Мониториг образовательного учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 06:15, курсовая работа

Описание работы

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного раз­вития Российской Федерации.
Задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

Работа содержит 1 файл

Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

Целью Программы является обеспечение  доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного раз­вития  Российской Федерации.

 

Задачами Программы являются:

модернизация общего и дошкольного  образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры  профессионального образования  в соответствие с потребностями  рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

 

Программа будет реализована в 2011 - 2015 годах в 2 этапа.

 

На первом этапе (2011 - 2013 годы) в соответствии с мероприятиями Программы будут  сформированы стратегические проекты  развития образования, включающие в  себя ряд новых взаимоувязанных  направлений. Эти проекты будут  реализованы субъектами Российской Федерации, образовательными и иными учреждениями и ор­ганизациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.

 

В результате выполнения первого этапа  будут получены устойчивые модели для  дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов и социально-экономических условий.

 

На втором этапе (2014 - 2015 годы) предстоит  завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, обеспечив последовательные изменения в сфере обра­зования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе будут сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного ис­пользования информационно-телекоммуникационных технологий, а также определены основные позиции по целям и задачам федеральной целевой программы раз­вития образования на следующий период.

 

Досрочное прекращение реализации Программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Зеер Эвальд Фридрихович

 

Введение

Стратегия развития образования в Российской Федерации, реализация приоритетного национального проекта “Образование”, Федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2011 г.г. требовал решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества общего образования за счет реализации программных мероприятий в рамках региональных систем оценки качества образования.

Оценка качества образования  по динамике изменения его результатов очень продуктивный способ, требующий систематического мониторинга результатов. Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогический, медицинский, социальный мониторинг, а сущностью процесса управления развитием качества образования является рефлексивный подход, как в развитии самого объекта (образовательного процесса), так и управлении им.

Объектом исследования данной работы является качество образования. Предметом исследования является  мониторинг и его влияние на качество образования. Объектом мониторинга выступает качество образования, обеспечиваемое школой, как совокупность его свойств, определяющая его способность удовлетворять требования общества, запросы и ожидания потребителей образовательных услуг в отношении всестороннего формирования и развития личности школьников.

Гипотеза: мониторинг влияет на качество образования при условии, если

  1. разработана или адаптирована эффективная технология изучения образовательного процесса
  2. если данная технология адаптирована  для данного образовательного учреждения, с учетом его особенностей

Задачи данной работы:

  • изучить научную литературу по проблеме мониторинга
  • адаптировать эффективную технологию мониторинга качества образования для школы
  • изучить эффективность действия мониторинга на успешность работы учителя
  • изучить эффективность действия мониторинга на качество образования учеников и удовлетворенность образовательным учреждением их родителей

 

Причины, по которым  руководитель не хочет использовать мониторинг:

  • Неверие в возможности мониторинга, обращение к нему лишь по «указанию свыше».
  • Преувеличенное представление руководителя о собственной информированности во всех областях.
  • Принятие решений на основе наиболее доступной информации, невосприимчивость к информации, противоречащей или не совпадающей с наиболее доступной.
  • Ориентация на ограниченный круг источников информации, чрезмерное доверие им.
  • Лень и безынициативность руководителя.
  • Нечеткость понятий, применяемых при составлении задания, неопределенность целей и результатов.
  • Футурофобия — боязнь заглянуть в будущее.
  • Психологическая установка руководителя на благоприятные результаты.
  • Боязнь новых проблем, которые придется решать.

Основную значимость в мониторинге как педагогической технологии имеет его воспитательная сущность, оказывающая влияние или воздействие на субъекты образовательного процесса. В мониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по которым отслеживается состояние определенной образовательной системы, их критерии, а также мониторинговый инструментарий и процесс получения результатов.

Мониторинг как педагогическая технология рассматривается в исследованиях, концептуальной основой которых являются теоретические подходы к пониманию мониторинга А.С. Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко, В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н. Силина, С.Л. Фоменко и др.).

Вместе с тем значительно  чаще мониторинг используется как средство получения информации для дальнейшей ее реализации в ходе инновационной, управленческой и экспертной деятельности в образовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно из средств организации информационной среды.

Комплексный мониторинг образовательного процесса структур образования, включает в себя:

• мониторинг удовлетворенности выпускников качеством образования;

• мониторинг удовлетворенности потребителей и заказчиков;

• мониторинг удовлетворенности преподавателей работой над реализацией программ образования;

• мониторинг качества преподавательского состава.

Кроме того, в состав комплексного мониторинга входит исследование мотивации слушателей и социальных ожиданий заказчиков.

1. Качество образования

1.1. Актуальность проблемы оценки качества образования

Проблема оценки качества образования является в настоящее  время одной из самых актуальных для всей системы образования  Российской Федерации. На самом высоком государственном уровне образование признано ключевой ценностью общества и государства.

1.2. Подходы к оценке образовательных достижений

В науке существуют три  основных подхода в оценке образовательных  достижений учащихся:

  • критериально-ориентированный, позволяющий оценить насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и отношений, например, определенного как обязательный результат обучения (образовательный стандарт).
  • ориентированный на индивидуальные нормы конкретного ученика, реального уровня его развития в данный момент времени. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
  • нормативно-ориентированный, ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируется в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя - нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Данный подход не соотнесен с содержанием процесса обучения, а если проверку проводит учитель, то его оценка чаще всего субъективна, т.к. свои оценки он делает относительно среднего уровня подготовки класса.

1.3. Модели качества образования

 

 

Модель качества образования  начала 1980-х годов  -  модель «пяти  факторов» для эффективно работающих школ:

1. Сильное административное руководство.

2. Хороший внутренний климат.

3. Ориентацию на базовые академические навыки.

4. Ожидание более высоких результатов от учеников со стороны преподавателей.

5. Систему контроля за достижениями учащихся.

Модель качества образования  для эффективно работающих школ разработана ЮНЕСКО (модель шести факторов):

  1. Ориентацию на четко сформулированные цели.
  2. Позитивное руководство.
  3. Стабильность педагогического коллектива.
  4. Четко спланированный и скоординированный учебный план.
  5. Вовлеченность родителей в школьные дела и заботы.
  6. Рациональное использование свободного времени.

2. Мониторинг

2.1.Определение, виды, принципы, инструменты,  функции

Мониторинг (от лат. Monitor – предостерегающий) в широком  смысле – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза (социологический словарь).

Мониторинг – контроль с периодичным слежением за объектами  мониторинга и обязательной обратной связью (психолого-педагогический словарь).

Мониторинг - система повторных целенаправленных наблюдений за исследуемыми объектами в пространстве и времени.

Виды мониторинга:

  • социологический;
  • медицинский;
  • психологический;
  • педагогический (образовательный);
  • демографический;
  • экономический.

Диагностика

Диагностика (от греч. diagnostikos – способность распознавать) – инструмент мониторинга, понимается как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления.

Функции диагностики  и мониторинга

  • аналитическая,

  • собственно диагностическая,

  • оценочная,

  • коррекционная,

  • ориентационная,

  • информационная,

  • мотивационная,

  • прогностическая.

2.2. Потребители. Ожидания заказчиков образовательных услуг.

Характер мониторинга

 

Государство, как и  семья, и общество является основным заказчиком образовательного продукта, определяя его ключевые характеристики. Школа как государственная структура реализует позицию производителя продукта в интересах основного заказчика, в той или иной степени стараясь учесть интересы и других групп. Основным же потребителем  продукта является в первую очередь семья (учащийся), а затем уже остальные заказчики. Для того чтобы определиться с целевыми установками мониторинга, необходимо более четко позиционировать основных участников образовательного процесса. Предположим модельно, что государство – заказчик, школа – производитель, семья (общество) – потребитель. Сформулируем возможные стратегические образовательные цели указанных субъектов:

  1. Государство – реализация основных принципов государственной политики посредством выполнения государственных стандартов (в том числе и на условия деятельности);
  2. Школа – управление качеством педагогической деятельности с целью наиболее эффективного выполнения требований заказчика и потребителя;
  3. Семья (общество) – создание условий для самоопределения личности в существующем социокультурном пространстве, способной действовать на благо указанной группы.

Таким образом, в перечне  целей мониторинга имеем:

  1. Оценка соответствия имеющихся условий и результатов образовательной деятельности требованиям государственных образовательных стандартов,
  2. Оценка эффективности педагогической деятельности по достижению стратегических целей субъектов образовательного процесса,
  3. Оценка востребованности полученного продукта потребителем, соответствия его характеристик ожиданиям.

Основными объектами  мониторинга согласно целевому аппарату станут:

  1. Условия образовательной деятельности (материально-техническая база, кадровый потенциал, наличие органов взаимодействия субъектов образования и т.п.),
  2. Уровень выполнения/освоения образовательных стандартов,
  3. Особенности педагогической деятельности (используемые формы, методы и средства, их адекватность целям),
  4. Характер использования результатов образования в процессе дальнейшей жизнедеятельности (организация собственной образовательной/производственной деятельности, реализованность образовательных намерений и т.д.).

Информация о работе Мониториг образовательного учреждения