Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Профилактика и коррекция
девиантного поведения
Выпускная квалификационная работа
по дисциплине: К оррекционная и специальная педагогика
С пециальность 050709 Преподавание в начальных классах
Тотьма
2008
Оглавление
Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия
девиантного поведения
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение
на почве сексуальных
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция
девиантного поведения
2.1 Основные подходы к
профилактике и коррекции
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и и экономическим и кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.
Таким образом, на сегодняшний
день в нашем обществе имеется
серьезный дефицит позитивного
воздействия на растущих детей. Причем
проблема трудных подростков, которая
затрагивает общество в целом, вызывает
как глубокое беспокойство педагогов,
родителей, так и острый научно-практический
интерес психологов, поэтому несомненно,
что для решения проблем
Подростковый возраст
является одним из самых сложных
периодов в онтогенезе человека. В
этот период происходит не только перестройка
ранее сложившихся
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ.
Объектом данного исследования
– девиантного поведение
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу
по теме «Профилактика и
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины
и последствия девиантного
4. Определить пути профилактики
и коррекции девиантного
Гипотеза исследования заключается
в том, что многостороннее исследование
личности "трудных" и "нетрудных"
школьников и их учителей позволит
выявить психологические
А также если с подростками
проводить систематическую
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
Девиантное поведение определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).
По другой классификации,
все нарушения поведения
К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.
Отклонения социально-
Особенно большое
Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возр асте [9, стр. 7].
Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации.
В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании.
Патогенная дезадоптация
вызвана отклонениями и патологиями
психического развития и нервно-психическими
заболеваниями, в основе которых
лежат функционально-
Психосоциальная дезодаптация
связана с половозрастными и
индивидуально-психологическими особенностями
ребенка, подростка, которые обуславливают
их определенную нестандартность, трудновоспитуемость,
требующих индивидуального
Устойчивые формы
К временным неустойчивым формам психосоциальной дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового возраста.
Подростковый возраст весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка и ведет к различным, и, как правило, временным проявлениям дезадаптации.
Временные формы психосоциальной дезадаптации могут также быть вызваны различными конфликтными ситуациями в школе, со сверстниками, переживаниями первой влюбленности и т.д. Преодоление психосоциальной дезадаптации подростка прежде всего требует большого педагогического такта взрослых, учителей и родителей [ 16 , стр. 17 ].
При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих.
При социальной запущенности
наряду с асоциальным поведением
резко деформируется система
ценностно-нормативных
Однако, как среди несовершеннолетних,
так и среди взрослых преступников,
число лиц с четко
Заметную роль в мотивации
трудных подростков играют чувства
и эмоции негативного характера:
гнев, страх, месть, враждебность и т.п.
Агрессивное поведение
1.2 Причины и последствия
девиантного поведения
Поведение некоторых детей
и подростков обращает на себя внимание
нарушением норм, несоответствием, получаемым
советам и рекомендациям, отличается
от поведения тех, кто укладывается
в нормативные требования семьи,
школы и общества. Это поведение,
характеризующееся отклонением
от принятых нравственных, а в некоторых
случаях и правовых норм называют
девиантным. Оно включает антидисциплинарные,
антисоциапьные, делинквентные противоправные
и аутоагрессивные (суицидальные и
самоповреждающие) поступки. Они по
своему происхождению могут быть
обусловлены различными отклонениями
в развитии личности и ее реагирования.
Чаще это поведение - реакции детей
и подростков на трудные обстоятельства
жизни. Оно находится на грани
нормы и болезни и потому должно
оцениваться не только педагогом, но
и врачом. Возможность появления
отклонений в поведении связана
также с особенностями
Оценивая свое тело, подросток
констатирует свое физическое превосходство,
норму или неполноценность и
делает вывод о своей социальной
ценности. Понимание своего тела - это
преломление в сознании собственных
способностей, а также восприятия
и оценок окружающих. Может возникнуть
пассивное отношение к