Психокоррекция подростков с девиантным поведением

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 01:40, реферат

Описание работы

Профессиональный интерес социологов, социальных педагогов и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…… 3
Типы и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4
Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6
Ведущие факторы агрессивного поведения современных подростков..................... 8
Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11
Профилактика и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12
Заключение………………………………………………………………………….… 19
Список использованной литературы………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ГОРЛОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ 

Гуманитарный факультет

Кафедра психологи 
 

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ  ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ 
 

Р Е Ф  Е Р А Т

Студентки гуманитарного факультета

(спец. «практическая психология, преподавание английского языка»)

3 курса  группы 305 «Б»

Кричковской Анны Николаевны 
 
 

                  Научный руководитель

                  В.А. Волков,  
                   
                   
                   
                   

Горловка

2007

 

   Содержание

   Введение…………………………………………………………………………..…… 3

   Типы  и структура девиантного поведения………………………………………..…. 4

   Причины возникновения девиации ……………………………………..………..….. 6

  Ведущие факторы агрессивного поведения  современных подростков..................... 8

  Метод исследования девиантного поведения……………………………................. 11

  Профилактика  и коррекция девиантного поведения……………………………..… 12

  Заключение………………………………………………………………………….… 19

  Список  использованной литературы………………………………………………… 22

   Приложения…………………………………………………………………………… 23 
Введение

   Изменения, происходящие сегодня в нашем  обществе, выдвинули целый ряд проблем, одна из которых – появление детей с девиантным поведением.

   С каждым годом очевиден рост детской преступности, наркомании, прослеживаются тенденции увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребёнка возникают как результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, неблагополучных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемия разводов, проблемы при рождении ребёнка… Пословицы говорят: “Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”, “Привычка – вторая натура”. Народная мудрость тонко подметила связь между воспитанием в детстве и образом жизни во взрослом возрасте…

   Профессиональный  интерес социологов, социальных педагогов  и социальных психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме отклоняющегося поведения. Уже накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения.

   За  последние годы было выполнено психологами  и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др.

   Следует помнить, что дети – наше будущее и главная задача, которая стоит перед педагогами, родителями, врачами и обществом в частности – заложить нормы и правила поведения, с которыми ребёнок пойдёт в эту непростую, взрослую жизнь, воспитать психически и физически здорового ребёнка…

   Последнее говорит об актуальности работы в  плане коррекции детей с девиантным поведением.

   Актуальность  проблемы, недостаточный уровень  её практической разработанности определяет необходимость изучить возможности изменения самоотношения подростков с девиантным поведением в процессе групповой психокоррекционной работы. 

   Типы  и структура девиантного  поведения 

   Среди множества параметров отклоняющегося поведения можно  выделить: агрессивность (физическая, косвенная, вербальная, раздражение), негативизм, неблагоприятное  социальное окружение, негативную мотивацию учения и поведения, курение, склонность к алкоголизму, наркомании и др.

   Девиантные  формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и  неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность существования отклоняющегося поведения, связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. (Проявление подростком девиантного поведения находящимся в лагере вместе со сверстниками).

   К постоянным девиациям относят такие формы отклоняющегося поведения, которые имеют склонность к длительному существованию и малой зависимости от внешних воздействий. Они составляют большинство форм поведения.

   Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т.е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения.

   При неустойчивой девиантности отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации. (Например, чередование злоупотребления наркотическими веществами и нарушение пищевого поведения).

   Выделяются  разновидности отклоняющегося поведения:

  • стихийные структурированные (организованные);
  • спланированные структурированные (организованные);
  • стихийные неструктурированные (слабоорганизованные); 
  • спланированные неструктурированные (слабоорганизованные).

   Стихийные девиации характеризуются быстрым, хаотичным и не спланированным формированием. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются внешним характером. В таком случае девиантное поведение заранее не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы, стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими в поведении неадекватного поведения (стихийно совершаются агрессивные и аутоагрессивные поступки при деликвентном и патохарактерологическом типах девиантного поведения).

   Спланированные  девиации носят характер регламентированности, заданной и строгой очередности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает волнение, радость, беспокойство в момент ожидания данного вида деятельности (к ним относится, например, употребление алкоголя).

   Структурированная (организованная) девиация – это групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников.

   Для неструктурированной (слабоорганизованной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.

   Девиантные  формы поведения по структуре  могут быть:

  • экспансивными и неэкспансивными;
  • альтруистическими и эгоистическими.

   Экспансивные девиации, в отличие от неэкпансивных, характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободы (сексуальные аномалии, гиперобщительное поведение, агрессивность). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих (альтруизм, нарушение пищевого поведения). Эти девиации отличаются саморазрушающим для личности девианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личностной деградации или блокированию личностного роста.

   Большинство форм отклоняющегося поведения можно  назвать эгоистически ориентированными. 

   Эгоистические девиации характеризуются нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды. Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации и перверсии пропитаны желанием и стремлением индивида получить новые ощущения, “ублажить себя”, испытать радость.

   Альтруистические  девиации напротив направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению. (Альтруистические цели может преследовать суицидное поведение).

   По  параметру осознаваемости и критичности  можно выделить:

  • осознаваемые девиации;
  • неосознаваемые девиации.
 

   Причины возникновения девиации 

   Отклоняющееся поведение детей и подростков имеет сложную многофакторную природу, его изучение требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов; во-вторых, – применение сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза; в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает использование достижений таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская. [2]

   Подростковому возрасту присущи различные типы нарушенного поведения. Нарушенное поведение – это понятие неоднозначное ни в терминологии, ни в содержании самого термина, ни в его отношении к т.н. нормальному поведению. В терминологическом отношении "нарушенное поведение" часто рассматривается как синоним словосочетаний "трудный ребёнок", "ненормальное поведение", "ребёнок с нарушениями в аффективной сфере", "девиантное поведение", "отклоняющееся поведение", "делинквентное поведение", "противоправное, преступное, криминальное поведение" и др. Но названные термины несут одностороннюю информацию: бытовую (трудный ребёнок), юридическую (преступное поведение) и т.д [10]

   Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором  устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

   Для характеристики отклоняющегося поведения используют специальные термины делинквентность и девиантность.

   Если  нарушения не достигают уровня уголовно наказуемых действий, то такое поведение у несовершеннолетних принято называть делинквентным (от латинского delinquo – провиниться, совершить проступок). Обычно делинквентное поведение начинается с прогулов – уклонение от учёбы и труда и присоединения к асоциальной группе подростков (сверстников или более старших по возрасту). Мелкое хулиганство, отбирание у более младших детей денег, издевательства над ними, а в составе группы и над более старшими подростками – обычный набор делинквентных поступков. Участились и случаи проституции среди подростков. [5]

   Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. Под определение девиантное поведение попадает как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток). В литературе указывается на необходимость различать понятие  "отклоняющееся поведение" от терминов "отклонение в развитии", "задержка в развитии", "отставание в развитии"…Эти термины обозначают детей с дефектами развития. [9]

   Среди множества параметров отклоняющегося поведения можно выделить агрессивность. К формам агрессивных реакций детей и подростков, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: физическая, косвенная, склонность к раздражению, негативизм. Из форм враждебных реакций отмечаются: обида, подозрительность.

     Мы выделили четыре группы  детей: 

   а) подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений;

   б) дети с деформированными потребностями  и ценностями, отличающиеся обострённым индивидуализмом;

   в) дети, у которых конфликт между  деформированными и позитивными  потребностями, отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью;

   г) подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью.

Информация о работе Психокоррекция подростков с девиантным поведением