Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования – девиантного поведение подростков как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – социально-педагогические особенности подростков с девиантным поведением и социально -важные качества учителя и их взаимосвязь.
Цель - в связи, с чем девиантное поведение и меет массовый характер, и какими способами можно попытаться решить эту проблему.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме «Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема».
2. Охарактеризовать понятие девиантного поведения.
3. Изучить основные причины и последствия девиантного поведения.
4. Определить пути профилактики и коррекции девиантного поведения.

Содержание

Введение
Глава I . Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
1.2 Причины и последствия девиантного поведения подростков
1.3 Акцентуации характера и девиантное поведение
1.4 Особенности отдельных психических форм девиантного п оведения
1.4.1 Наркомания
1.4.2 Курение
1.4.3 Пьянство и алкоголизм
1.4.4 Проституция
1.4.5 Суицидальное поведение
1.4.6 Девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний
1.4.7 Правонарушения
1.5 Особенности отдельных форм социальных отклонений
Глава II . Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков
2.1 Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков
2.2 Коррекционная программа
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Оригинал. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально.docx

— 68.25 Кб (Скачать)

 

· счастливый случай. Большие  достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

 

5. Культурно осуждаемые  отклонения. Большинство обществ  поддерживает и вознаграждает  социальные отклонения, проявляемые  в форме экстраординарных достижений  и активности, направленной на  развитие общепринятых ценностей  культуры. Нарушение же нравственных  норм и законов в обществе  всегда строго осуждалось и  наказывалось.

 

Глава II . Профилактика и коррекция  девиантного поведения подростков

 

2.1 Основные подходы к  профилактике и коррекции девиантного  поведения подростков

 

Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к пер  е стройке психологии человека (в  том числе и молодого), его взглядов, убежд е ний, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И  если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и деви а ции.

 

Подростки наиболее чувствительны  к социальным и психологическим  стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается  резкий рост конфликтных, н е дисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости  их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, пр е ступности.

 

Проблема девиантного  поведения подростков занимает одно из первых мест среди других социальных и психол о гических проблем. Даже учитывая то, что в настоящее время  очень трудно оценить девиантные отклонения в мол о дёжной среде, можно сказать, что масштабы девиации растут по многим пок а зателям. Так, согласно общестатистическиим данным по стране среди молодёжи получили наибольшее распространение:

 

- пьянство и алкоголизм (в стадии зависимости) – 15-20%;

 

- наркомания (эпизодическое  и регулярное употребление) от 1/4 до 1/3 до 100% (по Липецкой области  процент наркоманов среди подростков  составл я ет 10,2);

 

- сексуальные отклонения  – высокая потентность (анонимные  вопросы показывают 10-15% подростков  имеют гомосексуальный опыт;

 

- бродяжничество (дромомания) – цифры варьируются от 3,2 до 5 млн. детей (по России «уличных»  детей, име ю щих семью и  кров, но живущих на улице –  до 2 млн.);

 

- противоправное поведение  - преступное (уголовно наказуемое) – около 50% подростков и молод  ё жи.

 

Поэтому основной задачей  решения данной проблемы девиантного  пов е дения подростков становятся превентивные меры по предупреждению деви а ции, профилактика и, при необходимости, психолого-педагогическая коррекция.

 

Личность подрастающего  человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его  среде. П о следняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо  при этом принадлежит роль малым  группам, в кот о рых школьник взаимодействует с другими. Это  семья, школьный класс, неформал ь ные  группы общения. Трудности поведения  подростков могут быть обусловл е  ны особенностями той или иной семьи. Эти особенности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных  семей, где часто поя в ляются «трудные» дети.

 

Л.С. Алексеева различает  следующие виды неблагополучных  семей: конфликтная, аморальная, педагогически  н е компетентная и асоциальные  семьи.

 

Г. П. Бочкарёва считает, что  есть:

 

1) семья с неблагополучной  эмоциональной атм о сферой, где  родители не только равнодушны, но и грубы к своим д е  тям;

 

2) семья, где нет эмоциональных  контактов между её член а  ми;

 

3) семья с нездоровой  нравственной атмосферой.

 

А. Е. Личко выделяет четыре неблагополучные с и туации в  семье [18, стр. 56]

 

1) гиперопёка различных  степеней;

 

2) гипоопёка, нередко переходящая  в бе з надзорность;

 

3) ситуация, создающая «кумира»  семьи;

 

4) ситуация, создающая «золушек»  в с е мье.

