Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

 

Половое созревание также  влияет на поведение. При преждевременном  половом развитии в одних случаях  возникают преимущественно эмоциональные  расстройства, в других - нарушения  поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном  половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивн ость и трудности приспособления [8, стр. 98].

 

Возникновение девиантного  поведения может быть обусловлено  психологическими особенностями. У  младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями  настроения, быстрыми переходами от экзальтации  к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его  стремлений к самостоятельности, а  также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков ив 13-15 лет  у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших  подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость  в этом возрасте все еще уживаются  с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью  и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам  уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

 

Развитие личности подростка  происходит под влиянием культуры и  общества, воспитавших его, связано  с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у  современных подростков завершается  раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости  или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным  и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в  группе спортсменов, подросток может  оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

 

В течение жизни подростка  происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению  поведения. Среди поведенческих  нарушений могут быть следующие:

 

Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется  недостаточной настойчивостью в  деятельности, требующей умственного  напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания  из-за необдуманного или вызывающего  нарушения правил. Во взаимоотношениях с взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть, также расстройство поведения и заниженная самооценка.

 

Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное  поведение (протестующее, грубое), проявляющееся  только дома во взаимоотношениях с  родителями и родственниками. Может  иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению  к ним, поджоги дома.

 

Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями  взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного  общения со сверстниками и проявляется  в изоляции от них, отвержении ими  или непопулярности, а также в  отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению  к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения  хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные  расстройства. Обычно ребенок или  подросток одинок. Типичное поведение  включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и  жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление  авторитетам, тяжелые вспышки гнева  и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги,

 

Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что  стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение  возникает у общительных детей  и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной  компании. С взрослыми, представл  яющими власть, отношения плохие [1, стр. 47].

 

Смешанные, поведенческие  и эмоциональные расстройства сочетание  стойко агрессивного асоциального или  вызывающего поведения с выраженными  симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные  расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным  страданием, потерей интересов, утратой  удовольствия от живых, эмоциональных  игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения  поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями или переживаниями из-за своего здоровья.

 

Делинквентное поведение. Подразумеваются  проступки, мелкие провинности, не достигающие  степени криминала, наказуемого  в судебном порядке. Оно проявляется  в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона  с велосипедов и мотоциклов. Нередко  встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных  детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов  без психоза 40% с делинквентным  поведением. У половины из них оно  сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети  случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

 

Первые побеги происходят в страхе наказания или как  реакция протеста, а затем превращаются в условно-рефлекторн ый стереотип. Побеги возникают: как сл едствие  недостаточного надзора; в целях  развлечения; как реакция протеста на чрезмерные требования в семье; как  реакция на недостаточн ое внимание со стороны близких; как реакция  тревоги и страха на наказания; вследствие фантазерства и мечтательности; чтобы  избавиться от оп еки родителей или  воспитателей; как следствие жестокого  обращения со стороны товарищей; как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой предшествует скука, тоска.

 

Ранняя алкоголизация  и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация  и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем  и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают  наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности  и т.п. Об аддиктивном поведении  можно судить сначала по появлению  психической (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и  физической зависимости (когда организм не может функционировать без  алкоголя или наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других с лучаях зависимости от наркотика [12, стр. 114].

 

Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще  не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У  первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание  самоутвердиться, обгоняя сверстников  в сексуальной активности. Кроме  того, отстающие в развитии могут  стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у  подростков зависят от ситуации и  являются преходящими. Среди них  могут быть визионизм (подглядывание  за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных.

 

По мере взросления и при  переходе к нормальной половой жизни  девиации исчезают полностью. При неблагоприятных  случаях они становятся дурной привычкой  и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой  жизни, совращающем влиянии. Если мастурбация  появляется до полового созревания, достигает  большой частоты, сопровождается невротической  симптоматикой или депрессивными  переживаниями из-за своего поведения, ее следует рассматривать как  девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки  без совершения полового акта, для  достижения оргазма, применяется подростками  с целью избежать дефлорации и  беременности. Девиантным его можно  считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение  половых отношений до полного  физического созревания может рассматриваться  как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров  и частые половые сношения) - сексуальная  девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних  растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

 

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается  ситуацией. Часто он проявляется  в закрытых учебных заведениях, где  сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта  девиация может обуславливаться  соблазнением, развращением, подражанием  и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность  возникновения преходящего гомосексуализма  объясняется недостаточной зрелостью  полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола.

 

Психогенное патологическое формирование личности . Это аномальное становление незрелой личности детей  и подростков под влиянием:

 

уродливого воспитания и  хронических психотравмирующих  ситуаций;

 

тяжелых переживаний жизненных  трудностей; затяжных неврозов; дефектов органов чувств и те ла или хронических  заболеваний. В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения  поведения.

 

Описанные здесь поведенческие  нарушения нередко ставят в тупик  не только родителей, но и опытных  педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для  исправления подростков. В этих случаях  можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных  вскрыть истинные причины расстроенного  поведения и дать необходимые  рекомендации.

 

1.3 Акцентуации характера  и девиантное поведение

 

Акцентуации характера могут  лежать в основе формирования девиантного  поведения у детей и подростков. Ниже мы рассмотрели типы акцентуаций  со сторон свойственных им тех или  иных форм девиантного поведения [18, стр. 35].

 

Неустойчивый тип.

 

С детства эти дети непослушны, непосидчивы, всюду лезут, но при  этом трусливы, боятся наказаний, легко  подчиняются другим детям. Отталкивающие  черты: безволие, тяга к пустому время  провождению и развлечениям, болтливость, хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность. «Слабое  звено» этого психотипа: безнадзорность, бесконтрольность, которые иногда приводят к серьезным последствиям. Этому  типу свойственны такие виды девиантного  поведения как криминальное (кражи, хулиганство), аддективное поведение.

 

Циклоидный тип .

 

В детстве мало отличается от своих сверстников периодами  может быть необычно шумным, озорным, постоянно что-то предпринимающим, а затем опять становится спокойным  и управляемым ребенком. Во время  спада труднее становится, и жить, и учиться, и общаться Компании начинают раздражать, риск и приключения, развлечения  и контакт теряют свою прежнюю  привлекательность.

 

«Слабое звено» этого психотипа: эмоциональное отвержение со стороны  значимых для него людей и коренная ломка жизненных стереотипов.

 

Этому типу свойственны такие  виды девиантного поведения:

 

1 фаза: криминальное (правонарушения, хулиганство), аддективное поведение.

 

2 фаза: суицидальное поведение  (у ребенка возникает мысль  о собственной ничтожности) [1 8, стр. 63 ].

 

Гипертимный тип .

 

Подростки, относящиеся к  этому психотипу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, склонны к озорству. У них нет  застенчивости, ни робости перед  незнакомыми людьми, им недостает  чувства дистанции в отношении  с взрослыми. Отталкивающие черты: легкомысленность, готовность на безудержанный  риск, грубость, склонность к аморальным поступкам. «Слабое звено» этого  типа не переносит однообразия, монотонного  труда, требующего тщательного и  кропотливой работы, или разного  ограничения общения, его угнетает одиночество или вынужденное  безделие. Этому типу свойственно  криминальное поведение (склонность к  риску, поиск новых ощущений, авантюризм).

 

Лабильный тип .

 

Дети способны погружаться  в мрачное настроение из-за неласкового  слова, неприветливого взгляда, а приятные слова, хорошая новость может  поднять настроение. Для этого  типа характерена крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком  часто и чрезмерно резко от ничтожных поводов. Также свойственны  такие черты как вспыльчивость, драчливость, склонность к конфликтам. Для этого типа характерно аддективное  поведение (предпочитает эйфорические средства), суицидальное поведение.

 

Астенический тип .

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема