Проектирование деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 21:48, контрольная работа

Описание работы

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Содержание

Метод проектов в современной педагогике 3
К истории метода 3
Что мы понимаем под методом проектов 6
Основные требования к использованию метода проектов 8
Типология проектов 9
Проектный метод в деятельности ДОУ 11
Паспорт проекта «Милой мамочки портрет» 18
(Пример применения проектной технологии в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста)

Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Метод проектов контрольная работа Свете.docx

— 65.06 Кб (Скачать)

   Эмоциональные переживания, связанные с образом  матери, способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка  на создаваемом образе.[15]

    Схема реализации проекта

Разделы программы Виды детско-взрослой деятельности
Игровая деятельность Организация сюжетно-ролевой  игры «Дочки-матери», дидактических  игр «Фоторобот», «Найди ошибку в  портрете» , «Угадай настроение»
Социальное  –нравственное воспитание Проведение  тематических занятий, индивидуальных бесед «Легко ли быть мамой», «Любимые занятия нашей семьи»

Оформление фотовыставки «Вместе с мамой»

Утренник, посвященный  Дню 8 марта.

Речевое развитие Рассказывание детей по теме «Моя мама»

Рассказывание по картине «Подарки маме к празднику 8 марта»

Познавательное  развитие Познавательные  занятия по изобразительной деятельности «О чем рассказывает портрет», «Настроение  человека в искусстве», «Колорит в  портрете», «Образ матери в произведениях искусства»
Художественная  литература Знакомство  детей с пословицами и поговорками  о матери.

Чтение стихов: Э.Мошковская «Я маму свою обидел», В. Берестов «Праздник мам», Г.Демыкина «Мама», Э.Успенский «Если был бы я  девчонкой» и др.

Чтение рассказов: Б.Емельянов «Мамины руки», «Мамино  горе» и др.

Изобразительная деятельность Изготовление  подарков и открыток мамам к празднику,

Рисование портрета мамы

Музыка  Разучивание детьми песен о маме.
 

Этапы работы над проектом

Этап Деятельность  детей Деятельность  педагога
Подготовительный  этап 1. Составляют  рассказы о своей маме

2. В самостоятельной  творческой деятельности создают  портреты мам

1.Читает рассказы  и стихи о маме в преддверии  праздника 8 марта

2. Оформляет  выставку работ

Формулирование  проблемы 1. Осознают и личностно воспринимают проблему

2. Принимают задачи проекта

1. Формулирует проблему.

Проблема: мамы не узнали себя на портретах, созданных в самостоятельной творческой деятельности.

Цель: нарисовать портрет мамы к празднику 8 марта

2. Формулирует задачи:

-узнать, что такое портрет.

-выбрать изобразительные  материалы,

-определить  последовательность изображения.

Систематизация  информации о портретной живописи Диалоговые  беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение человека в искусстве», «Колорит в портрете», «Образ матери в произведениях искусства» Проводит беседы «О чем рассказывает портрет», «Настроение  человека в искусстве», «Колорит в  портрете», «Образ матери в произведениях  искусства».
Практическая  деятельность детей 1. Выбирают изобразительные  материалы.

2. Совместно  составляют схему последовательности  изображения портрета.

3. Экспериментирование  с красками в поисках цвета  кожи человека.

4. Рисование  по подгруппам с соблюдением  выбранной последовательности.

1. Предоставляет  различные изобразительные материалы.

2. Оказывает  практическую помощь (по необходимости).

3. Ведет совместно  с детьми экспериментальную деятельность.

4. Организует 

подгрупповую  работу.

Оформление Оформляют рамки  для портрета мамы. Помогает в  оформлении выставки работ.
Презентация 1.Договариваются  о защите проекта, разучивают  стихи, песню.

2. Представляют  продукт деятельности.

Принимает участие  в защите проекта.
 

