Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 20:09, реферат
Целью написания данного реферата является систематизация и углубление знаний по заявленной теме. Для ее достижения я воспользовалась информацией представленной в учебной и методической литературе, а так же в периодической печати. Мною были проанализированы статьи М.С. Пискунова, А.В. Щербакова, Д.В. Бухарова, Н.Н. Ушаковой и других авторов. В своих статьях они поднимают вопрос, который является сегодня неотъемлемой частью нашей жизни.
Введение ………………………………………………………………….3
Имидж образовательного учреждения……………………………....5
Понятие имиджа………………………………………………..5
Компоненты имиджа образовательного учреждения………..5
Характеристики имиджа……………………………………….7
Формирование имиджа образовательного учреждения………….....8
Технологии формирования имиджа............................................9
Критерии эффективности формирования имиджа образовательного учреждения………………………………..14
Заключение………………………………………………………………15
Список использованной литературы…………………………………...16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ
ОБЛАСТИ
Государственное автономное образовательное учреждение
«Архангельский областной институт переподготовки и
повышения
квалификации работников образования»
Кафедра
управления образованием
Реферат по дисциплине «Образовательный маркетинг»
Имидж образовательного
учреждения
Введение ………………………………………………………………….3
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………...16
Характерная черта современного общества – это конкуренция. Конкуренция в бизнесе, на рынке труда, конкуренция «внутри» профессии, а в последнее время и конкуренция на рынке образовательных услуг. В настоящее время коллективы образовательных учреждений вынуждены задумываться о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. Стремление школы конкурировать только на основании высоких результатов ЕГЭ или числа победителей в олимпиадах не совсем оправдано. Многие родители ориентированы не только на результат обучения, но и на то, в каких условиях обучаются и воспитываются их дети, как организован их досуг и каково их личное отношение к данной школе, к конкретному классу и т.д. Одним из главных факторов, определяющим отношение родителей и общественности в целом, к тому или иному образовательному учреждению, является мнение учащихся. К сожалению, большинство из них на вопрос: «Как у вас в школе?», ответят в лучшем случае: «Нормально», а в худшем начнут рассказывать о том, как им там плохо, о придирчивых учителях, о недобрых одноклассниках и т.п. Естественно, что у родителей и представителей общественности, складывается неблагоприятное отношение к данному образовательному учреждению. Усугубляют ситуацию и наши СМИ, которые с удовольствием освещают любую ставшую им известной негативную информацию о несправедливых поступках учителей в отношении учеников и их родителей. В последнее время это стало «хорошей» традицией в преддверии профессионального праздника педагогов.
Таким образом, независимо от нашего желания, хотим мы этого или нет, о каждом образовательном учреждении складывается то или иное впечатление. Каким будет это впечатление: хорошим или плохим, зависит только от тех, кто работает в этих учреждениях.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет школу как «учреждение, занимающееся обучением и воспитанием, дающее образование». Общеобразовательное учреждение призвано создавать условия для усвоения образовательных программ, формирования общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе. И чем значительнее планы школы, тем более пристальное внимание она должна уделять своему имиджу.
Обращение
к формированию имиджа полезно
каждому учреждению. Формирование благоприятного
имиджа - процесс более выгодный и менее
трудоемкий, чем исправление спонтанно
сформировавшегося неблагоприятного
образа.1
Целью написания данного реферата
является систематизация и углубление
знаний по заявленной теме. Для ее достижения
я воспользовалась информацией представленной
в учебной и методической литературе,
а так же в периодической печати. Мною
были проанализированы статьи М.С. Пискунова,
А.В. Щербакова, Д.В. Бухарова, Н.Н. Ушаковой
и других авторов. В своих статьях они
поднимают вопрос, который является сегодня
неотъемлемой частью нашей жизни.
В
мировой практике создание имиджа предприятия
рассматривается как одна из стратегических
целей управления, которая считается
не менее важной, чем внедрение
новых технологий, стабилизация финансовой
среды, найм персонала и расширение
рынков сбыта. Имидж учреждения оказывает
значительное влияние на отношение
к нему потребителей, партнеров и широкой
общественности.
Исследования свидетельствуют о том, что
образовательные учреждения, имеющие
высокую репутацию, опережают своих конкурентов
по привлечению инвестиций, найму лучших
профессионалов, поддержанию доверия
к себе и привлекательности.2
Поэтому значительным резервом
более эффективного позиционирования
на рынке образовательных услуг является
формирование имиджа образовательного
учреждения и управление им.
1. Имидж образовательного учреждения
Для
успешного позиционирования на рынке
образовательных услуг особое внимание
учреждениям необходимо уделять формированию
привлекательного имиджа и позитивной
репутации. Понятие «имидж» в широком
смысле трактуется в научной литературе
как распространенное представление о
совокупности естественных и специально
сконструированных свойств объекта. В
узком смысле под «имиджем» понимается
сознательно сформированный образ – представление,
который наделяет объект дополнительными
ценностями, что приводит к его более целенаправленному
и эмоциональному восприятию, вызывает
такие впечатления, отношения, оценки,
в которых нуждаются его создатели.
М. С. Пискунов так определяет имидж: «Имидж
общеобразовательного учреждения – это
эмоционально окрашенный образ школы,
часто сознательно сформированный, обладающий
целенаправленно заданными характеристиками
и призванный оказывать психологическое
влияние определенной направленности
на конкретные группы социума».3
Основным преимуществом имиджа является
созданные представления о школе как об
успешном, престижном, комфортном и т.п.
учреждении, оказывающем влияние не только
на внешнюю среду школы, но и на внутреннюю.
1.2. Компоненты имиджа образовательного учреждения
Среди компонентов, слагающих имидж учреждения, выделяют как переменные, так и постоянные слагаемые. К числу переменных слагаемых имиджа можно отнести содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения, виды образовательных услуг и материальную базу образовательного учреждения, т.е. все то, что может меняться. К постоянным составляющим имиджа можно отнести такие как фирменный стиль образовательного учреждения, организационную культуру, качество образовательных услуг, имидж руководителя, имидж персонала, образ выпускника образовательного учреждения, комфортность образовательной среды, стиль образовательного учреждения и др. Под фирменным стилем образовательного учреждения подразумевается стили взаимоотношений между участниками образовательного процесса, общения (в том числе и по телефону), урочной и внеурочной деятельности, оформления документации, помещений; традиции школы; ученическая форма и внешний вид педагогов; символика школы (наличие гимна, девиза, эмблемы). Отношения формального и неформального характера, деловое кредо учреждения, его поведенческий кодекс, культура служебных и педагогических отношений, морально-психологический климат в коллективе – вот основные составляющие организационной культуры образовательного учреждения. Под качеством образовательных услуг следует понимать вклад образовательного заведения в развитие компетентностей обучающихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей; формирование здорового образа жизни, а также ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательного учреждения и связи учреждения с различными социальными институтами. Персональная и социальная характеристики, профессиональные качества, такие как стиль руководства, степень владения технологиями управления коллективом, организаторские умения, способность к объективной независимой оценке определяют образ руководителя. Имидж персонала подразумевает под собой квалификацию и профессиональные качества всех сотрудников школы, стиль их поведения и внешний облик. Образ выпускника включает в себя такие его составляющие, как уровень овладения базовыми предметными компетенциями, уровень социализации, наличием сформированных нравственных качеств и активной жизненной позицией. Собственная образовательная политика, качество и содержание связей образовательного учреждения с различными социальными институтами и другими учебными заведениями определяют стиль образовательного учреждения.4 Под воздействием определенных факторов конкретная школа может уменьшить или увеличить количество компонентов, снизить или повысить требования к содержательному наполнению каждой составляющей, ориентируясь на требования, выдвигаемые к школе государством как социальному институту, так и требования, которые формулируют потребители образовательных услуг.
1.3. Характеристики имиджа
Для того, чтобы имидж образовательного учреждения воспринимался с позитивной стороны, он должен отвечать ряду характеристик. Во-первых, это адекватность или правдоподобность. Создаваемый имидж должен соответствовать тому, что есть на самом деле. Во-вторых, это оригинальность. Имидж учреждения должен быть легко распознаваем среди имиджей других образовательных учреждений и легко запоминаться, важно иметь какую-нибудь «изюминку». В то же время, будучи легко узнаваемым, имидж должен оперативно видоизменяться, откликаясь на меняющиеся экономические, психологические, социальные условия и требования моды, т. е обладать пластичностью. Благоприятный имидж должен иметь точный адрес и привлекать определенные сегменты рынка, следовательно, быть адресным. И еще одной важной характеристикой имиджа является его комплексность, а это значит, что должны быть задействованы как внешние, так и внутренние механизмы.5
Стоит
помнить, что создание имиджа школы
– это занятие корпоративное,
и каждый субъект образовательного
пространства вносит свою лепту в построение
единого образа образовательного учреждения.
Правильно сложившееся общественное мнение
об имидже образовательного учреждения
надолго закрепляется в сознании людей.
Совокупность образов, представлений
об образовательном учреждении, живущих
в сознании людей, - ценный материал для
формирования имиджа образовательного
учреждения.
2. Формирование имиджа образовательного учреждения
Под
формированием имиджа образовательного
учреждения мы понимаем процесс, в ходе
которого создается некий спланированный
образ на основе имеющихся ресурсов.
На формирование имиджа образовательного
учреждения влияет позиционирование услуг.
Необходимость создания положительного
имиджа определяется тем, что в последнее
время на передний план выходят задачи
наделения образовательных
2.1. Технологии формирования имиджа.
В настоящее время уже создаются специализированные технологии формирования имиджа образовательного учреждения. Например, Д.В. Бухаров считает, что при формировании имиджа возможны два подхода: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей. Хотя на практике мы чаще всего наблюдаем сочетание этих подходов. Формирование имиджа «от запросов» потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:
- проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся;
- оценка ресурсов образовательного учреждения;
- формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями;
- осуществление плана деятельности;
- промежуточный контроль и регулирование деятельности;
- оценка результатов деятельности.
При проведении маркетингового исследования необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности. Например, для жителей города важна социальная позиция школы, для родителей учащихся – высокий процент поступления в вузы, для партнеров (других образовательных учреждений) важна конкурентная позиция организации. С уверенностью можно говорить, что формирование имиджа образовательного учреждения, опирающегося только на мнение потребителей, без учета ресурсов учреждения возможно только в теории. На практике необходимо проанализировать возможности, слабые и сильные стороны образовательного учреждения. Для этого вполне оправдано включение педагогического коллектива в обсуждение проблемы создания имиджа школы. Педагогам следует распределиться на группы по числу возможных структурных компонентов: имидж образовательной услуги, имидж потребителей образовательной услуги, внутренний имидж школы, имидж основных руководителей школы, имидж педагогов (персонала), визуальный имидж школа, социальный имидж школы, бизнес-имидж школы. Каждая из групп должна будет определить структурные элементы и факторы, обеспечивающие формирование данного компонента имиджа в своей школе, выделить, что в данном компоненте является для школы ключевым, в чем будет состоять привлекательность этого компонента для потребителей и предложить стратегии создания имиджа.7