 

Б. Н. Алмазов выделяет четыре типа неблагополу ч ных семей:

 

1) семьи с недостатком  воспитательных ресурсов;

 

2) конфликтные семьи;

 

3) нравственно неблагополучные  семьи;

 

4) педагогически некомпетентные  семьи.

 

З.В. Баерунас выделяет варианты воспитательных ситуаций, которые сп о собствуют появлению отклоняющегося поведения:

 

1) отсутствие сознательного  воспитательного воздействия на  ребё н ка;

 

2) высокий уровень подавления  и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило,  к подростк о вому возрасту;

 

3) преувеличение из эгоистических  соображений самостоятельности  р е бёнка;

 

4) хаотичность в воспитании  из-за нес о гласия родителей.

 

М. Раттер среди обстоятельств, способствующих появлению «трудных»  детей, отмечает семейные травмы: конфликты  в семье, недостаток любви род  и телей, смерть одного из них, родительскую жестокость или просто непослед о  вательность воспитания, нахождение в детском доме и т.д.

 

На наш взгляд, важнейшая  роль в этом деле социализации и  предупре ж дения развития девиантного  поведения должна принадлежать школе.

 

Во-первых, в школе ребёнок  проводит значительную часть времени, взаимодействует с взрослыми  и сверстниками, т.е. усваивает многие но р мы поведения в социуме.

 

Во-вторых, именно школа является основным официальным институтом воспитания, через которые транслируются  принятые в обществе нормы, прав и  ла, нравственные ценности и т.д.

 

В-третьих, профессиональный коллектив школы (учителя, психологи  и социальные педагоги) – это  специалисты не только в области  преподавания о п ределённых предметов, но ещё и в области воспитания и развития личности.

 

В данной главе рассматриваются  основные определения и формы  пс и хокоррекционной работы, представлена примерная схема практической работы психолога с девиантными подростками, т.к. именно психолог является главным  направля ю щим в вышеуказанном  процессе.

 

Коррекция девиантного поведения  является социально-педагогическим и  психологическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных опер а ций  и процедур, направленных на регуляцию  мотиваций, ценностных ориент а ций, установок и поведения личности, а через неё – на систему  различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные кач  е ства, характеризующие отношение  к социальным действиям и поступкам.

 

Известный отечественный  учёный-педагог В. П. Кащенко ещё  в 30-х г о дах разработал классификацию  методов коррекции. Он объединил  их в две группы: педагогические и психотерапе в тические [13, стр. 207].

 

Педагогические методы:

 

1. Метод общественного  влияния (коррекция активно-волевых  дефектов, коррекция страхов, метод  игнориров а ния, метод культуры  здорового смеха, коррекция навязчивых  мыслей и действий, коррекция  бродяжничества, сам о коррекция).

 

2. Специальные или частнопедагогические  методы (коррекция недостатков поведения,  коррекция нервного хара к  тера)

 

3. Метод коррекции через  труд.

 

4. Метод коррекции путём  рациональной организации детского  коллект и ва.

 

Психотерапевтические методы:

 

1. Внушение и самовнушение.

 

2. Гипноз.

 

3. Метод убеждения.

 

4. Психоанализ.

 

Коррекционная работа в подростковых и молодёжных девиантных гру п  пах включает следующие этапы:

 

1. Формулировка социально-педагогической  и психологической пробл е  мы.

 

2. Выдвижение гипотез о  причинах дев и антного поведения.

 

3. Диагностический этап.

 

4. Выбор методов и технологий  коррекц и онной работы.

 

5. Использование методов,  методик и технологий коррекционной  работы.

 

6. Разработка программы.

 

7. Осуществление этой программы.

 

8. Контроль за ходом  и эффективностью программы.

 

В зарубежной и отечественной  науке описаны общие принципы и методы коррекционной работы с  трудновосп и туемыми детьми и  подростками. Главные из них следующие:

 

- принцип системности  коррекционных, профилактических  и развива ю щих задач;

 

- единство диагностики  и коррекции, коррекции и ра  звития;

 

- единство возрастно-психологического  и индивидуального в ра з  витии;

 

- принцип коррекции «сверху  вниз» (создание зоны ближайшего  разв и тия);

 

- принцип коррекции «снизу  вверх» (тренировка уже имеющихся  спосо б ностей);

 

- деятельностный принцип  осуществл е ния коррекции;

 

- нравственно-гуманистическая  направленность психолого-педагогической  помощи;

 

- понимание и сочувствие;

 

- прагматизм психолого-педагогического  воздействия;

 

- своевременность психолого-педагогической  помощи и поддер ж ки;

 

- принцип возрастания  сложности;

 

- учёт объёма и степени  разнообразия м а териала и  др.

 

Осипова А. А. в книге «Общая психокоррекция» систематизирует  ра з личны е виды и функции  психокоррекции [23, стр. 457].

 

По содержанию различают  коррекцию:

 

- познавательной сферы;

 

- личности;

 

- аффективно-волевой сферы;

 

- поведенческих аспектов;

 

- межличностных отношений:

 

1) внутригрупповых взаимоотношений  (семейных, супружеских, коллекти  в ных);

 

2) детско-родительских отношений.

 

По форме работы различают  коррекцию:

 

- индивидуальную;

 

- групповую:

 

1) в закрытой естественной  группе (семья, класс);

 

2) в открытой группе  для участников со сходными  проблемами;

 

3) смешанную форму (индивидуально-групповую).

 

По наличию программ:

 

- программированную;

 

- импровизированную.

 

По характеру управления корригирующими воздействиями:

 

- директивную;

 

- недирективную.

 

По продолжительности:

 

- сверхкороткую (сверхбыструю) - н е сколько минут или часов;

 

- короткую (быструю) –  несколько часов или дней;

 

- длительную – несколько  месяцев;

 

- сверхдлительную – год  или более.

 

По масштабу решаемых задач  различают пс и хокоррекцию:

 

- общую (мероприятия общекоррекцио  н ного порядка);

 

- частную (набор психопедагогических  воздействий, представляющие с  о бой адаптированные для данного  возраста психокоррекционные приемы  и м е тоды);

 

- специальную (комплекс  приёмов, методик и организованных  форм р а боты с участником  или группой одного возраста, которые имеют схожие пр о  блемы).

 

Далее можно выделить :

 

Психокоррекционный комплекс, включающий в себя четыре основных блока.

 

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития  личн о сти, выявление факторов  риска, формирование общей программы  психологич е ской коррекции.

 

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать,  снятие тревожности, формирование  желания сотрудничать и что-то  изм е нить в своей жизни.

 

3. Коррекционный блок . Цель: гармонизация и оптимизация развития  клиента, переход от отрицательной  фазы развития к положительной,  овладение определёнными способами  деятельн о сти.

 

4. Блок оценки эффективности  коррекционных воздействий. Цель: И з мерение психологического  содержания и динамики реакций,  способствование появлению позитивных  поведенческих реакций и переживаний,  стабилизация п о зитивной  самооценки.

 

Очевидно, что основой  работы с девиантными подростками  должна стать программа, направленная на психол о гическую коррекцию девианта.

 

Что понимается под психологической  ко р рекцией ?

 

«Коррекция» в переводе с  латинского языка – поправка, частичное  и с правление или изменение (лат. correctio ).

 

Психологическая коррекция  – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью  сп е циальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой  такие устойчивые качества, которые  фо р мируются довольно рано и в  дальнейшем практически не изменяются [23, стр. 388].

 

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое  развитие человека, заключается в  том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами повед е ния  и направлена на их «переделку». Основная же задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном  развитии сформировать у чел о  века нужные психологические качества.

 

В то же время коррекция  может быть составной частью учебно-воспитательного  процесса и выступать как цел  о стное педагогическое явление, направленное на изменение формирующейся  личности ребёнка. Рассмотрим некоторые  аспекты п е дагогического  воздействия более подробно.

 

В рамках единого педагогического  процесса коррекция выступает как  с о вокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей де я  тельности.

 

Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совоку п ность мер педагогического  воздействия на личность ребёнка  с отклонениями в поведении. Она  направлена как на изменение познавательных способностей (особенно в младшем  возрасте), так и его эмоционально-волевой  сферы, улу ч шение индивидуальных личностных качество, а так же на развитие его интер е сов и  склонностей. Следует отметить, что  учебная деятельность в подростковый период остаётся ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей  и подростков.

Информация о работе Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков как социально-педагогическая проблема