Проектирование деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Содержание

Метод проектов в современной педагогике 3
К истории метода 3
Что мы понимаем под методом проектов 6
Основные требования к использованию метода проектов 8
Типология проектов 9
Проектный метод в деятельности ДОУ 11
Паспорт проекта «Милой мамочки портрет» 18
(Пример применения проектной технологии в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста)

Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Метод проектов контрольная работа Свете.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

   Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия  занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление  о домашних животных, воспитатель  на занятиях познавательного цикла  знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического  цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в  народно-прикладном искусстве и  творчестве художников- иллюстраторов.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.[3]

  • Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
  • Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
  • Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

     Переход дошкольного учреждения на проектный  метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

  • занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
  • комплексные блочно-тематические занятия;
  • интеграция: 
    − частичная интеграция; 
    − полная интеграция;
  • метод проектов:

    − форма организации образовательного пространства;

    − метод развития творческого познавательного мышления.  

Примерный план работы воспитателя  по подготовке проекта 

  1. На основе изученных проблем детей поставить  цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.
 

Основные  этапы метода проектов 

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка  проекта – план деятельности по достижению цели:

  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение  проекта – практическая часть.

4. Подведение  итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее  время проекты классифицируются:

    • по составу участников;
    • по целевой установке;
    • по тематике;
    • по срокам реализации.

   В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). [1]

     Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная  с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья»  и др.

Значимы и другие виды проектов, в том  числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

     По  продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней  продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный  год).

     Основной  целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи  развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи  исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем  дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем  дошкольном возрасте – это:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
 
Этапы 
проекта
Деятельность  педагога Деятельность  детей
1 этап 1. Формулирует  проблему (цель). При постановке цели  определяется и продукт проекта. 
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение  в проблему. 
2. Вживание в игровую ситуацию. 
3. Принятие задачи. 
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в  решении задачи. 
5. Помогает спланировать деятельность 
6. Организует деятельность.
5. Объединение  детей в рабочие группы. 
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая  помощь (по необходимости). 
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование  специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка  к презентации. 
10.Презентация.
8. Продукт деятельности  готовят к презентации. 
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
 
 

     Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать  творческие способности и коммуникативные  навыки, что позволяет ему успешно  адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

     Внедрение в практику работы проектного метода начиналось с организации работы с педагогическими кадрами. Здесь  можно использовать следующие формы  работы:

Консультации  по темам:

  • «Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников»;
  • «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников»;
  • «Виды проектов и использование их в разновозрастных группах»;

Семинары-практикумы:

  • «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;
  • «Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс»;
  • «Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе»;
  • «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности»;
  • «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Примерные проекты в работе с кадрами:

  1. «Перспективы развития МДОУ в условиях самоуправления» (административная группа, методическая служба, совет педагогов, творческая группа);
  2. «Воспитание здорового ребёнка» (в рамках медико-психо-физиологической и педагогической служб);
  3. «Мастер-класс. Перспективы совершенствования педагогического мастерства» (в проекте участвуют все педагоги);
  4. «Молодые дарования» (методическая служба, группа наставников, молодые специалисты);
  5. «Перспективы экологического образования дошкольников» (воспитатели, педагоги дополнительного образования);
  6. «Питание и здоровье» (медицинская служба, методическая служба, воспитатели, работники пищеблока);
  7. проблемные проекты между педагогами групп, работающих по одной программе;
  8. дизайн-проект по совершенствованию развивающей среды (административно-хозяйственная, методическая, психологические службы, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности, рабочий по обслуживанию здания);
  9. социальные проекты «Наши юбиляры», «Знаменательные даты» (участвуют все члены коллектива, воспитанники, социум)

     Метод проектов используется в работе с  детьми, начиная с младшего дошкольного  возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки  учебных и исследовательских  умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.[3]

 

  1. Паспорт проекта «Милой мамочки портрет»

    (Пример  применения проектной  технологии в изобразительной  деятельности  детей дошкольного возраста) 

Цель  проекта:

Обогатить чувственный опыт детей через  эстетическое восприятие портретной живописи, развивать у детей творческие способности.

Задачи:

  • Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях.
  • Учить понимать “язык изобразительного искусства”.
  • Формировать умение давать эмоционально-личностную оценку произведению.
  • Совершенствовать технические навыки изображения человека.
  • Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой

Адресация:

Проект  реализуется в рамках раздела  программы «Детство» художественно-творческая деятельность

Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы.

Возраст участников: 5-6 лет

Аннотация к проекту.

     Наблюдения  показывают, что дети часто затрудняются в изображении человека, поэтому  стараются избегать этот образ в  самостоятельной творческой деятельности или создают его схематично. Исходя из этого, необходимо научить детей  рисованию человека, показав разнообразные  способы изображения. Впечатления, полученные от восприятия искусства  портрета, побуждают детей взяться  за кисть и попробовать себя в  роли художника-портретиста, отразив свои чувства и представления об окружающих людях.

     Усвоение  данной темы детьми построено на эмоционально-чувственном  восприятии. Поэтому прежде всего  детям предлагается нарисовать портрет  близкого человека – мамы. Рисовать такие портреты лучше с живой  модели, но можно использовать в  качестве натуры фотографии или рисовать по памяти.

Информация о работе Проектирование деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении