип доверительного стиля и и с кренности в общении.
4. Принцип безоценочного отношения участников друг к другу.
5. Принцип стимулирования самосто я тельных выводов и выборов.
6. Принцип «обратной связи».
7. Принцип «здесь и сейчас»
(позволяет ограничить
8. Принцип высказывания от своего лица (исключение речевых форм, типа: «мы», «по нашему мнению» и т. п.).
9. Принцип акцентирования языка чувств (описание собственного эмоционального состо я ния).
10. Принцип доверительности.
11. Принцип конфиденциальности (не обсуждать происходящее в группе за её пределами).
12. Принцип «Стоп!» (даёт
право члену группы не
Предлагаемая программа предназначена для работы с девиантными подростками. Она имеет 5 блоков, 3 из кот о рых - основные.
1. Вводная часть предназначена
для знакомства с тренинговой
группой и активизацию на
Основные:
2. Эмоциональный блок, который
нацелен на изменение
А.С. Макаренко в своей работе «О взрыве» отмечал, что причиной данн о го поведения является «дефективность» сознания, возникшая в результате с о циальных явлений, деформации отношений между личностью и обществом. По мнению Макаренко, «Единственным методом является в таком случае не оберегать это дефективное отношение, не п о зволять ему раст и, а уничтожить его, взорвать» [19, стр. 65].
Изменившееся отношение у подростка нужно закрепить в поведении. На это направлен:
3. Поведенческий блок. Его
цель: блокировать подпитку
После того, как опыт «взорван», изменены формы поведения, появляется возможность обратиться к личности подростка, его самосознанию, самооценке, и через стимуляцию самовоспитания к самосовершенствованию личн о сти. Это:
4. Когнитивный блок, целью
которого является раскрытие
нравстве н ных аспектов
5. Заключительная часть : подведение итогов совместной работы, рит у ал прощания и чаепитие.
Основные этапы организации работы:
1. Предварительный этап:
- ознакомление с запросом
учителя, родителя на
- наблюдение, посещение уроков, беседа с учениками.
2. Этап первичной диагностики:
- диагностика по методикам
ПДО, СОП, проективная
3. Этап коррекции типового плана и с о держания работы.
4. Этап реализации коррекционно-
- беседы;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- упражнения по саморегуляции;
5. Заключительный этап:
- итоговая диагностика подростков;
- выработка рекомендаций педагогам школы и родителям;
- индивидуальное
- индивидуальная работа с родителями;
- выступление психолога на педсовете школы;
- подведение итогов, выделение
задач психолого-
Структура тренингового занятия [24, стр. 23]
Каждое занятие имеет 3 этапа.
Первый этап – разминка 10 минут.
Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, создание в группе а т мосферы доверия.
Второй этап – основной. Его продолжител ь ность - 30-40 минут.
Цель: данный этап занятия направлена на р е шение задач, поставленных в данной программе.
Сюда включена теоретическая часть (беседы, мини-лекции), обозначенные в программе и практическая часть, с о стоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Разрешение проблемных ситуаций. Переход от негативного с о стояния (если имеется) к позитивному. Могут быть использованы задания с элементами муз-терапии и арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряж е ния участников группы.
Третий этап – заключительный – 10-15 минут.
Цель последнего этапа: подведение итогов р а боты.
Рефлексия (обратная связь), собственная оценка происходящему, обмен мнениями, интеграция опыта, полученного на занятии, закрепление позитивного состояния и ритуал прощания. Пол у чение домашнего задания.
Состав группы
В тренинговую группу могут входить подростки от 14 до 17 лет в количестве от 8 до 14 человек. Желательно, чт о бы группа была разнополой.
Продолжительность занятий от 45 до 60 м и нут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее в организации занятий
Из-за необходимости адаптации тренинга к реальным условиям школы, желательно, чтобы каждое занятие имело логически завершённую стру к туру. Это даёт возможность делать значительные перерывы между встречами.
Каждая встреча, кроме первой, должна начинаться с короткой рефлексии – ведущий спрашивает участников об их состоянии, как они отдохнули, что и н тересного произошло в их жизни и т. п. Можно делать в виде экспресс-диагностики – оце н ка своего настроения по пятибалльной шкале.
Затем ведущий объявляет цель данной встречи и переходит к дальнейшей работе и дальнейшим упражнениям.
В конце каждого занятия, а иногда после очередного упражнения, ведущему желательно выделять время на ре ф лексию (высказывание участниками своего отношения к происходящему).
Заканчивать занятия лучше всего упражнением на эмоциональное единство, направленное на позитивное отнош е ние к себе и окружающим, затем можно провести повторную экспресс-диагностику, о состоянии участников в данный момент, удовл е творённость происходящим на занятии.