Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:53, курсовая работа
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка такую среду представляет игра и разнообразная деятельность. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Фрейд писал: "... в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает все свои эмоции”.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА
ДОШКОЛЬНИКОВ
Игра – ведущая деятельность дошкольников
"Чтобы вырасти
здоровыми, детям не требуется
уметь читать - им требуется уметь
играть” ( Фрэд Роджерс.)
В отличие от взрослых,
для которых естественной средой
общения является язык, для ребенка
такую среду представляет игра и
разнообразная деятельность. Игра -
это единственная центральная деятельность
ребенка, имеющая место во все
времена и у всех народов.
Фрейд писал: "...
в игре ребенок подобен
Френк предположил,
что игра для детей - способ научиться
тому, чему их никто не может научить.
Это способ исследования и ориентации
в реальном мире, пространстве и
времени, вещах, животных, структурах людях.
Включаясь в процесс игры дети
научаются жить в нашем символическом
мире - мире символов и ценностей, в
тоже время исследуя, экспериментируя,
обучаясь.
Уолтман пишет: " игра
дает возможность ребенку
Игра представляет
собой попытку ребенка
Игра - символический
язык для самовыражения; игра может
открыть нам: что ребенок пережил,
чувства, связанные с тем, что
он пережил, какие желания, мечты , его
потребности.
Ролевая или, как
ее иногда называют, творческая игра появляется
в дошкольном возрасте. Это деятельность,
в которой дети берут на себя роли
взрослых людей и в обобщенной
форме, в игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения
между ними. Ребенок, выбирая и
исполняя определенную роль, имеет
соответствующий образ - мамы, доктора,
водителя, пирата - и образцы его
действий. Образный план игры настолько
важен, что без него игра просто не
может существовать. Но, хотя жизнь
в игре протекает в форме
Около 3 лет
ребенок становится гораздо
И так, на границе
раннего и дошкольного детства
возникают первые виды детских игр.
Это уже известная нам
Режиссерская и
образно-ролевая игры становятся источниками
сюжетно - ролевой игры, которая достигает
своей развитой формы к середине
дошкольного возраста. Позже из нее
выделяются игры с правилами. Следует
отметить, что возникновение новых
видов игры не отменяет полностью
старых, уже освоенных, - все они
сохраняются и продолжают совершенствоваться.
В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят
собственно человеческие роли и отношения.
Дети играют друг с другом или с
куклой как идеальным партнером,
который тоже наделяется своей ролью.
В играх с правилами роль отходит на второй
план и главным оказывается четкое выполнение
правил игры; обычно здесь появляется
соревновательный мотив, личный или командный
выигрыш. Это - большинство подвижных,
спортивных и печатных игр.
С тем, чтобы проследить
развитие игры, рассмотрим вслед за
Д.Б. Элькониным становление ее отдельных
компонентов и уровни развития, характерные
для дошкольного возраста.
Сюжет - та сфера действительности,
которая отражается в игре. Сначала
ребенок ограничен рамками
Сюжет и содержание
игры воплощаются в роли. Развитие
игровых действий, роли и правил
игры происходит на протяжении о школьного
детства по следующим линиям: от
игр с развернутой системой действий
и скрытыми за ними ролями и правилами
– к играм со свернутой системой
действий, с ясно выраженными ролями,
но скрытыми правилами — и, наконец,
к играм с открытыми правилами
и скрытыми за ними ролями.
Игра - ведущая деятельность
в дошкольном возрасте, она оказывает
значительное влияние на развитие ребенка.
Прежде всего, в игре дети учатся полноценному
общениюдруг с другом.
Игра способствует
становлению не только общения со
сверстниками, но и произвольного
поведения ребенка. Механизм управления
своим поведением - подчинение правилам
- складывается именно в игре, а затем
проявляется в других видах деятельности.
Произвольность предполагает наличие
образца поведения, которому следует
ребенок, и контроля. В игре образцом
служат не моральные нормы или
иные требования взрослых, а образ
другого человека, чье поведение
копирует ребенок. Самоконтроль только
появляется к концу дошкольного
возраста, поэтому первоначально
ребенку нужен внешний контроль
со стороны его товарищей по игре.
Дети контролируют сначала друг друга,
а потом - каждый самого себя. Внешний
контроль постепенно выпадает из процесса
управления поведением, и образ начинает
регулировать поведение ребенка
непосредственно.
Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в этот период еще затруднен. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное экспериментатором. Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение образы становятся более обоб-щенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Информация о работе Игра – ведущая деятельность дошкольников