 

 

Системная «паутинка» по проекту  «Милой мамочки портрет» 

 

Приложение  № 1

Конспект  занятия по изобразительной  деятельности

в подготовительной группе 

Тема: Фоторобот 

Программное содержание. Закрепить представления об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет). Расширять знания о портретном жанре: на примере нескольких портретов показать, что художники передают не только внешний облик человека, но и его внутренний мир (характер, настроение). Формировать умение различать чувства и настроение по выражению лица, по мимике.  

Материалы: Репродукции известных детям картин (пейзажи, натюрморты, портреты), кукла Незнайка, дидактическая игра «Портреты Незнайки», дидактическая игра «Фоторобот» 

Ход занятия. 

1. Игровая мотивация.

Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришёл маленький сказочный герой. Угадайте, кто он.

Мальчик в шляпе  голубой,

Любопытный и  смешной,

Очень любит  он мечтать,

Сочинять и  рисовать,

Только ничего не знает

Этот маленький  …

Дети: …Незнайка.

Незнайка (воспитатель): -Здравствуйте, ребята! Хорошо, что вы меня знаете. Наверно, читали обо мне? Помните, как однажды я хотел стать художником, но портреты, которые я рисовал, никому не понравились? Вот я пришёл к вам в детский сад, чтобы учиться у вас рисованию. Ведь я так люблю искусство! Я даже стал картины собирать. У меня их так много, что я решил пригласить вас в свою картинную галерею – в сказочную страну искусства.

Колокольчик, позвони!

В страну искусства  позови! 

(Дети проходят в студию)

Н: -Давайте посмотрим на эти картины. О чём они рассказывают?

Д: ответы детей.

Н: -Верно, о природе. Как одним словом назвать картины о природе?

Д: -Пейзажи.

Н: -Верно!

В: -Посмотрите внимательно, ребята, и скажите, какую ошибку допустил Незнайка?

Д: - Среди пейзажей оказался натюрморт.

В: –Верно, давайте его снимем. Какие из этих пейзажей вам знакомы?

Д: ответы детей.

В: - Где надо расположить картину, которую сняли?

Д: -Среди натюрмортов.

В: -Почему вы так думаете?

Д: ответы детей.

В: –Давайте подойдём к выставке натюрмортов. Не ошибся ли Незнайка и здесь?

Д: - Нет.

В: - А это что за группа картин?

Д: -Портреты.

В: -Что такое портрет?

Д: ответы детей 

2. Дидактическая  игра «Портреты Незнайки».

Цель: Учить различать  чувства и настроение человека по выражению  лица, по мимике.

В: - Незнайка говорит, что Тюбик нарисовал и его портреты. Как вы думаете, почему они такие разные?

Д: -У Незнайки было разное настроение.

В: -Верно, у Незнайки было разное настроение, поэтому выражение его лица менялось. Какой Незнайка изображён на этой картине? Какое у него лицо?

Д: - Грустное, печальное; весёлое, радостное; испуганное; удивлённое; спокойное, ласковое, доброе, нежное; злое, сердитое. 

3. Физминутка. 

Незнайка стать  художником мечтал,

Поэтому он всюду  рисовал.

Ручкой на листе  вот так (показ)

Кистью на холсте вот так (показ)

Карандашиком  на парте

И мелками на асфальте.

Сапогами на снегу,

Коньками он чертил на льду.

На песочке  прутиком,

На дощечке  гвоздиком.  

В: -Вот какие портреты нарисовал Незнайка. Что он забыл нарисовать? (воспитатель показывает изображения) 

Д: - брови; губы; уши; нос… 

4. Дидактическая игра  «Фоторобот» ( пособие для игры см. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников» с.64, 55)

Цель: обучение последовательному  описанию лица человека.

В: -А теперь помогите мне грустного Незнайку превратить в весёлого. Что надо изменить в его портрете?

Д: -Губы и брови

В: -Поиграем в игру «Фоторобот». С помощью этой игры можно смоделировать лицо любого человека.

