Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

Профилактика и коррекция  девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

 

Выпускная квалификационная работа

 

по дисциплине: К оррекционная и специальная педагогика

 

С пециальность 050709 Преподавание в начальных классах

 

Тотьма

 

2008

 

Оглавление

 

Введение

 

Глава I . Девиантное поведение  как социально-педагогическая проблема

 

1.1 Понятие девиантного  поведения

 

1.2 Причины и последствия  девиантного поведения подростков

 

1.3 Акцентуации характера  и девиантное поведение

 

1.4 Особенности отдельных  психических форм девиантного  п оведения

 

1.4.1 Наркомания

 

1.4.2 Курение

 

1.4.3 Пьянство и алкоголизм

 

1.4.4 Проституция

 

1.4.5 Суицидальное поведение

 

1.4.6 Девиантное поведение  на почве сексуальных заболеваний

 

1.4.7 Правонарушения

 

1.5 Особенности отдельных  форм социальных отклонений

 

Глава II . Профилактика и коррекция  девиантного поведения подростков

 

2.1 Основные подходы к  профилактике и коррекции девиантного  поведения подростков

 

2.2 Коррекционная программа

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

Современный подросток живет  в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических  преобразований, предъявляющих к  растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу  «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и и экономическим и кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения (при отсутствии чувства личной ответственности) из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. У молодых людей бурно развивается чувство протеста, часто неосознанного, и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заинтересованности ведет к эгоизму. Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые – не созданы.

 

Таким образом, на сегодняшний  день в нашем обществе имеется  серьезный дефицит позитивного  воздействия на растущих детей. Причем проблема трудных подростков, которая  затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес психологов, поэтому несомненно, что для решения проблем подростков и оказания им психологической помощи необходимо знать их психологические  особенности.

 

Подростковый возраст  является одним из самых сложных  периодов в онтогенезе человека. В  этот период происходит не только перестройка  ранее сложившихся психологических  структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного  поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений  и социальных установок.

 

Многоплановое психологическое  исследование этой проблемы в отечественной  психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения поведения трудных подростков привлекали внимание многих авторов, найдя отражение  в ряде работ.

 

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.

 

Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.

 

Цель - в связи, с чем  девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно  попытаться решить эту проблему.

 

Задачи исследования:

 

1. Проанализировать литературу  по теме «Профилактика и коррекция  девиантного поведения подростков  как социально-педагогическая проблема».

 

2. Охарактеризовать понятие  девиантного поведения.

 

3. Изучить основные причины  и последствия девиантного поведения.

 

4. Определить пути профилактики  и коррекции девиантного поведения.

 

Гипотеза исследования заключается  в том, что многостороннее исследование личности "трудных" и "нетрудных" школьников и их учителей позволит выявить психологические причины  трудного поведения, неуспеваемости.

 

А также если с подростками  проводить систематическую профилактическую работу по правонарушениям, то количество детей с девиантным поведением будет  меньше.

 

Глава I . Девиантное поведение  как социально-педагогическая проблема

 

1.1 Понятие девиантного  поведения

 

Девиантное поведение  определяется как отклоняющееся  поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или  нравственным нормам.

 

Для характеристики отклоняющегося поведения используют такие специальные  термины, как "делинквентность" и "девиантность". Под делинквентным  поведением понимают цепь проступков, повинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.к. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью понимается отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

 

 

По другой классификации, все нарушения поведения подростков делятся на две большие группы: делинквентное поведение, которое  проявляется при взаимодействии с обществом в целом и агрессивное  поведение [9, стр. 11].

 

К социальным отклонениям  корыстной направленности относят  правонарушения и проступки, связанные  со стремлением незаконным путем  получить материальную, денежную и  имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.).

 

Социальные отклонения агрессивной  ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и  агрессивного типа могут носить как  вербальный (оскорбление словом), так  и невербальньй характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в виде проступков и аморального  поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий.

 

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении  от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К таким  рода проявлениям можно отнести  уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических  средств, погружающих в мир искусственных  иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной  позиции - самоубийство, суицид.

 

Особенно большое распространение  как у нас в стране, так и  за рубежом получила такая форма  социально-пассивных отклонений, как  употребление наркотиков и токсических  средств, что ведет к быстрому и необратимому разрушению психики  и организма. Такое поведение  получило на Западе название - саморазрушающего поведения.

 

Отклоняющееся поведение  является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений  процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возр асте [9, стр. 7].

 

Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях усвоения социальньк ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих  функции институтов социализации.

 

В зависимости от природы  и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и  в сложном сочетании.

 

Патогенная дезадоптация вызвана отклонениями и патологиями  психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых  лежат функционально-органические поражения центральной нервной  системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине  своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.) в  основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной  системы.

 

Психосоциальная дезодаптация связана с половозрастными и  индивидуально-психологическими особенностями  ребенка, подростка, которые обуславливают  их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического  подхода, а в отдельных случаях - специальных коррекционных психологических  программ. По своей природе и характеру  различные формы психосоциальной  дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы.

 

Устойчивые формы психосоциальной  дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических  особенностей, как акцентуации характера, как неадекватная самооценка, нарушение  эмоционально-волевой и эмоционально-коммуникативной  сфер (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость  и т.д.).

 

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезодаптации можно, прежде всего, отнести психофизиологические особенности кризисных периодов развития, и, прежде всего кризис подросткового  возраста.

 

Подростковый возраст  весьма трудный как для окружающих, так и для самого подростка  и ведет к различным, и, как  правило, временным проявлениям  дезадаптации.

 

Временные формы психосоциальной  дезадаптации могут также быть вызваны  различными конфликтными ситуациями в  школе, со сверстниками, переживаниями  первой влюбленности и т.д. Преодоление  психосоциальной дезадаптации подростка  прежде всего требует большого педагогического  такта взрослых, учителей и родителей [ 16 , стр. 17 ].

 

При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями  и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно-нормативных  представлений. Для них высокой  остается ценность труда, они ориентированы  на выбор и получение профессии (как правило, рабочей), для них  небезразлично общественное мнение окружающих.

 

При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система  ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентации, социальных установок, формируется негативное отношение  к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и "красивой жизни" за счет сомнительных и незаконных средств к существованию.

 

Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой ценностей  и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно незначительное. И большая часть людей с  отклоняющимся поведением сохраняет  представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по разным причинам не может руководствоваться  этими нормами в своем поведении, либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными мотивациями.

 

Заметную роль в мотивации  трудных подростков играют чувства  и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т.п. Агрессивное поведение подростков, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях, убийствах, отчасти в  изнасиловании, в поврежде нии либо уничтожении имущества [2, стр. 56].

 

1.2 Причины и последствия  девиантного поведения подростков

 

Поведение некоторых детей  и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием, получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением  от принятых нравственных, а в некоторых  случаях и правовых норм называют девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и  самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей  и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани  нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления  отклонений в поведении связана  также с особенностями физического  развития, условиями воспитания и  социального окружения [9, стр. 188 ].

 

Оценивая свое тело, подросток  констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и  делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это  преломление в сознании собственных  способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию  движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих, но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей  мужественности и силе. Они могут  не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как  толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и  требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и  низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в  опеке, проявляют мятежность. Чтобы  изменить неблагоприятное впечатление  о себе, они вынуждены постоянно  проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и  своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость  в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для  девиантного поведения.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема