Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа
Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.
Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы
· счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.
5. Культурно осуждаемые
отклонения. Большинство обществ
поддерживает и вознаграждает
социальные отклонения, проявляемые
в форме экстраординарных
Глава II . Профилактика и коррекция
девиантного поведения
2.1 Основные подходы к
профилактике и коррекции
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к пер е стройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убежд е ний, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и деви а ции.
Подростки наиболее чувствительны
к социальным и психологическим
стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается
резкий рост конфликтных, н е дисциплинированных,
не умеющих владеть собой
Проблема девиантного поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психол о гических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время очень трудно оценить девиантные отклонения в мол о дёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим пок а зателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:
- пьянство и алкоголизм
(в стадии зависимости) – 15-
- наркомания (эпизодическое
и регулярное употребление) от 1/4
до 1/3 до 100% (по Липецкой области
процент наркоманов среди
- сексуальные отклонения
– высокая потентность (
- бродяжничество (дромомания)
– цифры варьируются от 3,2 до 5
млн. детей (по России «
- противоправное поведение - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молод ё жи.
Поэтому основной задачей решения данной проблемы девиантного пов е дения подростков становятся превентивные меры по предупреждению деви а ции, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.
Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. П о следняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в кот о рых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформал ь ные группы общения. Трудности поведения подростков могут быть обусловл е ны особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто поя в ляются «трудные» дети.
Л.С. Алексеева различает следующие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически н е компетентная и асоциальные семьи.
Г. П. Бочкарёва считает, что есть:
1) семья с неблагополучной эмоциональной атм о сферой, где родители не только равнодушны, но и грубы к своим д е тям;
2) семья, где нет эмоциональных контактов между её член а ми;
3) семья с нездоровой нравственной атмосферой.
А. Е. Личко выделяет четыре неблагополучные с и туации в семье [18, стр. 56]
1) гиперопёка различных степеней;
2) гипоопёка, нередко
3) ситуация, создающая «кумира» семьи;
4) ситуация, создающая «золушек» в с е мье.
Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополу ч ных семей:
1) семьи с недостатком воспитательных ресурсов;
2) конфликтные семьи;
3) нравственно неблагополучные семьи;
4) педагогически некомпетентные семьи.
З.В. Баерунас выделяет варианты
воспитательных ситуаций, которые сп
о собствуют появлению
1) отсутствие сознательного
воспитательного воздействия
2) высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростк о вому возрасту;
3) преувеличение из
4) хаотичность в воспитании из-за нес о гласия родителей.
М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных» детей, отмечает семейные травмы: конфликты в семье, недостаток любви род и телей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непослед о вательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.
На наш взгляд, важнейшая роль в этом деле социализации и предупре ж дения развития девиантного поведения должна принадлежать школе.
Во-первых, в школе ребёнок проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, т.е. усваивает многие но р мы поведения в социуме.
Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются принятые в обществе нормы, прав и ла, нравственные ценности и т.д.
В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи и социальные педагоги) – это специалисты не только в области преподавания о п ределённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.
В данной главе рассматриваются
основные определения и формы
пс и хокоррекционной работы, представлена
примерная схема практической работы
психолога с девиантными
Коррекция девиантного поведения
является социально-педагогическим и
психологическим комплексом взаимосвязанных,
взаимообусловленных опер а ций
и процедур, направленных на регуляцию
мотиваций, ценностных ориент а ций,
установок и поведения
Известный отечественный учёный-педагог В. П. Кащенко ещё в 30-х г о дах разработал классификацию методов коррекции. Он объединил их в две группы: педагогические и психотерапе в тические [13, стр. 207].
Педагогические методы:
1. Метод общественного
влияния (коррекция активно-
2. Специальные или
3. Метод коррекции через труд.
4. Метод коррекции путём
рациональной организации
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3. Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных гру п пах включает следующие этапы:
1. Формулировка социально-
2. Выдвижение гипотез о
причинах дев и антного
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекц и онной работы.
5. Использование методов,
методик и технологий
6. Разработка программы.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
В зарубежной и отечественной науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с трудновосп и туемыми детьми и подростками. Главные из них следующие:
- принцип системности
коррекционных,
- единство диагностики и коррекции, коррекции и ра звития;
- единство возрастно-
- принцип коррекции «сверху
вниз» (создание зоны
- принцип коррекции «снизу вверх» (тренировка уже имеющихся спосо б ностей);
- деятельностный принцип осуществл е ния коррекции;
- нравственно-гуманистическая
направленность психолого-
- понимание и сочувствие;
- прагматизм психолого-
- своевременность психолого-
- принцип возрастания сложности;
- учёт объёма и степени разнообразия м а териала и др.
Осипова А. А. в книге «Общая
психокоррекция»
По содержанию различают коррекцию:
- познавательной сферы;
- личности;
- аффективно-волевой сферы;
- поведенческих аспектов;
- межличностных отношений:
1) внутригрупповых
2) детско-родительских отношений.
По форме работы различают коррекцию:
- индивидуальную;
- групповую:
1) в закрытой естественной группе (семья, класс);
2) в открытой группе для участников со сходными проблемами;
3) смешанную форму (
По наличию программ:
- программированную;
- импровизированную.
По характеру управления корригирующими воздействиями:
- директивную;
- недирективную.
По продолжительности:
- сверхкороткую (сверхбыструю) - н е сколько минут или часов;
- короткую (быструю) – несколько часов или дней;
- длительную – несколько месяцев;
- сверхдлительную – год или более.
По масштабу решаемых задач различают пс и хокоррекцию:
- общую (мероприятия
- частную (набор
- специальную (комплекс
приёмов, методик и
Далее можно выделить :
Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.
1. Диагностический. Цель:
диагностика особенностей
2. Установочный блок. Цель:
побуждение желания
3. Коррекционный блок . Цель:
гармонизация и оптимизация
4. Блок оценки эффективности
коррекционных воздействий.
Очевидно, что основой работы с девиантными подростками должна стать программа, направленная на психол о гическую коррекцию девианта.
Что понимается под психологической ко р рекцией ?
«Коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное и с правление или изменение (лат. correctio ).
Психологическая коррекция
– это система мероприятий, направленных
на исправление недостатков
Основное отличие
В то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как цел о стное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся личности ребёнка. Рассмотрим некоторые аспекты п е дагогического воздействия более подробно.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как с о вокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей де я тельности.
Коррекционно-воспитательная
деятельность охватывает всю совоку
п ность мер педагогического
воздействия на личность ребёнка
с отклонениями в поведении. Она
направлена как на изменение познавательных
способностей (особенно в младшем
возрасте), так и его эмоционально-