Игра – ведущая деятельность дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка такую среду представляет игра и разнообразная деятельность. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
Фрейд писал: "... в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится... он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает все свои эмоции”.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 15.98 Кб (Скачать)

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА  ДОШКОЛЬНИКОВ 

                                    

Игра – ведущая  деятельность дошкольников

    

"Чтобы вырасти  здоровыми, детям не требуется  уметь читать - им требуется уметь  играть” ( Фрэд Роджерс.) 
 
 

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, для ребенка  такую среду представляет игра и  разнообразная деятельность. Игра - это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все  времена и у всех народов. 

 Фрейд писал: "... в игре ребенок подобен писателю: он создает свой собственный  мир, он устраивает этот мир  так, как ему больше нравится... он относится к игре очень  серьезно и щедро вкладывает  все свои эмоции”.  

Френк предположил, что игра для детей - способ научиться  тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и  времени, вещах, животных, структурах людях. Включаясь в процесс игры дети научаются жить в нашем символическом  мире - мире символов и ценностей, в  тоже время исследуя, экспериментируя, обучаясь. 

Уолтман пишет: " игра дает возможность ребенку отреагировать  на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны. Маленькому ребенку не достает семантической  беглости, способность понимать у  него только формируется... различные  типы игр идеально подходят выражения  его чувств и отношений”. 

Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство  контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. 

Игра - символический  язык для самовыражения; игра может  открыть нам: что ребенок пережил, чувства, связанные с тем, что  он пережил, какие желания, мечты , его  потребности. 

Ролевая или, как  ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят  деятельность взрослых и отношения  между ними. Ребенок, выбирая и  исполняя определенную роль, имеет  соответствующий образ - мамы, доктора, водителя, пирата - и образцы его  действий. Образный план игры настолько  важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь  в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью. 

 Около 3 лет  ребенок становится гораздо более  самостоятельным, и его совместная  деятельность с близким взрослым  начинает распадаться. В то  же время, игра социальна и  по своему происхождению, и  по содержанию. Она не сможет  развиваться без частого полноценного  общения со взрослыми в без  тех разнообразных впечатлений  от окружающего мира, которые  ребенок приобретает тоже благодаря  взрослым. Нужны ребенку и различные  игрушки, в том числе неоформленные  предметы, не имеющие четкой функции,  которые он мог бы легко  использовать в качестве заместителей  других. Д.Б. Эльконин подчеркивал:  нельзя выбрасывать бруски, железки,  стружки и прочий ненужный, сточки  зрения мамы, мусор, приносимый  детьми в дом. Поставьте для  него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность  более интересно играть, развивая  свое воображение. 

И так, на границе  раннего и дошкольного детства  возникают первые виды детских игр. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ней или несколько  позже появляется образно-ролевая  игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и  соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях  воспроизводит тот образ, который  вызвал у него сильный эмоциональный  отклик. У Жана Пиаже можно найти  примеры образно-ролевых игр. Его  дочь, наблюдавшая во время каникул  старую деревенскую колокольню, слышавшая  колокольный звон, остается под впечатлением увиденного и услышанного долгое время. Она подходит к столу своего отца и, стоя неподвижно, воспроизводит  оглушительный шум. "Ты же мне  мешаешь, ты же видишь, что я работаю”. - "Не говори со мной, -отвечает девочка.- Я - церковь”. 

Режиссерская и  образно-ролевая игры становятся источниками  сюжетно - ролевой игры, которая достигает  своей развитой формы к середине дошкольного возраста. Позже из нее  выделяются игры с правилами. Следует  отметить, что возникновение новых  видов игры не отменяет полностью  старых, уже освоенных, - все они  сохраняются и продолжают совершенствоваться. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят  собственно человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с  куклой как идеальным партнером, который тоже наделяется своей ролью. В играх с правилами роль отходит на второй план и главным оказывается четкое выполнение правил игры; обычно здесь появляется соревновательный мотив, личный или командный выигрыш. Это - большинство подвижных, спортивных и печатных игр. 

С тем, чтобы проследить развитие игры, рассмотрим вслед за Д.Б. Элькониным становление ее отдельных  компонентов и уровни развития, характерные  для дошкольного возраста. 

Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала  ребенок ограничен рамками семьи  и поэтому игры его связаны  главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные и т.д. Более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем, в "дочки-матери”. Кроме  того, игра на один и тот же сюжет  постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может  посвятить ей только10-15 минут, а затем  ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже  может продолжаться 40-50 минут. Старшие  дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются  на несколько дней. 

Сюжет и содержание игры воплощаются в роли. Развитие игровых действий, роли и правил игры происходит на протяжении о школьного  детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами  – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами  и скрытыми за ними ролями.  

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает  значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общениюдруг с другом.  

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и  произвольного  поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем  проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие  образца поведения, которому следует  ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или  иные требования взрослых, а образ  другого человека, чье поведение  копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного  возраста, поэтому первоначально  ребенку нужен внешний контроль со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом - каждый самого себя. Внешний  контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка  непосредственно. 

Перенос формирующегося в игре механизма произвольности в другие неигровые ситуации в  этот период еще затруднен. То, что  относительно легко удается ребенку  в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. Например, играя, дошкольник может долго стоять в позе часового, но ему трудно выполнить аналогичное задание стоять прямо и не двигаться, данное экспериментатором. Хотя в игре содержатся все основные компоненты произвольного поведения, контроль за выполнением игровых действий не может быть вполне сознательным: игра имеет яркую аффективную окрашенность. Тем не менее, к 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила, регулирующие его поведение образы становятся более обоб-щенными (в отличие от образа конкретного персонажа в игре). При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

Информация о работе Игра – ведущая деятельность дошкольников