Дети под руководством воспитатель моделируют разные лица. 

5. Итог занятия [15] 

 

Приложение  № 2

Беседы  по ознакомлению детей  с искусством 

Тема: «О чем рассказывает портрет»

Программное содержание: расширить и закрепить представления детей о портрете как жанре живописи, познакомить с его видами. Учить детей внимательно рассматривать изображение и сравнивать с действительностью, находить главные детали портрета. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на художественный образ, умение общаться по поводу увиденного. Помогать составлять устный рассказ от имени изображаемого, будить фантазию. 

Тема: «Настроение человека в искусстве»

Программное содержание: дать представление о значении настроения человека, изображенного на портрете. Учить детей воспринимать зрительно и называть настроение, отражающееся на лицах людей в жизни и на картине. 

Тема: «Колорит в портрете»

Программное содержание: обобщить представления детей о цвете как средстве выразительности в портрете, обратив внимание на то, что

художник с  помощью цвета может показать настроение картины, отношение к  изображаемому.

Развивать у  детей желание высказываться  по поводу увиденного, соотносить его  с личным опытом и чувствами. Учить  детей понимать взаимосвязь общего колорита картины и её звучанию по настроению. 

Тема: «Образ матери в произведениях  искусства»

Программное содержание: познакомить детей с особенностями изображения образа матери в произведениях живописи 

Список  литературы

  1. Аджи,  А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе [Текст] /  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006
  1. Алдашева, Г.А.  Дошкольная педагогика [Текст]  / Г.А. Айдашева.   М: Феникс, 2004. – 326 с.
  1.  Арапова-Пискарева,   Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 115 с.
  1. Безрукова,  В.С. Все о современном уроке  в школе: проблемы и решения  : учебное пособие [Текст] / В.С. Безрукова; ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2004. – 159 с.
  2. Бондаренко,  Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада [Текст]  /  Т.М. Бондаренко. М.: Учитель, 2007. – 334 с.
  1. Веракса , Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]  / Н.Е. Веракса. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 200 с.
  1. Голицына,  Н.С. Занятия в детском саду: Перспективное планирование: Вторая младшая и средняя группы [Текст]  / Н.С. Голицына. М.: Скрипторий, 2007.
  1. Дошкольная  педагогика [Текст] / Под редакцией В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1978.
  2. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду  : учебное пособие для сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  3. История советской дошкольной педагогики  : хрестоматия [Текст] / сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980. – 447 с.
  4. Килпатрик,  У.Х. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» (1928) – цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» [Текст] / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. 4, 2003 – с. 6.
  5. Козлова,  С.А. Дошкольная педагогика  : учебное пособие для дошкол. отд. – ний и фак. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А Куликова. – М.: Академия, 2002. – 415 с.
  6. Козлова, С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова,  Т.А. Куликова.  М.: Академия, 2007. – 243 с.
  7. Колесникова,  Л. Учение без утомления [Текст] / Дошкольное образование. -2008 - №5-56-60 с.
  8. Лучшие проекты образовательных учреждений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000 – 215 с.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. – 230 с.
  11. Павлова, Л.  Ранний возраст: значение игр-занятий в интеллектуальном развитии [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2002 - №4-87-90 с.
  12. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? [Текст] // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] /под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: мозаика - Синтез, 2007
  14. Проектная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.google.com/Doc?id=dtdgnc8_146dw4zdkf7
  15. Прокофьева,  Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода [Текст] / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина – М.: ИТиИП РАО, 2004. – стр. 503.
  16. Сластенин,  В.А. Общая педагогика: в 2 ч.  : учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; ред. В.А. Сластенин. – М.: Владос, 2003. Ч.1. – 2003. – 287 с.
  17. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика [Текст] / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  18. Усова,  А.П.Обучение в детском саду [Текст]  / А.П. Усова.  М.: Просвящение, 1970. – 113 с.

Информация о работе Проектирование деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении